Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Август, 2024
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Все три закона взаимосвязаны и вступили в силу с 19.08.2024.

Суть внесенных законодательных изменений состоит исключении указания на неправительственный характер иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ. Закреплено, что нежелательной на территории Российской Федерации может быть также признана деятельность не входящей в структуру органов государственной власти иностранного государства иностранной или международной организации, учредителем (участником) которой являются государственные органы иностранного государства (за исключением международной межправительственной организации, членом которой является Российская Федерация).

Соответствующие изменения внесены в названия и диспозиции статей 20.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности) и 284.1 Уголовного кодекса РФ (Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).

Принятые изменения расширяют спектр иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ по решению Генерального прокурора по согласованию с МИД России, и, соответственно, расширяют сферу применения норм об административной и уголовной ответственности за организацию или участие в деятельности таких организаций.
Вывод: принятые законодательные изменения означают для НКО необходимость еще более внимательного отношения к формируемому Минюстом России перечню иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ в целях недопущения участия в деятельности таких организаций под угрозой привлечения к административной или уголовной ответственности.
О пониженных тарифах страховых взносов
Внесено дополнение в п. 7 ст. 427 НК РФ. Этим дополнением с 1 января 2025 года уточняется порядок определения доли доходов, полученных некоммерческими организациями от установленных видов деятельности (не менее 70%), дающих право на применение пониженных тарифов страховых взносов, в общем объеме доходов НКО.

При определении с 01.01.2025 доли доходов, по итогам года, предшествующего году перехода НКО на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, НКО должны будут учитывать не только полученные доходы в виде целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, доходы в виде грантов и доходы от осуществления видов экономической деятельности, перечень которых указан в абзацах 47, 48, и в абзацах 51-59 подпункта 5 пункта 1 ст. 427 НК РФ, но также и доходы, полученные по соглашению о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.
Вывод: указанные изменения позитивно повлияют на возможность применения пониженных тарифов теми некоммерческими организациями, которые работают с инвалидами, помогая им найти рабочие места.
Законом формулировка такой цели благотворительной деятельности как «содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе» изложена в новой редакции: «поддержка, укрепления и защиты семьи, многодетности, сохранения традиционных семейных ценностей, популяризации института брака».
Вывод: внесенные изменения не окажут существенного влияния на деятельность благотворительных организаций, поскольку лишь еще больше расширяют и без того размытую формулировку.
Об отпуске
Федеральный закон от 08.08.2024 №268-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступает в силу с 01.09.2024, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 01.03.2025).
С 1 сентября 2024 года статья 115 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) дополняется частью 3, в соответствии с которой основной оплачиваемый отпуск, предоставляемый работающим инвалидам, не может быть менее 30 календарных дней. Для иных работников основной отпуск составляет не менее 28 календарных дней.

С 1 марта 2025 года изменится порядок оплаты сверхурочной работы. В соответствии с новой редакцией ст. 152 ТК РФ при расчете размера оплаты за сверхурочную работу необходимо будет учитывать действующие компенсационные и стимулирующие выплаты.

Кроме того, с 1 марта 2025 года вступит в силу новая статья 158.1 ТК РФ которая регламентирует направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате. По всей вероятности, вступление в силу данной статьи повлечет за собой увеличение внимания к наличию задержек в выплате заработной платы и привлечению к ответственности работодателей.

Для обеспечения координации региональных властей будут созданы межведомственные комиссии по противодействию формированию просроченной задолженности, порядок функционирования которых определит Правительство РФ.
Вывод: увеличение отпуска для инвалидов, вероятно, увеличит расходы некоммерческих организаций, но незначительно. Остальные изменения ТК РФ, скорее всего, не окажут существенного влияния на работу некоммерческого сектора.
ч. 6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей);
ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ (наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года)
Изменение положений закона о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) затронет ряд некоммерческих организаций, реализующих товары, работы и услуги физическим лицам.

Изменится положение, которое допускало реализацию товаров на ярмарках без применения ККТ. Несмотря на довольно большое количество исключений из этого правила НКО зачастую могли пользоваться освобождением от обязанности применять ККТ на ярмарках. С 1 марта 2025 года данная возможность сохранится только для организаций и ИП, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей. Соответственно, любая НКО обязана будет приобретать и регистрировать в ФНС ККТ, если она намерена продавать товары, работы или услуги.

Срок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ сократится с 10 до 5 рабочих дней с даты подачи заявления. Подать заявление можно будет не только напрямую в ФНС, но и через портал госуслуг, а также через производителя ККТ.
Вывод: с одной стороны, законодательное регулирование упрощает использование контрольно-кассовой техники, а с другой, НКО теряют право продавать товары, работы и услуги без применения ККТ на ярмарках.
Суть принятых законодательных изменений состоит во введении в сферу профилактики правонарушений несовершеннолетних института «наставничества». Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

В частности, определен круг лиц и организационные процедуры по наставничеству. К этой деятельности могут привлекаться граждане, СОНКО, благотворительные организации, добровольческие (волонтерские) организации и организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности. О своей готовности участвовать в профилактической работе с несовершеннолетними им необходимо будет заявить в ЕИС «Добровольцы России». Далее заявки будут переданы в государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это новая ГИС, которая только будет создаваться. Ее оператором определено Минпросвещения России, которым будет сформированы «реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними», и «реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Назначение наставника или организации (из состава лиц, включенных в указанные реестры) будет осуществляться комиссией по делам несовершеннолетних, с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей.

В реестр наставников и организаций, выразивших желание работать с несовершеннолетними, не могут включаться лица, не отвечающие перечисленным в законе требованиям. В частности, не могут быть наставниками лица, которые не допускаются к педагогической деятельности по ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, а также те, кто не вправе быть учредителями и членами НКО на основании ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Не вправе работать с «трудными» подростками и иностранные агенты.
Вывод: закон определяет механизмы, обеспечивающие участие представителей общественности в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, а также устанавливает запреты и ограничения на участие в такой деятельности (например, для лиц, внесенных в реестр иностранных агентов).
В ст. 11 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» вводится новая часть 19.1, устанавливающая запрет для иностранных агентов участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Об изменениях в сфере занятости
С 1 сентября 2024 года вступает в силу ряд нормативных правовых актов в сфере занятости населения:
  1. Утрачивают силу статьи 13.1 и 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – закон №1032-1), которыми ранее регламентировалось сопровождение при содействии занятости инвалидов и установление квоты для приема инвалидов на работу;
  2. Вступает в силу Глава7 Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее –565-ФЗ), регламентирующая содействие занятости инвалидов;
  3. Утрачивают силу ст. 22-24 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о специальных рабочих местах, условиях труда инвалидов и правах и обязанностях работодателей в обеспечении занятости инвалидов (нормы указанных статей переходят в 565-ФЗ)
  4. Утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 г. №366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место»;
  5. Вступает в силу новое Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 №709 «О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов» (вместе с «Правилами выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов», «Правилами заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов») (далее – Постановление №709);
  6. Не применяются формы, утвержденные Приказом Минтруда России от 26.01.2022 №24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения»;
  7. Вступает в силу Приказ Минтруда России от 16.04.2024 №195н «Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», в государственную службу занятости» (далее – Приказ Минтруда №195н)

Изменения в законодательство о трудоустройстве инвалидов

Вступающая в силу Глава 7 565-ФЗ объединяет и конкретизирует полномочия органов службы занятости в сфере содействия трудоустройству инвалидов.

В частности, служба занятости ведет учет квотируемых и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и подбор работников на такие рабочие места. В соответствии с ранее действовавшим законом о занятости населения, работодателям, численность работников которых составляла от 35 до 100 человек включительно, устанавливаемая субъектами РФ квота на прием инвалидов не могла превышать 3%. С 1 сентября 2024 года эта норма утрачивает силу, и по ст. 38 565-ФЗ работодателям, численность работников которых превышает 35 человек (то есть, 36 человек и более) может быть установлен любой размер квоты, от 2 до 4%. Ранее эта норма действовала только для организаций с численностью работников свыше 100 человек.

Если до 1 сентября 2024 года работодатели обязаны были определять количество квотируемых для инвалидов рабочих мест ежегодно по данным о среднесписочной численности работников за IV квартал, то со вступлением в силу Главы 7 565-ФЗ, а также вступлением в силу нового Постановления №709 численность работников в целях исполнения квоты должна будет рассчитываться ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

При этом (и это новелла законодательства) от выполнения квоты освобождаются работодатели:
1) Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации;
2) Работодатели, признанные банкротами;
3) Работодатели в связи со снижением количества их работников до 35 и менее;
4) При отсутствии на учете в службе занятости инвалидов, подходящих под вакансию, либо при отсутствии в субъекте РФ организаций, готовых заключить с работодателем соглашение о трудоустройстве.

Исходя из анализа нового законодательства можно сделать вывод, что служба занятости получает полномочия практически в полном объеме регулировать и контролировать сферу трудоустройства инвалидов.

Новые правила выполнения квоты более подробные, в сравнении с действовавшими ранее (Постановление №366). Кроме того, они дополняют уже существующие способы исполнения работодателями квоты, а именно, непосредственное заключение трудового договора с инвалидом и заключение соглашения с исполнителем, который примет инвалида к себе на работу, а заказчик компенсирует затраты исполнителя на оплату труда и оборудование специального рабочего места.

Новых способов выполнения квоты два:

1) С 1 сентября 2024 года заключить соглашение о трудоустройстве можно не только с организацией, но и с индивидуальным предпринимателем;

2) Возможно заключить договор с организацией-посредником, которая подберет исполнителя для соглашения о трудоустройстве.

При этом, Постановлением №709 установлено, что, если работодатель принимает на работу инвалида I группы, исполнение квоты считается кратным 2 рабочим местам для трудоустройства инвалидов. В настоящее время неясно, распространяется ли это правило на иные способы исполнения квоты, кроме непосредственного трудоустройства инвалида в организацию.

Постановление №709 утверждает в том числе форму Соглашения о трудоустройстве инвалидов, а также порядок его заключения. В сравнении с утратившим силу Постановлением №366 добавляются требования по отчетности исполнителя в рамках соглашения о трудоустройстве инвалидов. Исполнитель, в частности, обязан направить заказчику заверенные копии трудовых договоров инвалидов, работающих в соответствии с соглашением, копии документов, подтверждающие инвалидность и группу инвалидности, документы, подтверждающие расходы на оборудование рабочих мест.

В форме соглашения также установлено, что исполнитель ежемесячно направляет заказчику акт о выполненном обязательстве с приложением подтверждающей информации, а именно:
  • фамилии, имена, отчества, данные о профессии или должности трудоустроенных инвалидов;
  • реквизиты приказов о приеме и увольнении;
  • данные об установленной заработной плате в разрезе ее составных частей;
  • о произведенных расходах по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов (при наличии), финансируемых заказчиком с калькуляцией расходов.

Таким образом, исполнители обязаны отчитаться о целевом использовании полученных средств.
Вывод: оценить, являются произведенные изменения позитивными или негативными, в настоящее время не представляется возможным. Некоммерческие организации могут являться как работодателями, обязанными исполнять квоту, так и исполнителями по соглашению о трудоустройстве. С одной стороны, изменения потребует перестройки работы в новых реалиях, с другой, они дополняют и конкретизируют действующее законодательство, соответственно, работа с инвалидами становится более упорядоченной.
Изменение форм отчетности в государственную службу занятости.

С 1 сентября 2024 года в связи со вступлением в силу 565-ФЗ изменился порядок представления информации в государственные службы занятости населения (Приказ Минтруда №195н). Если ранее часть отчетности сдавалась при наличии явления (к примеру, о сокращении), а часть постоянно (сведения о вакансиях, даже при условии их отсутствия), то с 2024 года большая часть отчетности сдается только при наличии явления:
Как видно из таблицы, ежемесячной осталась лишь отчетность о выполнении квоты по инвалидам, но и она распространяется только на работодателей с числом работников свыше 35 человек.

С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые формы отчетности по каждому из пунктов таблицы.

В сравнении с предыдущими формами новые более краткие и простые в заполнении. Их всех форм удалены графы с избыточной информацией, в частности, о кодах ОКОПФ, ОКФС, ОКВЭД.

