Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Июль, 2024
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
О перечне видов деятельности СОНКО
Федеральный закон от 13.07.2024 № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 13.07.2024, за исключением некоторых положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления).
Законом, в частности, введен новый вид деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»): «19) межмуниципальное сотрудничество».

В Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения:

  • закреплены 5 форм межмуниципального сотрудничества:
1) членство муниципальных образований в объединениях муниципальных образований;
2) учреждение межмуниципальных хозяйственных обществ, межмуниципального печатного средства массовой информации и сетевого издания;
3) учреждение муниципальными образованиями некоммерческих организаций;
4) заключение договоров и соглашений;
5) организация взаимодействия советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

  • конкретизированы полномочия советов муниципальных образований;

  • понятие общероссийского объединения муниципальных образований заменено понятием всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, установлен порядок ее создания и деятельности;

  • понятие межмуниципальных организаций заменено понятием межмуниципальных хозяйственных обществ, конкретизирован порядок их создания и деятельности
Вывод: принятым Законом расширен перечень видов деятельности СОНКО, таким образом, организации, осуществляющие свою деятельность в сфере межмуниципального сотрудничества, смогут претендовать на получение государственной поддержки.
Суть изменений, затрагивающих некоммерческие организации, заключается в изменении механизма реабилитации юридических лиц, включенных Центральным банком РФ в группу высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

В соответствии с действующим законодательством отнесение юридического лица к той или иной группе риска (низкого, среднего и высокого) производится вначале Центральным банком. Далее ЦБ РФ доводит эту информацию до кредитных учреждений, а коммерческие банки затем либо соглашаются с оценкой ЦБ РФ, либо нет, и присваивают свою категорию риска. В том случае, если оценка Банка России подтверждается оценкой коммерческого банка, против клиента применяются жесткие меры: он не может более проводить операции по своему расчетному счету за рядом некоторых исключений, не может нигде открыть иной расчетный счет и вывести свои денежные средства и т.д. Такой клиент обязан проходить реабилитацию в специальной межведомственной комиссии, в противном случае он будет ликвидирован. Если оценка ЦБ РФ и коммерческого банка не совпадала, клиент мог оспорить присвоение ему категории высокого риска также в межведомственной комиссии.

После внесения законодательных изменений организации, которые получили категорию высокого риска от Банка России, но не от кредитного учреждения, получили право обжаловать не в межведомственную комиссию, а непосредственно в Центральный банк. В случае отказа ЦБ РФ в снижении установленной категории риска совершения подозрительных операций клиент получает право обжаловать это решение в Центральный банк, межведомственную комиссию и в суд.

Таким образом, юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получают более широкие возможности для обжалования присвоения высокой категории риска в том случае, когда высокая категория риска от ЦБ РФ не подтверждена банком, обслуживающим этого клиента.
Вывод: данное изменение затрагивает крайне незначительное число некоммерческих организаций, так как, в основном, они получают категории низкого либо среднего риска. Тем не менее, по своей сути изменение позитивное, так как расширяет возможности для обжалования присвоения высокой категории риска Центральным банком РФ.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Правила определяют порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с иностранным агентом в случае установления вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении нарушения порядка деятельности иностранного агента.

Принятым Постановлением Правительства заменяется аналогичное действующее Постановление Правительства от 06.07.2020 №990. Новое Постановление учитывает законодательные изменения в части терминологии (используется общее понятие «иностранный агент»).

В новом Постановлении конкретизирован порядок направления Роскомнадзором иностранному агенту уведомления об ограничении доступа к его информационному ресурсу, и порядок направления иностранным агентом обращения о возобновлении доступа.

Увеличен до 3 рабочих дней (вместо одного) срок принятия Роскомнадзором мер по ограничению доступа после получения постановления суда. Также до 3 рабочих дней увеличен срок принятия Роскомнадзором мер по возобновлению доступа (со дня подтверждения факта устранения нарушений).
Иных существенных отличий новое Постановление Правительства не содержит.
Вывод: новое Постановление Правительства РФ носит скорее технический характер и конкретизирует порядок ограничения доступа к информационным ресурсам иностранных агентов.
Проекты федеральных законов
Законопроект предполагает как «технические», так и сущностные правки в Закон о целевом капитале.

Так, проектом предлагается устранить несоответствие Закона о ЦК Гражданскому кодексу РФ в части названия организационно-правовых форм НКО-собственников ЦК, заменив слово «фонды» на «общественно полезные фонды», чтобы исключить любые возможные разночтения в вопросе о том, какие именно фонды могут формировать ЦК (общественно полезные, личные, наследственные или все сразу).

Также предлагается установить, что при принятии НКО - собственником ЦК решения о продлении срока на сбор пожертвований на формирование целевого капитала срок сбора ограничивается одним годом. Данное изменение позволить устранить неопределенность в вопросе о порядке продления процедуры формирования ЦК.

Положительным представляются предложения по увеличению некоторых сроков, установленных Законом о ЦК. Так, предлагается срок пополнения целевого капитала недвижимым имуществом увеличить с 30 до 60 дней, а срок для утверждения финансового плана увеличить до двух месяцев (в действующей редакции – один) с даты передачи имущества в доверительное управление.

Законопроектом предлагается предусмотреть у НКО - собственника целевого капитала обязательную проверку (аудит) годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, распределении дохода от целевого капитала; у управляющей компании - проверку отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал; у получателя дохода от целевого капитала предполагается, что при аудите его бухгалтерской (финансовой) отчетности будет выражаться мнение о соблюдении им порядка использования дохода от целевого капитала.
Вывод: принятие законопроекта в целом позитивно скажется на уже существующих собственниках целевого капитала, как формирующих, так и пополняющих целевой капитал, так как увеличивает сроки для совершения необходимых действия и оформления документов.
О руководителе НКО
22 июля 2024 года решением Совета Государственной Думы предложен к принятию в первом чтении (конкретная дата не определена) проект федерального закона №638815-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Законопроект направлен на формирование единого подхода к истолкованию понятия «руководитель организации», а также обеспечение недопущения заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации.

Необходимость внесения таких законодательных изменений обусловлена противоречивой судебной практикой в толковании понятия «руководитель организации». В ряде случаев суды приходили к выводу о том, что работники, замещающие должности руководителей структурных подразделений организаций, не выполняют функций единоличного исполнительного органа организации и потому не могут быть отнесены к руководителям организаций. В других случаях суды относили к руководителям организаций не только должностных лиц, осуществляющих руководство организацией в целом, но и иных работников, которые в той или иной мере наделены управленческими полномочиями и выполняют определенные организационно-распорядительные функции.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 19 декабря 2023 г. № 59-П признал абз. 8 ч. « ст. 59 Трудового кодекса РФ (заключение срочного трудового договора с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.

Законопроектом предлагается уточнить, что именно с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации может быть заключен срочный трудовой договор.

В случае принятия законопроекта будет установлен 30-дневный срок для приведения ранее заключенных трудовых договоров в соответствие с принятыми изменениями.
Вывод: законопроект направлен на устранение сложившейся правовой неопределённости в понимании содержания термина «руководитель организации» и недопущение заключения срочных трудовых договоров с работниками, замещающими должности руководителей структурных подразделений организаций.
Законопроектами предлагается исключить указание на неправительственный характер иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ. Предлагается закрепить, что нежелательной на территории Российской Федерации может быть также признана деятельность не входящей в структуру органов государственной власти иностранного государства иностранной или международной организации, учредителем (участником) которой являются государственные органы иностранного государства (за исключением международной межправительственной организации, членом которой является Российская Федерация).

Соответствующие изменения предлагается внести в диспозиции статей 20.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности) и 284.1 Уголовного кодекса РФ (Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).

Вышеуказанные три законопроекта во взаимосвязи расширяют спектр иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ по решению Генерального прокурора по согласованию с МИД России и, соответственно, расширяют сферу применения норм об административной и уголовной ответственности за организацию или участие в деятельности таких организаций.
Вывод: предлагаемые законодательные изменения означают для НКО необходимость еще более внимательного отношения к формируемому Минюстом России перечню иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ в целях недопущения участия в деятельности таких организаций под угрозой привлечения к административной или уголовной ответственности.
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756/
О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)
23 июля 2024 года Государственной Думой принят в окончательном третьем чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона №551871-8 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Законопроектом предлагается такую цель благотворительной деятельности как «содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе» изложить в новой редакции: «поддержки, укрепления и защиты семьи, многодетности, сохранения традиционных семейных ценностей, популяризации института брака».
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения не окажут существенного влияния на деятельность благотворительных организаций, поскольку лишь еще больше расширяют и без того размытую формулировку.
О перечне видов деятельности СОНКО
Законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций новым видом – «деятельность по благоустройству территорий».
Вывод: расширение перечня видов деятельности СОНКО позволит большему числу организаций войти в соответствующий реестр Минэкономразвития России и претендовать на получение государственной поддержки.
О минимальном размере оплаты труда
24 июля 2024 года Минтруд России опубликовал для общественного обсуждения (срок до 7 августа) проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
В случае принятия предлагаемых изменений федеральный минимальный размер оплаты труда составит 22 440 рублей в месяц, таким образом в сравнении действующий МРОТ увеличивается на 16,62%. Примерно в половине регионов России региональный МРОТ приравнен к федеральному, соответственно, заработная плата работнику, исполняющему свои обязанности в режиме полного рабочего времени, не сможет быть менее 22 440 рублей.

Предполагается, что новый федеральный МРОТ вступит в силу с 1 января 2025 года.
Вывод: данный законопроект окажет влияние на деятельность небольших НКО, которые зачастую устанавливают заработную плату, равную минимальному размеру оплаты труда ввиду ограниченности ресурсов.
Законопроектом предлагается установить запрет на распространение рекламы:

Вывод: некоммерческим организациям следует обращать внимание на то, где именно планируется размещение их рекламы и не допускать этого на запрещенных информационных ресурсах в сети Интернет.
Об институте наставничества
30 июля 2024 года Государственной Думой принят в окончательном третьем чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона №578685-8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Законопроектом предлагается в сферу профилактики правонарушений несовершеннолетних ввести институт «наставничества». Для этого в Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предлагается дополнить нормами о том, что индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними могут проводить граждане и организации, включенные в соответствующие реестры. Назначение наставника и (или) организации осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних, с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей.

Действующая редакция ст. 17.5 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» устанавливает исчерпывающий перечень сведений, содержащихся в Единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (далее – ЕИС). Законопроектом предлагается сократить перечень прямо поименованных в статье сведений (сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях), при этом добавляя в норму конструкцию «иные сведения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации», что позволит не ограничиваться прямо поименованными в ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» сведениями, включаемыми в ЕИС. Таким образом, новая редакция ст. 17.5 позволит включить в ЕИС реестры наставников и некоммерческих организаций, готовых работать с трудными подростками.

В Федеральном законе от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» предлагается установить запрет для иностранных агентов участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вывод: законопроект направлен на обеспечение участия наставников, благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, а также на ограничение участия в такой деятельности лиц, внесенных в реестр иностранных агентов.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Данным Постановлением Верховный Суд, в том числе, сформулировал правовые позиции, связанные со статусом иностранных агентов в контексте проведения выборов и референдумов, а также ответственности, которая наступает в случае невыполнения установленных законом требований и ограничений, связанных с наличием статуса иностранного агента.

В частности, ВС РФ указал, что нарушением порядка опубликования (обнародования) информационных и (или) агитационных материалов, которое влечет административную ответственность (часть 1 статьи 5.5 КоАП РФ) являются, в том числе, нарушения условий и порядка деятельности иностранных агентов, например, неуказание в агитационных материалах информации о наличии статуса иностранного агента или лица, аффилированного с ним и т.п.

Также ВС РФ указал, что иностранные агенты не вправе проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (за исключением случаев, когда лицо, являющееся иностранным агентом, выдвинуто в качестве кандидата), кроме того, работы или услуги по изготовлению любых агитационных материалов не могут оказываться лицами, являющимися иностранными агентами.

Верховный Суд также указал, что в случае использования в агитационном материале высказываний физического лица, являющегося иностранным агентом, в избирательную комиссию необходимо подавать информацию о том, какое высказывание какого физического лица, являющегося иностранным агентом, использовано в агитационном материале.

Заказчики и лица, выполнившие работы, оказавшие услуги по созданию (подготовке) агитационных материалов всех видов, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.12 КоАП РФ, в том числе, при отсутствии маркировки, обязательной для иностранных агентов в установленных законом случаях.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →