Первоначально понятие «иностранный источник» в российское законодательство было введено Федеральным законом от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», и к таковым были отнесены:
— иностранные государства;
— государственные органы иностранных государств;
— международные и иностранные организации;
— иностранные граждане;
— лица без гражданства;
— уполномоченные ими лица;
— российские юридические лица, получающие денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением
открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).
Впоследствии в число иностранных источников также были включены:
— граждане РФ или юридические лица, действующие в качестве посредников при получении денежных средств или иного имущества от
иностранных источников;
— российские юридические лица,
бенефициарными владельцами которых в значении, определенном п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства [
4].
В настоящее время все нормы, касающиеся иностранных источников, закреплены в Федеральном законе от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в соответствии с которым иностранными источниками признаются:
1) иностранные государства;
2) органы публичной власти иностранных государств;
3) международные и иностранные организации;
4) иностранные граждане;
5) лица без гражданства;
6) иностранные структуры без образования юридического лица;
7) лица, уполномоченные источниками, указанными в п. 1−6;
8) граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в п. 1−7, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);
9) российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства;
10) лица, находящиеся под влиянием источников, указанных в п. 1−9.
Получение денежных средств или иного имущества от вышеуказанных источников является одним из критериев для признания их получателя иностранным агентом.Иностранным агентом могут быть признаны:- российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы;
- общественное объединение, действующее без образования юридического лица;
- иное объединение лиц;
- иностранная структура без образования юридического лица;
- физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.
Лица, уже признанные иностранными агентами и включенные в соответствующий
реестр Минюста России, сами становятся
иностранным источником для лиц, получающих от них денежные средства и иное имущество.
Документальное оформление получения средств или имущества от иностранного источника (договоры пожертвования, гранта, оказания услуг, аренды, безвозмездного пользования и т. д.) значения не имеет, важен сам факт их получения.
Некоммерческие организации ведут
раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
В соответствии с Приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» полученные денежные средства и иное имущество должны быть указаны по видам источников.
Для того, чтобы понять, является ли стороной договора, по которому НКО получает поддержку, именно этот источник, необходимо обратить внимание на то, кто подписывает договор.
Рассмотрим, кто имеет право принимать решения (заключать договоры) о передаче средств или иного имущества от иностранных источников, указанных в пп. 1−3:1) иностранные государства — глава государства;
2) органы публичной власти иностранных государств — главы государств, правительства, законодательные органы, различные министерства и ведомства, региональные и муниципальные органы власти иностранных государств (их руководители или по доверенности уполномоченные ими лица);
3) международные и иностранные организации — их руководители или уполномоченные лица.
Это могут быть:
Международные межправительственные (межгосударственные) организации — постоянные объединения государств, созданные на основе международного договора в целях содействия решению оговоренных в договоре международных проблем.
Международные неправительственные организации — постоянные объединения национальных союзов, ассоциаций, обществ неправительственного характера для достижения общих целей в области здравоохранения, культуры, образования, науки и техники, благотворительности и т. п.
Иностранная организация — иностранное юридическое лицо, компания и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.
Информацию о международных организациях, в которых принимает участие Российская Федерация, можно получить на
официальном сайте Министерства иностранных дел.
4) иностранные граждане — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
5) лица без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [
9];
6) иностранные структуры без образования юридического лица. Определение иностранной структуры без образования юридического лица закреплено в Налоговом кодексе РФ (ст. 11) — это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
Определение налогоплательщиком факта, является ли конкретное иностранное лицо иностранной структурой без образования юридического лица, осуществляется на основании доступных налогоплательщику сведений о правовых основах деятельности иностранного лица, включая законодательство иностранного государства, в соответствии с которым такое иностранное лицо было создано (учреждено, образовано), в части определения соответствия характеристик такого лица положениям Налогового Кодекса. (Письмо Минфина Р Ф от 25 марта 2021 г. N 03−12−12/2/21 413);
7) лица, уполномоченные источниками, указанными в п. 1−6 — лица, действующие на основании
доверенности (простой или нотариальной) или договора (
агентского,
поручения,
передачи прав);
8) граждане РФ и российские
юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в п. 1−7, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
Под посредником при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника понимается гражданин РФ или российское юридическое лицо, осуществляющие передачу денежных средств и (или) иного имущества лицу от иностранного источника либо иного лица, находящегося под прямым или косвенным контролем такого источника. Т. е. посредник — это третья сторона, которая предлагает посреднические услуги между двумя сторонами (договора).
9) российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства.
Запрашивать информацию о бенефициарах имеют право ФНС России, Росфинмониторинг, Минюст России (их территориальные органы), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом;
10) Лица, находящиеся под влиянием источников, указанных в п. 1−9:
— иностранные агенты, включенные в реестр Минюста России;
— лица, получающие средства, иное имущество и иную помощь от иностранных/международных организаций;
— лица, получающие средства, иное имущество и иную помощь от иностранных граждан и лиц без гражданства;
— лица, получающие средства, иное имущество и иную помощь от российских организаций с иностранным источником или иностранным бенефициаром.
Следует отметить, что
практически единственным способом для НКО отнести получаемые средства или иное имущество к иностранному источнику зачастую является запрос к контрагенту о наличии у него иностранного финансирования. При этом российские коммерческие организации не обязаны на такой запрос отвечать, поскольку могут обоснованно относить такую информацию к сфере своей
коммерческой тайны.
Важно понимать, что НКО может не знать (добросовестно заблуждаться) о получении ею средств или иного имущества от иностранного источника, однако, Минюст России может обладать такой информацией, поскольку в соответствии с
законом Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) анализирует информацию об операциях по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества и направляет ее в Минюст России.