Из информации о принятии (изменении, отмене) решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата и возможном расторжении трудовых договоров исключена информация в разрезе численности женщин, иностранных работников, пенсионеров, предпенсионеров (нужно указать только общее количество увольняемых), а также отменено требование передавать персональные данные об увольняемых работниках (ФИО, СНИЛС, профессия, средний уровень заработной платы и т.д.).

Избыточная информация удалена и из других формы. Например, в форме о введении режима неполного рабочего времени больше не нужно указывать детальную информацию о том, каким образом изменяется режим труда.

В отчете о переводе на временную дистанционную работу не нужно указывать численность иностранцев, но новая форма дополнена указанием места осуществления трудовой деятельности работниками, временно переведенными на дистанционную работу (субъект, район, населенный пункт, адрес подразделения при наличии).

В отчете о выполнении квоты также исключена избыточная детализация, которая была ранее. Не нужно будет отправлять в службы занятости: ФИО, СНИЛС, дату рождения, группу инвалидности, количество специальных рабочих мест, информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, подробную информацию об исполнителе по соглашению о трудоустройстве. Сама форма предполагает только заполнение реквизитов организации, данных о том, сколько инвалидов трудоустроено непосредственно у работодателя, сколько по соглашению.

Новый приказ вводит форму информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении (ранее не была утверждена). При этом две формы из Приказа Минтруда №24 заполнять будет не нужно:

1) Отчет об отпусках без сохранения заработной платы
2) Информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.
Вывод: вступление в силу новых форм отчетности в государственную службу занятости позитивно отразится на деятельности некоммерческих организаций, так как на формирование документов потребуется в целом намного меньше времени.
Проекты федеральных законов
О минимальном размере оплаты труда
7 августа 2024 года истек срок общественного обсуждения опубликованного Минтруда России проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
В случае принятия предлагаемых изменений федеральный минимальный размер оплаты труда составит 22 440 рублей в месяц, таким образом в сравнении действующий МРОТ увеличивается на 16,62%. Примерно в половине регионов России региональный МРОТ приравнен к федеральному, соответственно, заработная плата работнику, исполняющему свои обязанности в режиме полного рабочего времени, не сможет быть менее 22 440 рублей.
Предполагается, что новый федеральный МРОТ вступит в силу с 1 января 2025 года.

В настоящее время информации о дальнейшем движении законопроекта на портале общественного обсуждения нет.
Вывод: данный законопроект окажет влияние на деятельность небольших НКО, которые зачастую устанавливают заработную плату, равную минимальному размеру оплаты труда ввиду ограниченности ресурсов.
Проекты постановлений Правительства
О реестре работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости
16 августа 2024 года Минтруд России опубликовал для общественного обсуждения (срок до 30.08.2024) проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил ведения реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости».
Данный проект является продолжением работы над регулированием деятельности государственных органов по противодействию нелегальной занятости в соответствии с положениями ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - 565-ФЗ). Ранее уже были созданы комиссии по противодействию нелегальной занятости и определены критерии, когда ФНС передают в эти комиссии сведения о работодателях, возможно, нарушающих трудовое законодательство.

Часть 6 ст. 67 закона №565-ФЗ вступит в силу с 1 января 2025 года, в рамках которой Минтруд обязан вести реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости.

Согласно разрабатываемому проекту постановления основанием для включения в реестр будет наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении об уклонении от оформления либо ненадлежащего уклонения трудового договора, либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 4 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях).

Включать работодателя в реестр Минтруд будет в течение 10 рабочих дней после вступления в силу постановления об административном правонарушении. Если в течение 1 года после включения в реестр нарушений по нелегальной занятости допущено не будет, работодатель будет исключаться из реестра. Кроме того, основанием для исключения будет являться отмена постановления по делу об административном правонарушении.

Предполагается, что реестр будет общедоступным и будет размещен на официальном сайте Минтруда России.

Вывод: принятие законопроекта в целом позитивно скажется на уже существующих собственниках целевого капитала, как формирующих, так и пополняющих целевой капитал, так как увеличивает сроки для совершения необходимых действия и оформления документов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2024 №194 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №324» и Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.02.2024 № 40н «Об утверждении Перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия»
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →