Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Сентябрь, 2023
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Внесенные законом поправки связаны со вступившим в силу с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 02.07.2021 №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (с последующими изменениями).

Напомним, что для НКО представляют интерес две нормы из ранее внесенных законодательных изменений:

1. Всю информацию о рекламе, которая размещена в интернете и которая направлена на российских потребителей, нужно передавать в Роскомнадзор через специального оператора рекламных данных, которые определены специальной комиссией.

Состав информации, которую необходимо передавать, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 №1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором».

Необходимо помнить, что ФЗ «О рекламе» не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так что обычные сообщения о деятельности или о мероприятиях, проводимых НКО без цели извлечения прибыли, не будут попадать и под нормы о передаче информации в Роскомнадзор. Кроме того, специально отмечено, что эти нормы не распространяются на операторов социальной рекламы.

2. Всю рекламу в интернете нужно сопровождать специальной пометкой и указанием на рекламодателя. Пометка должна в обязательном порядке содержать слово «реклама» и информацию о рекламодателе, наименование, адрес сайта или страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Новым законом в статью 14.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства о рекламе) введены новые части 15-17, предусматривающие административную ответственность за нарушения правил распространения рекламы в интернете.

Из новых норм для НКО-рекламодателей представляют интерес части 15 и 16 ст. 14.3 (ч. 17 предусмотрена для операторов рекламных данных):

«15. Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанностей по предоставлению информации или обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с законодательством о рекламе, либо нарушение установленных сроков исполнения такой обязанности, либо предоставление при исполнении такой обязанности неполной, недостоверной, неактуальной информации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

16. Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».

Таким образом, установлены существенные штрафы (от 200 000 до 500 000 рублей) за нарушения требований к передаче информации о рекламе в Роскомнадзор и сопровождению распространяемой рекламы специальным идентификатором.
Вывод: НКО, являющиеся рекламодателями, должны внимательно отнестись к соблюдению требований законодательства о рекламе и минимизировать риски привлечения к административной ответственности.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Принятым Постановлением Правительства закреплена возможность подавать документы для получения разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, в том числе в электронном виде через портал Госуслуги с помощью усиленной квалифицированной ЭЦП руководителя некоммерческой организации. При избрании указанного способа подачи ряд обязательных для бумажной подачи документов могут предоставляться заявителем по желанию.

Установлено, что при подаче заявления в бумажном виде, оно заверяется печатью НКО (при ее наличии). Следует отметить, что данное положение о необязательности наличия печати для НКО хоть и является позитивным, но несколько преждевременным, поскольку соответствующие поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» еще не приняты, а лишь рассмотрены Государственной Думой в 1 чтении.

Уменьшен срок возврата Министерством юстиции документов в случае предоставления неполного комплекта документов – с 10 рабочих дней до 9 рабочих дней с даты поступления.

Также уменьшен с 15 до 5 рабочих дней срок предоставления Минюсту от государственных органов и организаций информации, подтверждающей представленные некоммерческой организацией сведения.

Установлен 42-дневный (вместо четырехмесячного) срок для подготовки распоряжения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения и информирования заявителя о принятом по результатам рассмотрения заявления решении посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в следующий рабочий день со дня принятия решения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и прилагаемых к нему документов в виде электронного документа с использованием портала Госуслуги.

Срок издания распоряжения об отзыве выданного разрешения (если Минюст получает сведения о несоответствии некоммерческой организации требованиям) также сокращен с 4 месяцев до 42 рабочих дней.

Сведения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения вносятся в электронном виде в реестр в день издания распоряжения. Подтверждением получения некоммерческими организациями разрешения является запись в реестре. Сведения о выданном (отозванном) разрешении предоставляются в виде выписки из реестра. В случае, если выписка из реестра предоставляется в электронном виде, она должна содержать QR-код, с помощью которого обеспечивается переход на страницу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащей сведения из реестра. Выписка из реестра подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующего должностного лица Минюста России.
Вывод: утвержденные изменения носят позитивный характер, поскольку упрощают для НКО процедуру подачи документов, а также сокращают сроки рассмотрения документов Министерством юстиции.
Принятые ведомственные приказы
Приказом внесены изменения в формы отчетов ОН0001 (о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников), ОН0002 (о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников), ОН0003 (об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных источников). Изменения коснулись наименований иностранных источников в связи со с вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Формы ОН0001 и ОН0002 отныне включают следующий перечень иностранных источников:

1) целевые поступления от иностранных государств;

2) целевые поступления от органов публичной власти иностранных государств;

3) целевые поступления от международных и иностранных организаций;

4) целевые поступления от иностранных граждан;

5) целевые поступления от лиц без гражданства;

6) целевые поступления от иностранных структур без образования юридического лица;

7) целевые поступления от лиц, уполномоченных источниками, указанными в пунктах 1) – 6).

В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:

  • уполномоченное лицо (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии));
  • уполномочивающее лицо (название государства/органа публичной власти/международной (иностранной) организации/ иностранной структуры без образования юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) иностранного гражданина/лица без гражданства).

8) целевые поступления от лиц, уполномоченных гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, получающими денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пунктах 1) – 7), либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных общества с государственным участием и их дочерних обществ).

В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:

  • уполномоченное лицо (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии)),
  • уполномочивающее лицо/лицо, действующее в качестве посредника (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина Российской Федерации/наименование Российского юридического лица),
  • источник получения денежных средств (или) иного имущество от источников, указанных в пунктах 1) – 8).

9) целевые поступления от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства;

10) целевые поступления от лиц, находящихся под влиянием источников, указанных в пунктах 1) – 9)

В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:

  • лицо, находящееся под иностранным влиянием (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии)),
  • иностранный источник.

В форме ОН0003 не планируется приводить перечень источников, признаваемых иностранными, в отдельных подпунктах формы, общественным объединениям необходимо будет самостоятельно указывать релевантные источники в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Вывод: изменения, внесенные в формы отчетности НКО носят технический характер и направлены на приведение их в соответствие с изменениями законодательства в части перечня иностранных источников.
О критериях для блокировки сайтов
С 1 сентября 2023 года вступил в силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 27.02.2023 №25 «Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Приказом утверждены критерии, при наличии которых сайты вносятся Роскомнадзором в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (https://eais.rkn.gov.ru/):

1. материалы и (или) информация с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2. информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений, информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, информации о способах, методах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконного изготовления или переделки оружия, основных частей огнестрельного оружия, информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

3. информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола;

4. информация, распространяемая посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или судом.
Вывод: НКО необходимо учитывать Приказ Роскомнадзора при распространении информации на своих сайтах и страницах в соцсетях в целях минимизации рисков их блокировки.
На сайте Роскомнадзора он также указан как «Единый реестр запрещенной информации»
МВД России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Росздравнадзор, ФНС, Росалкогольрегулирование, Росмолодёжь, ФСБ России, Росгвардия, Россельхознадзор, МЧС России, Минобороны России, ФСИН, СВР, ФСО, ФТС – в пределах компетенции
Проекты федеральных законов
Об изменениях в ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
Законопроектом предлагается ряд законодательных изменений:

  • устраняются ранее существовавшие неточности;

  • добавляется новая цель благотворительной деятельности - участие в проведении мероприятий в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества;

  • изменяется определение организатора добровольческой (волонтерской) деятельности: вместо некоммерческих организаций в качестве таковых смогут выступать юридические лица в-целом. Таким образом, в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности смогу выступать и коммерческие организации. Это подтверждается устанавливаемым в законопроекте запретом на оказание государственной финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями. Также в предлагаемых изменениях расширяются цели организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, а именно к благотворительным целям добавляются «иные общественно полезные цели»;

  • вводятся новые участники добровольческой (волонтерской) деятельности: ассоциации (союзы) добровольческих (волонтерских) организаций (в том числе Ассоциация волонтерских центров) и ресурсные центры добровольчества (волонтерства);

  • закрепляется право добровольца (волонтера) на оплату прохождения медицинского обследования, обучения по дополнительным образовательным программам, программам профессионального обучения, если такое медицинское обследование, обучение является обязательным условием выполнения добровольцем (волонтером) определенных видов добровольческой (волонтерской) деятельности;

  • закрепляется право добровольца (волонтера) на получение знака отличия в порядке, определяемом Росмолодежью;

  • закрепляется право добровольца (волонтера) на учет добровольческой (волонтерской) деятельности при поступлении в образовательные организации высшего образования в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативным правовым актом Минобразования России;

  • закрепляется право добровольца на учет добровольческой (волонтерской) деятельности при комплектовании федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, обеспечивающим развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся, в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Минпросвещения России;

  • уточняется, что организационное и методическое сопровождение создания и функционирования ресурсных центров добровольчества (волонтерства) осуществляется Ассоциацией волонтерских центров;

  • расширяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по утверждению требований к медицинскому обследованию добровольца (волонтера) и к отсутствию у него заболеваний, препятствующих осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности, предоставлению сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства), определению ресурсного центра добровольчества (волонтерства) и оказанию ему поддержки;

  • определены формы господдержки добровольческой (волонтерской) деятельности:

1) финансовая поддержка, в том числе предоставление грантов и субсидий;

2) организационная поддержка;

3) информационная поддержка;

4) консультационная поддержка;

5) имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений в безвозмездное пользование;

6) поддержка в области подготовки, дополнительного образования добровольцев (волонтеров);

7) методическая поддержка;

Вступление поправок в случае их принятия планируется с 1 января 2024 года.
Вывод: несмотря на позитивные изменения, предлагаемые законопроектом, в нем содержится ряд предложений являющихся крайне спорными. В-частности, это закрепление возможности коммерческих организаций выступать в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, поскольку это вступает в противоречие с целью создания коммерческих организаций – извлечение прибыли (ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ) и принципом бескорыстности и безвозмездности добровольческой (волонтерской) деятельности (ст. 1 ФЗ о благотворительности). Расширение целей организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности «иными общественно полезными целями», при условии допуска коммерческих организаций, делает эти цели крайне неопределенными, поскольку их перечень законодательно сформулирован исключительно для некоммерческих организаций. Законопроект закрепляет формы государственной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, но не закрепляет механизмы ее осуществления и не определяет ее возможных получателей. Таким образом, предлагаемые законопроектом нормы нуждаются в дополнительной проработке.
Проекты постановлений Правительства
Об иностранных агентах
Само Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2022 г. № 1996 «Об утверждении Правил извещения Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами органов прокуратуры о проведении внеплановой проверки иностранных агентов, а также лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» вступило в силу с 1 декабря 2022 года.

Следует напомнить, что 4 августа 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», которые обязывают органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностных лиц, физических лиц независимо от их гражданства или отсутствия такового, учитывать ограничения, установленные для иностранных агентов. Таким образом, ответственность за соблюдение этих ограничений несет как сам иностранный агент, так и любые лица, которые в той или иной степени своими действиями или бездействием могут способствовать тому, что эти ограничения и запреты могут быть нарушены.

Вместе с тем, в законе было изменено понятие «Государственного контроля за деятельностью иностранных агентов» на «Государственный контроль за соблюдением законодательства об иностранных агентах» и установлена возможность контроля Минюста России за иными лицами.

Опубликованным Минюстом России проектом вносятся соответствующие технические изменения в целях приведения Постановления Правительства №1996 в соответствие с изменившимся законодательством.
Вывод: сам по себе опубликованный проект постановления Правительства РФ носит технический характер и никаких новых ограничений для НКО не устанавливает.
Проекты ведомственных приказов
Проект приказа помимо технических правок, связанных со вступившими в силу изменениями законодательства, предполагает корректировку Порядка ведения реестра иностранных агентов в части расширения перечня содержащихся в реестре сведений ‎об иностранном агенте.

Так, в реестр иностранных агентов, опубликованный на официальном сайте Минюста России, предлагается дополнительно включать:

  • дату опубликования принятия решения о включении лица ‎в реестр иностранных агентов;

  • псевдоним физического лица (при его наличии);

  • прежнюю фамилию, и (или) имя, и (или) отчество (в случае если иностранный агент менял фамилию, и (или) имя, и (или) отчество) или прежнее наименование юридического лица, общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица (в случае его изменения).

Таким образом, если физическое лицо, признанное иностранным агентом, использует в своей публичной деятельности псевдоним, либо если юридическое лицо или незарегистрированное общественное объединение сменило свое наименование, то сведения об этом также будут указываться в реестре иностранных агентов.
Вывод: с одной стороны, предлагаемые изменения увеличивают репутационные риски лиц, признанных иностранными агентами, с другой стороны – это позволит иным лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», обязаны соблюдать запреты и ограничения, установленные для иностранных агентов, не допустить нарушений этого требования.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Об учредителях НКО
Об органе управления учредителя НКО, уполномоченного давать согласие на включение в НКО нового учредителя

Определение Верховного Суда РФ № 305-ЭС23-16061 от 11.09.2023 по делу № А41-53105/2022
Данным определением поставлена точка в судебном споре между НКО и её учредителем. Выводы судов по делу могут иметь важное значение в правоприменительной практике, так как определяют, в лице какого органа учредитель НКО вправе давать согласие на включение в созданную им НКО новых учредителей.

Суть спора: коммерческая организация учредила АНО1. АНО1 выступила учредителем АНО2. АНО1 в лице своего единоличного исполнительного органа приняла решение о включении в АНО2 новых учредителей. Коммерческая организация оспорила это решение, ссылаясь на то, что его принятие относится к компетенции высшего органа (собрания учредителей), а не единоличного исполнительного органа.

Позиция судов: суд встали на сторону АНО1, указав, что ни уставом АНО1, ни законодательством не определено, что решение по вопросу о согласии учредителя о включении в учрежденную им АНО новых учредителей не отнесено к компетенции высшего органа, в связи с чем решение, принятое от лица АНО1 единоличным исполнительным органом, является правомерным.