Изменения в законодательство о трудоустройстве инвалидовВступившая в силу Глава 7 565-ФЗ объединяет и конкретизирует полномочия органов службы занятости в сфере содействия трудоустройству инвалидов.
В частности, служба занятости ведет учет квотируемых и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и подбор работников на такие рабочие места. В соответствии с ранее действовавшим законом о занятости населения, работодателям, численность работников которых составляла от 35 до 100 человек включительно, устанавливаемая субъектами РФ квота на прием инвалидов не могла превышать 3%. С 1 сентября 2024 года эта норма утратила силу, и по ст. 38 565-ФЗ работодателям, численность работников которых превышает 35 человек (то есть, 36 человек и более) может быть установлен любой размер квоты, от 2 до 4%. Ранее эта норма действовала только для организаций с численностью работников свыше 100 человек.
Если до 1 сентября 2024 года работодатели обязаны были определять количество квотируемых для инвалидов рабочих мест ежегодно по данным о среднесписочной численности работников за IV квартал, то со вступлением в силу Главы 7 565-ФЗ, а также вступлением в силу нового Постановления №709 численность работников в целях исполнения квоты должна будет рассчитываться ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
При этом (и это новелла законодательства) от выполнения квоты освобождаются работодатели:1) Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации;
2) Работодатели, признанные банкротами;
3) Работодатели в связи со снижением количества их работников до 35 и менее;
4) При отсутствии на учете в службе занятости инвалидов, подходящих под вакансию, либо при отсутствии в субъекте РФ организаций, готовых заключить с работодателем соглашение о трудоустройстве.
Исходя из анализа нового законодательства можно сделать вывод, что служба занятости получает полномочия практически в полном объеме регулировать и контролировать сферу трудоустройства инвалидов.
Новые правила выполнения квоты более подробные, в сравнении с действовавшими ранее (Постановление №366). Кроме того, они дополняют уже существующие способы исполнения работодателями квоты, а именно, непосредственное заключение трудового договора с инвалидом и заключение соглашения с исполнителем, который примет инвалида к себе на работу, а заказчик компенсирует затраты исполнителя на оплату труда и оборудование специального рабочего места.
Новых способов выполнения квоты два:1) С 1 сентября 2024 года заключить соглашение о трудоустройстве можно не только с организацией, но и с индивидуальным предпринимателем;
2) Возможно заключить договор с организацией-посредником, которая подберет исполнителя для соглашения о трудоустройстве.
При этом, Постановлением №709 установлено, что, если работодатель принимает на работу инвалида I группы, исполнение квоты считается кратным 2 рабочим местам для трудоустройства инвалидов. В настоящее время неясно, распространяется ли это правило на иные способы исполнения квоты, кроме непосредственного трудоустройства инвалида в организацию.
Постановление №709 утверждает в том числе форму Соглашения о трудоустройстве инвалидов, а также порядок его заключения. В сравнении с утратившим силу Постановлением №366 добавляются требования по отчетности исполнителя в рамках соглашения о трудоустройстве инвалидов. Исполнитель, в частности, обязан направить заказчику заверенные копии трудовых договоров инвалидов, работающих в соответствии с соглашением, копии документов, подтверждающие инвалидность и группу инвалидности, документы, подтверждающие расходы на оборудование рабочих мест.
В форме соглашения также установлено, что исполнитель ежемесячно направляет заказчику акт о выполненном обязательстве с приложением подтверждающей информации, а именно:- фамилии, имена, отчества, данные о профессии или должности трудоустроенных инвалидов;
- реквизиты приказов о приеме и увольнении;
- данные об установленной заработной плате в разрезе ее составных частей;
- о произведенных расходах по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов (при наличии), финансируемых заказчиком с калькуляцией расходов.
Таким образом, исполнители обязаны отчитаться о целевом использовании полученных средств.