Прежде всего, необходимо напомнить, что с 1 января 2024 года вступил в силу (за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен иной срок вступления) Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ
«О занятости населения в Российской Федерации»В новом законе в новой редакции изложена статья, регламентирующая обязанность работодателей, в частности, некоммерческих организаций, по информированию государственной службы занятости. В перечень информации, о которой нужно будет посылать сведения, дополнительно включен временный перевод (либо его изменение и отмена) работников на дистанционную работу в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Таким образом, перечень информации становится открытым, Правительство Р Ф сможет устанавливать обязанность работодателей представлять в службы занятости иные сведения, кроме перечисленных в законе.
В развитие федерального закона 23 мая 2024 года Министерством юстиции РФ были зарегистрированы формы предоставления работодателями обязательной информации. Всего утверждено 7 форм, а именно:
- Информация о принятии (об изменении, отмене) решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации;
- Информация о введении (об изменении, отмене) работодателем режима неполного рабочего времени (рабочего дня или рабочей недели);
- Информация о простое;
- Информация о временном переводе (об изменении, отмене решения) работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
- Информация о процедуре, примененной в отношении работодателя в деле о несостоятельности (банкротстве);
- Информация о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении;
- Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Каждая из этих форм содержит поля для заполнения организацией информации о себе. Представляется, что наиболее востребованными среди НКО будут формы 2 и 6.
В целом, формы довольно просты для заполнения, за исключением случаев, когда НКО имеет вакантное рабочее место и планирует найти сотрудника с использованием службы занятости. В этом случае ей придется заполнить большое количество полей, включая наименование вакансии, сферу деятельности и наименование профессии, а также планируемое расположение рабочего места, желаемый уровень образования соискателя, знание им иностранных языков, тип занятости, и много другое. При этом в форме есть и традиционные на сервисах подбора персонала поля о планируемых обязанностях будущего работника и требуемом опыте. Таким образом, возможно, что поиск кандидатов в обозримом будущем все чаще будет производиться с помощью государственных служб занятости населения.
Таким образом, внедрение данных форм не окажет позитивного либо негативного влияния на деятельность некоммерческих организаций, это просто данность, которую необходимо будет учитывать в работе.
Постановление Правительства Р Ф № 709 вступит в силу с 1 сентября 2024 года и заменит действующее аналогичное постановление № 366 от 14.03.2022.
В соответствии с новыми правилами работодатели будут обязаны определять квоту для приема на работу инвалидов ежеквартально, а не ежегодно, как по старому постановлению. При этом трудоустройство инвалида I группы будет считаться кратным 2 рабочим местам для трудоустройства инвалидов. Ранее группа инвалидов на квотирование не влияла.
Новое Постановление сохраняет для работодателей право исполнять квоту путем заключения договора в том числе с некоммерческими организациями о трудоустройстве на работу инвалидов.
Основной новеллой нового постановления являются Правила заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов, а также типовой формы соглашения, чего не было в предыдущем нормативном акте.
Правилами устанавливается обязанность исполнителя (часто это некоммерческая организация) обеспечить инвалиду рабочее место с учетом его индивидуальной программы реабилитации. Сторона, которая будет нести затраты на оборудование рабочего места, будет устанавливаться соглашением. Размер вознаграждения НКО-исполнителя не может быть менее МРОТ, увеличенного на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, если инвалид отработал месячную норму рабочего времени.
Форма соглашения предусматривает обязанность исполнителя использовать денежные средства заказчика только на установленные цели, а также обязанность представлять заказчику заверенные копии трудовых договоров инвалидов, работающих в рамках соглашения, копии документов, подтверждающие инвалидность и группу инвалидности, документы, подтверждающие расходы на оборудование рабочих мест и акт о выполнении обязательств. То есть, по сути, исполнитель должен отчитаться о целевом использовании полученных средств.