Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Июль, 2025
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Целями документа является определение направлений в области сохранения, развития и поддержку русского языка, государственных языков республик РФ и других языков народов РФ, продвижения русского языка в мире.

Государственная языковая политика реализуется в целях:
  • обеспечения прав и свобод человека и гражданина в языковой сфере;
  • обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации в языковой сфере;
  • укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и общероссийской гражданской идентичности;
  • обеспечения защиты, поддержки и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, как языка государствообразующего народа и как родного языка;
  • создания условий для надлежащего функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • обеспечения сохранения, поддержки и развития языков народов Российской Федерации, в частности языков коренных малочисленных народов, и языкового многообразия как национального достояния и историко-культурного наследия Российской Федерации.
  • В качестве задач государственной языковой политики названы, в частности: сокращение использования иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке; утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности речевой культуры и навыков владения русским языком, грамотности речевого общения и недопустимости использования нецензурной лексики; создание условий для речевого развития, воспитания интереса к чтению и книге на всех уровнях общего образования.

Ожидаемыми результатами названы, в частности,
  • укрепление общероссийской гражданской идентичности;
  • повышение уровня владения русским языком гражданами России;
  • совершенствование учебно-методической базы для преподавания русского языка и других языков народов Российской Федерации;
  • совершенствование норм государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и других языков народов Российской Федерации;
  • повышение интереса к чтению и книге на русском языке у подрастающего поколения и др.
Принятым законом в том числе внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», предусматривающие уточнение порядка получения согласия субъекта на обработку его персональных данных.

В законе закрепляется, что согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных информации и (или) документов, которые подтверждает и (или) подписывает субъект персональных данных.

При внесении данного изменения законодатель руководствовался необходимостью защиты прав граждан от «скрытых» согласий на обработку ПДн, включаемых в текст различных пользовательских соглашений, однако, данное изменение влияет и на устоявшуюся в НКО практику получения согласия на обработку ПДн через электронную форму, например, при оформлении пожертвования, заполнения анкеты добровольца или заявления на получение благотворительной помощи.
Вывод: в отсутствие в настоящее время практики применения принятого закона и каких-либо разъяснений от контролирующего органа (Роскомнадзора), сложно оценить возможные последствия внесения вышеуказанных изменений.
Суть вышеуказанных законов состоит в том, что отныне в Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» могут также включаться и экстремистские сообщества в случае вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении лица, создавшего, руководившего или участвовавшего в деятельности такого сообщества.

Название самого перечня изменяется, теперь он будет называться «Перечень организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими».
Вывод: некоммерческим организациям следует обращать внимание на данный перечень, поскольку любое взаимодействие с лицами, включенными в него, потенциально может трактоваться как участие в экстремистской деятельности.
Внесенными в КоАП РФ изменениями закреплено, что конфискованные товары и продукция, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые являлись орудиями совершения или предметами административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.12 КоАП РФ (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов для медицинского применения, спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, алкогольной продукции, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, пищевой продукции, а также товаров легкой промышленности, распоряжение которыми осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации), в случаях и порядке распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, которые установлены Правительством Российской Федерации, подлежат направлению на переработку (утилизацию), уничтожение либо могут быть безвозмездно переданы в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и (или) организациям, определенным Правительством Российской Федерации.

В ряде средств массовой информации были опубликованы сообщения о том, что принятие данных поправок означает передачу конфискованных в установленном порядке товаров и продукции, в том числе, благотворительным организациям.

Подтверждения данным предположениям в настоящее время нет, поскольку Правительством РФ еще не утвержден перечень организаций, которым могут передаваться конфискованные товары или продукция.
Вывод: принятие вышеуказанных поправок в КоАП РФ, теоретически, может означать, что конфискованные в установленном порядке товары или продукция могут передаваться благотворительным организациям, однако, перечень таких организаций должен быть утвержден Правительством РФ.
Об унификации форм отчетности НКО
1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2025 №313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Суть внесенных изменений состоит в унификации формы отчетности НКО, направляемой в Минюст России. В настоящее время формы отчетности НКО, общественных объединений, благотворительных организаций различаются и установлены Приказом Минюста России от 30.09.2021 №185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».

Внесенными законодательными изменениями:
установлен единый порядок направления в Минюст России отчетности некоммерческих организаций, общественных объединений, благотворительных организаций, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, по форме, утверждаемой Минюстом России (на религиозные организации новый порядок отчетности распространяться не будет);
Минюст России обязан согласовать единую форму отчетности НКО с Росстатом, при этом отдельная отчетность НКО в органы статистики исключается;
закреплено, что отчетность направляется в форме электронного документа, обязанность предоставлять отчетность в бумажном виде исключается;
конкретизирована обязанность НКО по опубликованию отчетности только на информационном ресурсе Минюста России, исключена возможность ее опубликования на иных ресурсах или в СМИ;
в единую форму отчетности включены сведения об использовании НКО ящиков для сбора благотворительных пожертвований (в настоящее время эти сведения включаются в отдельный отчет в соответствии с Приказом Минюста России от 31.08.2020 №190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований»).

Сроки направления единой формы отчетности не изменяются – до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Вывод: закрепление единой формы, сроков и порядка отчетности НКО, введение исключительно электронной формы отчетности, исключение отдельной отчетности в органы статистики, носят положительный характер, поскольку значительно упрощают для НКО процесс направления отчетности, исключают путаницу в разных формах отчетности, направляемой в Минюст России, снижают риски нарушений и привлечения НКО к административной ответственности.
Принятые ведомственные приказы
Приказ носит технический характер и вносит в форму соответствующего заявления графы о видах деятельности, планируемых к осуществлению лицом, намеревающимся действовать в качестве иностранного агента.

Изменения связаны со вступлением в силу с 02.05.2025 изменений в Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в соответствии с которыми закреплена обязанность предоставления иностранным агентом таких сведений.
Вывод: Приказ носит технический характер и направлен на расширение перечня сведений, вносимых в заявление о намерении лица осуществлять функции иностранного агента.
Федеральный закон от 21.04.2025 N 89-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
Проекты федеральных законов
Об адвокатской монополии
11 июля 2025 года Минюстом России опубликован для общественного обсуждения (срок до 25.07.2025) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный законопроект неофициально получил название «закон об адвокатской монополии». Он предполагает внесение изменений в АПК, ГПК, КАС, а также в Федеральный закон от «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

В настоящее время представлять интересы граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций в арбитражном суде могут адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

В случает принятия законопроекта представителями граждан, за исключением индивидуальных предпринимателей, в арбитражном суде смогут выступать их близкие родственники (родители и дети, братья и сестры), имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, и адвокаты. Представителями организаций и индивидуальных предпринимателей в арбитражном суде смогут выступать их работники, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, или адвокаты.

Аналогичные изменения планируется внести и в Гражданский процессуальный кодекс РФ.

По действующему законодательству представлять интересы граждан и организаций в судах общей юрисдикции, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

В случает принятия законопроекта представителями граждан, за исключением индивидуальных предпринимателей, в суде смогут выступать их близкие родственники (родители, дети, братья и сестры), имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, и адвокаты. Представлять организации и индивидуальных предпринимателей смогут их работники, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, или адвокаты.

Исключение составит только представление по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

При рассмотрении административных дел в соответствии с Кодексом административного судопроизводства, в том числе, о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций, сейчас представителями могут выступать адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

В случае принятия законопроекта представителями граждан, за исключением индивидуальных предпринимателей, в суде по административным делам смогут быть их близкие родственники (родители и дети, братья и сестры), обладающие полной дееспособностью и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, и адвокаты. Представителями организаций и индивидуальных предпринимателей смогут быть их работники, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, и адвокаты.

Законопроектом предполагается переходный период до 1 января 2028 года, в течение которого, как предполагается, юристы, не являющиеся адвокатами, смогут подготовиться, сдать квалификационный экзамен и получить статус адвоката.
Вывод: предлагаемые изменения касаются всех юридических лиц, в т.ч. НКО, поскольку для представления их интересов в судах будет необходимо иметь штатного юриста или обращаться за юридической помощью к лицам, имеющим статус адвоката.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →