Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Август, 2025
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Принятыми изменениями установлен запрет на распространение рекламы:

  • на информационных ресурсах иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ;

  • на информационных ресурсах организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»;

  • на информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Вывод: некоммерческим организациям следует обращать внимание на то, где именно планируется размещение их рекламы и не допускать этого на запрещенных информационных ресурсах в сети Интернет.
Принятыми изменениями установлено, что дополнительное профессиональное образование педагогических работников в целях повышения квалификации или лиц, которые не являются педагогическими работниками, в целях занятия ими педагогической деятельностью, осуществляется по направлению работодателя в государственных и муниципальных образовательных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учредителями которых (или одним из учредителей) являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, государственная корпорация или государственная компания либо в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Эти нововведения касаются только тех педагогических работников и будущих педагогических работников, которые занимаются или планируют заниматься педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Принятый закон не распространяется на лиц, имеющих документы о ДПО, полученные до дня вступления в силу закона и на лиц, принятых на обучение по программам ДПО до дня вступления в силу закона.
Вывод: дополнительное профобразование педагоги, а также иные лица, которые планируют заниматься педагогической деятельностью, должны будут получать в государственных и муниципальных образовательных организациях, в учебных заведениях, расположенных в федеральной территории «Сириус», на территориях инновационного центра «Сколково» и инновационных научно-технологических центров, в общероссийских спортивных федерациях (в части дополнительного профобразования в области физкультуры и спорта).
Принятыми изменениями установлен полный запрет на осуществление иностранными агентами образовательной и просветительской деятельности. В предыдущей редакции закона запрет касался осуществления такой деятельности лишь в отношении несовершеннолетних. Закрепляется, что наличие статуса иностранного агента является основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности, а действующая лицензия прекращается в случае включения лицензиата в реестр иностранных агентов.

Также устанавливается запрет на получение мер муниципальной поддержки и на включение НКО, имеющих статус иностранного агента, в реестр СОНКО, ведущийся Минэкономразвития России.
Вывод: принятыми изменениями расширен перечень ограничений и запретов, установленных для иностранных агентов.
Принятым законом в том числе внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», предусматривающие уточнение порядка получения согласия субъекта на обработку его персональных данных.

В законе закрепляется, что согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных информации и (или) документов, которые подтверждает и (или) подписывает субъект персональных данных.

При внесении данного изменения законодатель руководствовался необходимостью защиты прав граждан от «скрытых» согласий на обработку ПДн, включаемых в текст различных пользовательских соглашений, однако, данное изменение может повлиять и на устоявшуюся в НКО практику получения согласия на обработку ПДн через электронную форму, например, при оформлении пожертвования, заполнения анкеты добровольца или заявления на получение благотворительной помощи.
Вывод: в отсутствие в настоящее время практики применения принятого закона и каких-либо разъяснений от контролирующего органа (Роскомнадзора), сложно оценить возможные последствия внесения вышеуказанных изменений.
О штрафах для иноагентов
1 сентября вступает в силу основная часть законодательных изменений, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.2025 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Внесенными изменениями расширен перечень административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации, за совершение которых лица подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, а именно ст. 19.34 (Нарушение порядка деятельности иностранного агента).

Таким образом, лица, находящиеся за пределами РФ, могут быть привлечены к административной ответственности за неподачу в Минюст России заявления о намерении осуществлять функции иностранного агента, несообщении о наличии у него статуса иностранного агента, отсутствие необходимой «маркировки» материалов создаваемых и распространяемых иностранным агентом, нарушения порядка отчетности иностранных агентов, нарушения ограничений и запретов, предусмотренных для иностранных агентов.

Статья 19.4 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, дополнена новой частью 9:

«9. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, или его территориального органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».

Таким образом, Минюст России сможет привлекать к административной ответственности лиц, препятствующих осуществлению Минюстом своих полномочий в сфере контроля за иностранными агентами.

Действие ч. 4 ст. 19.34 КоАП расширено и позволяет привлекать к административной ответственности не только за отсутствие указания на то, что материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, но и за несоответствие данного указания утвержденной форме.

Размер штрафа по ч. 5 ст. 19.34 КоАП (производство материалов и (или) их распространение без необходимого указания учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица) установлено в диапазоне от 30 000 до 50 000 рублей (в ранее действовавшей редакции – от 10 000 до 30 000 рублей).
Вывод: принятые законодательные изменения расширяют и ужесточают административную ответственность иностранных агентов.
Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 N 2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
Суть внесенных изменений состоит в унификации формы отчетности НКО, направляемой в Минюст России. В настоящее время формы отчетности НКО, общественных объединений, благотворительных организаций различаются и установлены Приказом Минюста России от 30.09.2021 №185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».

Внесенными законодательными изменениями:
  • установлен единый порядок направления в Минюст России отчетности некоммерческих организаций, общественных объединений, благотворительных организаций, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, по форме, утверждаемой Минюстом России (на религиозные организации новый порядок отчетности распространяться не будет);
  • Минюст России обязан согласовать единую форму отчетности НКО с Росстатом, при этом отдельная отчетность НКО в органы статистики исключается;
  • закреплено, что отчетность направляется в форме электронного документа, обязанность предоставлять отчетность в бумажном виде исключается;
  • конкретизирована обязанность НКО по опубликованию отчетности только на информационном ресурсе Минюста России, исключена возможность ее опубликования на иных ресурсах или в СМИ;
  • в единую форму отчетности включены сведения об использовании НКО ящиков для сбора благотворительных пожертвований (в настоящее время эти сведения включаются в отдельный отчет в соответствии с Приказом Минюста России от 31.08.2020 №190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований»).
Сроки направления единой формы отчетности не изменяются – до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Вывод: закрепление единой формы, сроков и порядка отчетности НКО, введение исключительно электронной формы отчетности, исключение отдельной отчетности в органы статистики, носят положительный характер, поскольку значительно упрощают для НКО процесс направления отчетности, исключают путаницу в разных формах отчетности, направляемой в Минюст России, снижают риски нарушений и привлечения НКО к административной ответственности.
Принятым законом, в частности, вносятся изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Суть внесенных изменений состоит в законодательном закреплении порядка проведения регистрационных процедур, которые в настоящее время определены в ведомственных приказах Минюста России и ФНС России.

В вышеупомянутых законах закрепляется, что направление документов на регистрацию общественного объединения или некоммерческой организации могут быть направлены в бумажной форме почтовым отправлением с описью вложения или в электронной форме через портал госуслуг (ЕСИА). Это соответствует действующему Приказу Минюста России от 26.09.2022 №199 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

Приводятся в соответствие с Приказом ФНС России от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» нормы законов в части содержания заявлений о регистрации. Перечень вносимых сведений теперь соответствует действующей форме Р11001, в которой не указывается место жительства уполномоченного лица, сведения об уплате госпошлины (данные запрашиваются в рамках межведомственного взаимодействия Минюста и ФНС), но подлежат заполнению сведения об учредителях и руководителе организации.

Сокращаются сроки рассмотрения документов, если они направлены через портал госуслуг. Для общественных объединений - 17 рабочих дней вместо 30 календарных, для некоммерческих организаций – 11 рабочих дней вместо 14.

Сокращены сроки направления заявителю документов о регистрации организации, если они были направлены через портал госуслуг – 1 рабочий день вместо 3.
Вывод: принятые законодательные изменения положительно скажутся на НКО, поскольку они направлены на упрощение регистрационных процедур и сокращение сроков их проведения.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Правительством РФ обновлено постановление, регламентирующее порядок направления работников в служебные командировки. Существенных изменений в новом постановлении не отмечено, но новеллой является дополнение условий, при которых работнику возмещаются расходы в поездке: в новом постановлении это не только расходы, произведенные с разрешения, но и произведенные с ведома руководителя организации.

В связи с этим дополнением можно порекомендовать некоммерческим организациям включить в свои положения о командировках порядок уведомления и согласования расходов, производимых работником, во избежание возможных злоупотреблений.
Вывод: принятое Постановление Правительства РФ существенно не меняет установленный порядок направления работников в служебные командировки, однако, его вступление в силу потребует корректировки внутренних документов НКО.
Постановлением Правительства РФ внесены следующие изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных:

1. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводятся одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года или один обязательный профилактический визит в год. Периодичность проведения обязательных профилактических визитов для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска, устанавливается в соответствии с периодичностью, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего, умеренного или низкого риска, и обязательные профилактические визиты в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

В предыдущей редакции Положения для объектов контроля была установлена периодичность контрольно-надзорных мероприятий: для категории значительного риска – 3 года, для среднего риска – 4 года, для умеренного риска – 6 лет. По всей видимости, теперь эта периодичность будет установлена дополнительным актом Правительства РФ.

2. Конкретизируется информация, которую контролируемое лицо может указать в своем возражении на вынесенное ему предостережение.

3. Закрепляются положения о возможности проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Конкретизируются положения о порядке проведения профилактических визитов. Срок профилактического визита увеличивается – он не может длиться более 10 рабочих дней (в предыдущей редакции – 5). Закрепляется право Роскомнадзора выносить контролируемому лицу по окончании обязательного профилактического визита предписания об устранении выявленных нарушений, если они не были устранены в ходе обязательного профилактического визита. Если в рамках профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, то это является основанием для инициирования проверки.

4. Плановые контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований) теперь должны проводиться в соответствии с утвержденным и согласованным с органами прокуратуры планом на календарный год. Ранее в соответствии с планом проводились только проверки и инспекционные визиты.

5. Положения о проведении в рамках контрольно-надзорного мероприятия фотосъемки, аудио- и видеозаписи изложены в новой редакции, которая закрепляет лишь общее описание, а содержавшаяся в предыдущей редакции конкретизация порядка их применения исключена.

6. Вводятся положения о применении в рамках контрольно-надзорных мероприятий мобильного приложения «Инспектор».

7. Закрепляется право Роскомнадзора выносить контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений по итогам инспекционного визита, документарной или выездной проверки, если нарушения не были устранены в ходе контрольно-надзорного мероприятия.

8. Конкретизируется порядок обжалования решений и действий Роскомнадзора, в т.ч. с 20 до 15 рабочих дней сокращается срок рассмотрения жалобы, рассмотрение жалобы на отнесение объекта контроля к категории риска производится в течение 5 рабочих дней.

9. Роскомнадзору предоставляется право по итогам проведения контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдения за соблюдением обязательных требований) объявлять предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

10. Конкретизируются критерии отнесения объектов контроля к определенной категории риска.
Вывод: внесенные изменения не окажут существенного воздействия на деятельность НКО, но такие изменения как сокращение сроков рассмотрения жалоб и конкретизация определенных процедур являются положительными.
Принятые ведомственные приказы
Новый Приказ заменяет собой ранее действовавший аналогичный Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений».

Приказ определяет порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания, рекомендуемые нормативы численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
Вывод: новый Приказ Минтруда России крайне важен для НКО, оказывающих социальные услуги в стационарной форме.
Новый Приказ заменит действующий Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 5 сентября 2013 года №996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных».

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

Если НКО для осуществления своей деятельности необходимо использование персональных данных (ПДн) после достижения цели их обработки или истечения предусмотренных сроков хранения, например, в статистических целях для оценки количества получателей услуг или благотворительной помощи от НКО, то персональные данные могут быть обезличены. Для этого в НКО должен быть разработан локальный акт (положение/инструкция), определяющий порядок и методы обезличивания персональных данных. Доступ к данному локальному акту разрешен только для работников НКО, допущенных к обработке персональных данных (перечень таких работников утверждается приказом НКО).

В соответствии с ч. 12 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» Роскомнадзор утверждает требования к обезличиванию персональных данных и методы обезличивания.

Новым Приказом Роскомнадзор утвердил следующие методы обезличивания персональных данных (приведены произвольные примеры, поскольку в Приказе дано лишь общее описание методов):

  • метод введения идентификаторов ПДн – замена ПДн на идентификаторы в виде кода, номера или иного обозначения. Это означает, что ПДн удаляются и заменяются на какое-либо обозначение, не позволяющее идентифицировать субъекта ПДн («благополучатель №…», «жертвователь из ООО «Ромашка» и т.д.);

  • метод изменения состава или семантики ПДн – удаление, искажение и (или) изменение атрибутов ПДн. Удаление атрибутов ПДн означает исключение сведений, обработка которых не является необходимой для достижения целей обработки. В качестве примера можно привести практику опубликования решений судов, когда участники процесса обозначаются по первой букве фамилии. Искажение ПДн осуществляется путем добавления дополнительной информации, препятствующей идентификации субъекта ПДн («Иванов – Ивановский»), или вычитания определенных значений («Иванов – Ивов»). Изменение – замена части ПДн условным знаком, например, «*» («Иванов – И*в»);

  • метод перемешивания ПДн – перестановка каждого отдельного значения атрибутов ПДн и (или) групп значений атрибутов ПДн. Данный метод представляется не очень эффективным, поскольку сведения, хоть и перемешиваются между собой, но содержание ПДн сохраняется;

  • метод декомпозиции ПДн – разбиение массива ПДн с последующим раздельным их хранением. Метод подразумевает создание нескольких, напрямую не связанных между собой, баз данных, в которых хранятся отдельные части ПДн. Определить полный состав ПДн и идентифицировать субъекта ПДн можно только при ознакомлении с локальным актом оператора ПДн, в котором определены правила разбивки баз данных и соотнесения их между собой. Данный локальный акт должен храниться отдельно от обезличенных ПДн;

  • дополнительный метод преобразования массива ПДн – обобщение (агрегация) атрибутов ПДн с установлением заданного количества различных значений атрибутов ПДн. В связи с неконкретностью описания данного метода в Приказе Роскомнадзора, суть его не вполне понятна.
Вывод: принятие Приказа Роскомнадзора о методах обезличивания ПДн позволит НКО, которым по тем или иным причинам необходимо производить обезличивание ПДн, правильно осуществить такие действия с ПДн, обеспечить их безопасность и минимизировать возможные риски утечек.
Проекты федеральных законов
О благотворительной деятельности
Законопроектом предлагается:

1) в Федеральном законе от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» расширить перечень целей благотворительной деятельности, добавив в него «участие в проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, а также жертв геноцида советского народа»;

2) в Федеральном законе от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изложить в новой редакции пп. 13 п. 1 ст. 31.1 (предусматривающей перечень видов деятельности СОНКО, которым может оказываться государственная поддержка) – «проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, неизвестных захоронений останков жертв геноцида советского народа и непогребенных останков жертв геноцида советского народа, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, а также имен жертв геноцида советского народа».
Вывод: законопроектом предлагается расширить сферу благотворительной деятельности, а также расширить возможности СОНКО, осуществляющих свою деятельность в определенных сферах, на получение государственной поддержки.
Проекты ведомственных приказов
Проект приказа разработан в связи со вступлением в силу законодательных изменений, в соответствии с которыми в Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» отныне могут также включаться и экстремистские сообщества в случае вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении лица, создавшего, руководившего или участвовавшего в деятельности такого сообщества.

Название самого перечня изменяется, теперь он будет называться «Перечень организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими».
Вывод: некоммерческим организациям следует обращать внимание на данный перечень, поскольку любое взаимодействие с лицами, включенными в него, потенциально может трактоваться как участие в экстремистской деятельности.
Федеральный закон от 23.07.2025 № 215-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 1 и 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» - http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202507230005, Федеральный закон от 23.07.2025 № 216-ФЗ «О внесении изменений в статью 282-2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» - http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202507230006 и Федеральный закон от 23.07.2025 № 217-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202507230007
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →