Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Июнь, 2025
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
О штрафах для иноагентов
Внесенными изменениями расширен перечень административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации, за совершение которых лица подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, а именно ст. 19.34 (Нарушение порядка деятельности иностранного агента).

Таким образом, лица, находящиеся за пределами РФ, могут быть привлечены к административной ответственности за неподачу в Минюст России заявления о намерении осуществлять функции иностранного агента, несообщении о наличии у него статуса иностранного агента, отсутствие необходимой «маркировки» материалов создаваемых и распространяемых иностранным агентом, нарушения порядка отчетности иностранных агентов, нарушения ограничений и запретов, предусмотренных для иностранных агентов.

Статья 19.4 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, дополнена новой частью 9:

«9. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, или его территориального органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».

Таким образом, Минюст России сможет привлекать к административной ответственности лиц, препятствующих осуществлению Минюстом своих полномочий в сфере контроля за иностранными агентами.

Действие ч. 4 ст. 19.34 КоАП расширено и позволяет привлекать к административной ответственности не только за отсутствие указания на то, что материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, но и за несоответствие данного указания утвержденной форме.

Размер штрафа по ч. 5 ст. 19.34 КоАП (производство материалов и (или) их распространение без необходимого указания учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица) установлено в диапазоне от 30 000 до 50 000 рублей (в ранее действовавшей редакции – от 10 000 до 30 000 рублей).
Вывод: принятые законодательные изменения расширяют и ужесточают административную ответственность иностранных агентов.
Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 N 2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
Об участии НКО в деятельности общественных наблюдательных комиссий
Принятыми изменениями расширены возможности НКО в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях, а также содействии лицам, в них находящимся.

Так, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ сделано уточнение, что такую деятельность могут осуществлять не только общественные объединения (как в ранее действовавшей редакции), а «социально ориентированные некоммерческие организации, а также общественные объединения, ассоциации (союзы), фонды, автономные некоммерческие организации».

Таким образом, устранено формальное ограничение, позволявшее лишь общественным объединениям выдвигать своих кандидатов в состав общественных наблюдательных комиссий, в то время как некоммерческие организации иных организационно-правовых форм были такой возможности лишены.
Вывод: вступающие в силу изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ расширяют возможность НКО участвовать в деятельности общественных наблюдательных комиссий.
Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»
Принятые ведомственные приказы
Новый Приказ заменяет собой ранее действовавший аналогичный Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений».

Приказ определяет порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания, рекомендуемые нормативы численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
Вывод: новый Приказ Минтруда России крайне важен для НКО, оказывающих социальные услуги в стационарной форме.
О стандартах работы с инвалидами
19 июня 2025 года Минюстом России зарегистрирован Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.05.2025 № 320н «Об утверждении Стандарта оказания услуги по социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов» и 30 июня 2025 года Минюстом России зарегистрирован Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.05.2025 № 333н «Об утверждении Стандарта оказания услуги по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов».
Минтруда России утверждены стандарты для работы с инвалидами и детьми-инвалидами.
Вывод: новые Приказы Минтруда России важны для НКО, осуществляющих деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов.
Проекты ведомственных приказов
Проект приказа носит технический характер и вносит в форму заявления графы о видах деятельности, планируемых к осуществлению лицом, намеревающимся действовать в качестве иностранного агента.

Изменения связаны со вступлением в силу с 02.05.2025 изменений в Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в соответствии с которыми закреплена обязанность предоставления.
Вывод: разрабатываемый Минюстом России приказ носит технический характер и направлен на расширение перечня сведений, вносимых в заявление о намерении лица осуществлять функции иностранного агента.
Федеральный закон от 21.04.2025 N 89-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
Проект приказа разрабатывается на замену действующему аналогичному Приказу Министерства спорта Российской Федерации от 11.09.2020 № 696.

В проекте приказа определяется перечень общественно полезных услуг, по которым Минспорта России может выдавать заключения о качестве оказания данных услуг, необходимые для признания некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг.

В такой перечень входят 18 услуг:
1) спортивная подготовка по спорту глухих;
2) спортивная подготовка по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями;
3) спортивная подготовка по спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата;
4) спортивная подготовка по спорту слепых;
5) спортивная подготовка по футболу лиц с заболеванием церебральным параличом;
6) пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
7) проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан;
8) организация и проведение официальных спортивных мероприятий;
9) участие в организации официальных спортивных мероприятий;
10) организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий;
11) обеспечение доступа к спортивным объектам;
12) организация развития национальных видов спорта;
13) организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (за исключением тестирования выполнения нормативов испытаний комплекса ГТО);
14) организация и проведение мероприятий по военно-прикладным видам спорта;
15) организация и проведение мероприятий по служебно-прикладным видам спорта;
16) организация и проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе;
17) организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения;
18) организация и обеспечение экспериментальной и инновационной деятельности в области физкультуры и спорта.
Вывод: новый приказ Минспорта России будет важен для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере спорта и желающих получить статус исполнителей общественно полезных услуг.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Суть законопроекта состоит в унификации формы отчетности НКО, направляемой в Минюст России. В настоящее время формы отчетности НКО, общественных объединений, благотворительных организаций различаются и установлены Приказом Минюста России от 30.09.2021 №185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».

Законопроектом предлагается:
        - установить единый порядок направления в Минюст России отчетности некоммерческих организаций, общественных объединений, благотворительных организаций, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, по форме, утверждаемой Минюстом России (на религиозные организации новый порядок отчетности распространяться не будет);
        - обязать Минюст России согласовать единую форму отчетности НКО с Росстатом, при этом отдельная отчетность НКО в органы статистики исключается;
        - закрепить, что отчетность направляется в форме электронного документа, обязанность предоставлять отчетность в бумажном виде исключается;
        - конкретизировать обязанность НКО по опубликованию отчетности только на информационном ресурсе Минюста России, исключив возможность ее опубликования на иных ресурсах или в СМИ;
        - включить в единую форму отчетности сведения об использовании НКО ящиков для сбора благотворительных пожертвований (в настоящее время эти сведения включаются в отдельных отчет в соответствии с Приказом Минюста России от 31.08.2020 №190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований»).

Сроки направления единой формы отчетности не изменяются – до 15 апреля года, следующего за отчетным.

В случае принятия законопроекта, его вступление в силу предполагается с 1 сентября 2025 года.
Вывод: закрепление единой формы, сроков и порядка отчетности НКО, введение исключительно электронной формы отчетности, исключение отдельной отчетности в органы статистики, носят положительный характер, поскольку значительно упрощают для НКО процесс направления отчетности, исключают путаницу в разных формах отчетности, направляемой в Минюст России, снижают риски нарушений и привлечения НКО к административной ответственности.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →