Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Май, 2024

Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ

Законом установлен запрет для лиц, признанных иностранными агентами, участвовать в выборах всех уровней.

Иностранные агенты не могут претендовать на осуществление полномочий сенатора.

Для таких лиц к моменту подачи документов для регистрации кандидата на выборах его статус иностранного агента должен быть прекращен.
Законом закреплено, что зарегистрированный кандидат не может быть включен в реестр иностранных агентов.

Лица, включенные в реестр иностранных агентов, и лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть уполномоченными представителями и доверенными лицами кандидатов и избирательных объединений, а также наблюдателями.

Лица, включенные в реестр причастных к деятельности экстремистской или террористической организации, лица, подвергнутые административной ответственности за демонстрацию экстремистской символики, не могут быть членами избиркомов с правом решающего голоса.
Приобретение статуса иностранного агента является основанием для досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих выборные должности в органах публичной власти. Со дня вступления закона в силу лицам, которые уже замещают должности в органах публичной власти, являясь иностранными агентами, предоставлен срок в 180 дней для того, чтобы предпринять меры для прекращения данного статуса.


На лиц, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации, распространен запрет вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума.
Вывод: законом установлены ограничения участия в избирательных процедурах для лиц, являющихся иностранными агентами. При этом, регистрация лица в качестве кандидата на выборах гарантирует невозможность его признания иностранным агентом.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Данным Распоряжением помимо технических правок, связанных со вступившими в силу изменениями законодательства, произведена корректировка Порядка ведения реестра иностранных агентов в части расширения перечня содержащихся в реестре сведений ‎об иностранном агенте.

Так, в реестр иностранных агентов, опубликованный на официальном сайте Минюста России, будут дополнительно включаться:
  • дата опубликования принятия решения о включении лица ‎в реестр иностранных агентов;

  • псевдоним физического лица (при его наличии);

  • прежняя фамилию, и (или) имя, и (или) отчество (в случае если иностранный агент менял фамилию, и (или) имя, и (или) отчество) или прежнее наименование юридического лица, общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица (в случае его изменения).
Таким образом, если физическое лицо, признанное иностранным агентом, использует в своей публичной деятельности псевдоним, либо если юридическое лицо или незарегистрированное общественное объединение сменило свое наименование, то сведения об этом также будут указываться в реестре иностранных агентов.
Вывод: с одной стороны, внесенные изменения увеличивают репутационные риски лиц, признанных иностранными агентами, с другой стороны — это позволит иным лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», обязаны соблюдать запреты и ограничения, установленные для иностранных агентов, не допустить нарушений этого требования.
Прежде всего, необходимо напомнить, что с 1 января 2024 года вступил в силу (за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен иной срок вступления) Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»

В новом законе в новой редакции изложена статья, регламентирующая обязанность работодателей, в частности, некоммерческих организаций, по информированию государственной службы занятости. В перечень информации, о которой нужно будет посылать сведения, дополнительно включен временный перевод (либо его изменение и отмена) работников на дистанционную работу в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Таким образом, перечень информации становится открытым, Правительство Р Ф сможет устанавливать обязанность работодателей представлять в службы занятости иные сведения, кроме перечисленных в законе.


В развитие федерального закона 23 мая 2024 года Министерством юстиции РФ были зарегистрированы формы предоставления работодателями обязательной информации. Всего утверждено 7 форм, а именно:

  1. Информация о принятии (об изменении, отмене) решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации;
  2. Информация о введении (об изменении, отмене) работодателем режима неполного рабочего времени (рабочего дня или рабочей недели);
  3. Информация о простое;
  4. Информация о временном переводе (об изменении, отмене решения) работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
  5. Информация о процедуре, примененной в отношении работодателя в деле о несостоятельности (банкротстве);
  6. Информация о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении;
  7. Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Каждая из этих форм содержит поля для заполнения организацией информации о себе. Представляется, что наиболее востребованными среди НКО будут формы 2 и 6.


В целом, формы довольно просты для заполнения, за исключением случаев, когда НКО имеет вакантное рабочее место и планирует найти сотрудника с использованием службы занятости. В этом случае ей придется заполнить большое количество полей, включая наименование вакансии, сферу деятельности и наименование профессии, а также планируемое расположение рабочего места, желаемый уровень образования соискателя, знание им иностранных языков, тип занятости, и много другое. При этом в форме есть и традиционные на сервисах подбора персонала поля о планируемых обязанностях будущего работника и требуемом опыте. Таким образом, возможно, что поиск кандидатов в обозримом будущем все чаще будет производиться с помощью государственных служб занятости населения.
Таким образом, внедрение данных форм не окажет позитивного либо негативного влияния на деятельность некоммерческих организаций, это просто данность, которую необходимо будет учитывать в работе.

Постановление Правительства Р Ф № 709 вступит в силу с 1 сентября 2024 года и заменит действующее аналогичное постановление № 366 от 14.03.2022.
В соответствии с новыми правилами работодатели будут обязаны определять квоту для приема на работу инвалидов ежеквартально, а не ежегодно, как по старому постановлению. При этом трудоустройство инвалида I группы будет считаться кратным 2 рабочим местам для трудоустройства инвалидов. Ранее группа инвалидов на квотирование не влияла.


Новое Постановление сохраняет для работодателей право исполнять квоту путем заключения договора в том числе с некоммерческими организациями о трудоустройстве на работу инвалидов.

Основной новеллой нового постановления являются Правила заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов, а также типовой формы соглашения, чего не было в предыдущем нормативном акте.

Правилами устанавливается обязанность исполнителя (часто это некоммерческая организация) обеспечить инвалиду рабочее место с учетом его индивидуальной программы реабилитации. Сторона, которая будет нести затраты на оборудование рабочего места, будет устанавливаться соглашением. Размер вознаграждения НКО-исполнителя не может быть менее МРОТ, увеличенного на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, если инвалид отработал месячную норму рабочего времени.


Форма соглашения предусматривает обязанность исполнителя использовать денежные средства заказчика только на установленные цели, а также обязанность представлять заказчику заверенные копии трудовых договоров инвалидов, работающих в рамках соглашения, копии документов, подтверждающие инвалидность и группу инвалидности, документы, подтверждающие расходы на оборудование рабочих мест и акт о выполнении обязательств. То есть, по сути, исполнитель должен отчитаться о целевом использовании полученных средств.
Вывод: новое Постановление Правительства РФ актуально для некоммерческих организаций, так как их довольно часто используют крупные работодатели в целях исполнения квоты по инвалидам. Новый нормативный акт намного более подробный, и есть вероятность, что он снимет часть вопросов, которые возникают у НКО, занимающихся подобной деятельностью, что положительно скажется на данной отрасли услуг в целом.
Принятые или вступающие в силу ведомственные приказы
С 1 января 2024 года введены в действие новые нормы Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: одним из участников добровольческой (волонтерской) деятельности указаны ресурсные центры добровольчества (волонтерства). Законом определены организационно-правовые формы и виды деятельности НКО, осуществляющей функции ресурсного центра. Особенности создания, организационного и методического сопровождения ресурсных центров определены статьей 17.2 названного закона.

Так, порядок определения и функционирования некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества должен устанавливаться Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежью) совместно с организацией, уполномоченной Росмолодежью «на организационное и методическое сопровождение определения и функционирования ресурсных центров добровольчества».
Во исполнение указанного положения закона Росмолодежью и Ассоциацией волонтерских центров издан совместный приказ «Об утверждении Порядка определения и функционирования некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства)». Приказ содержит дополнительные критерии, которым должна соответствовать организация, претендующая на осуществление функций ресурсного центра, требования к ее руководителю и процедуру принятия решения по отбору организации.

Согласно приказу, НКО должна соответствовать следующим критериям:

  • размещаться в нежилом помещении площадью не менее 150 квадратных метров с определенными требованиями к помещению;

  • иметь в штате не менее 6 человек;

  • иметь финансовое обеспечение от органа государственной власти субъекта РФ.
Для определения НКО, выполняющей на территории субъекта РФ функции ресурсного центра, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заполняет заявку (форма прилагается к приказу) и с пакетом документов направляет его для рассмотрения в Ассоциацию волонтерских центров, на которую возложены:

а) разработка методических рекомендаций по реализации порядка;

б) согласование организаций, претендующих на реализацию функций ресурсного центра добровольчества (волонтерства) на территории субъекта Российской Федерации;

в) включение Организации в реестр ресурсных центров добровольчества (волонтерства), утверждаемый приказом Ассоциации ‎и размещаемый в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) после согласования с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации;

г) организационное и методическое сопровождение функционирования ресурсных центров добровольчества (волонтерства).
Вывод: отбор организации — ресурсного центра добровольчества будет осуществляться уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ только после согласования с Ассоциацией волонтерских центров. Критерии отбора таковы, что скорее всего, ресурсными центрами будут только НКО государственной формы собственности.
Проекты федеральных законов
О приведении отдельных законов в соответствие с ГК РФ
3 мая 2024 года Минюстом России размещен для общественного обсуждения (срок до 17.05.2024) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Суть законопроекта состоит в приведении Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «Об общественных объединениях», Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях" и др. федеральных законов в соответствие с Гражданским кодексом РФ.

Нормы ГК РФ, в том числе затрагивающие деятельность некоммерческих организаций, изменились еще в 2014 году. С тех пор нормы законов и положения уставов НКО, вступающие в противоречие с нормами ГК РФ, не применяются. Основная цель законопроекта заключается в устранении дублирования норм, то есть исключении из упомянутых законов норм, которые уже присутствуют в Гражданском кодексе. Используемая в федеральных законах терминология приводится в соответствие с ГК РФ.
Вывод: законопроект носит технический характер и не направлен на существенное изменение законодательного регулирования деятельности некоммерческих организаций и общественных объединений.
О регистрации СМИ
Административный регламент разработан с учетом повышения качества предоставления государственной услуги, в том числе для удобства пользователя описаны все варианты предоставления государственной услуги в зависимости ‎от признаков заявителя.

В случае принятия нового административного регламента действующий Приказ Роскомнадзора от 17.05.2019 № 100 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации» утратит свою силу.
Вывод: НКО, планирующим получить статус СМИ или учредить СМИ, следует учитывать, что в ближайшем будущем регистрационные процедуры вероятно будут изменены.
О целях создания автономных учреждений
6 мая 2024 года Минцифры России разместило для общественного обсуждения (срок до 20.05.2024) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроектом предлагается дополнить перечень целей создания бюджетных и автономных учреждений деятельностью в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
Вывод: законопроект направлен на предоставление Минцифры России права создавать автономные учреждения в сферах своей деятельности.
О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)
Законопроектом предлагается такую цель благотворительной деятельности как «содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе» изложить в новой редакции: «содействие в сохранении, укреплении и продвижении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе ценности крепкой семьи, брака как союза мужчины и женщины и многодетности».
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения не окажут существенного влияния на деятельность благотворительных организаций, поскольку лишь еще больше расширяют и без того размытую формулировку.
О видах деятельности СОНКО
Законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций новым видом: «представление и защита интересов органов местного самоуправления и муниципальных образований в органах публичной власти; сбор, изучение и тиражирование лучших практик решения вопросов местного значения, организации муниципального управления».

Учитывая, что в соответствии со ст.ст. 2 и 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, закрепление вышеуказанного вида деятельности СОНКО вызывает сомнения в его соответствии целям созданий некоммерческих организаций, определенных в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Также проектом предлагается закрепить в законодательстве нормы о формах межмуниципального сотрудничества в виде советов муниципальных образований, всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, межмуниципальных хозяйственных обществ.
Вывод: расширение видов деятельности СОНКО позволит получить такой статус НКО, осуществляющим свою деятельность в сфере развития местного самоуправления, и претендовать на получение государственной поддержки.
О нежелательных организациях
20 мая 2024 года Советом Государственной Думы принято решение о рассмотрении в 1 чтении в июне 2024 года двух взаимосвязанных проектов федеральных законов № 590 886−8 «О внесении изменений в статьи 4.5 и 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
и
№ 590 898−8 «О внесении изменений в статью 284−1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (внесены на рассмотрение ГД 02.04.2024).
Данные законопроекты связаны также с ранее внесенным (12.02.2024) на рассмотрение Государственной Думы проектом федерального закона № 549 382−8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается исключить указание на неправительственный характер иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ. Предлагается закрепить, что нежелательной на территории Российской Федерации может быть также признана деятельность не входящей в структуру органов государственной власти иностранного государства иностранной или международной организации, учредителем (участником) которой являются государственные органы иностранного государства (за исключением международной межправительственной организации, членом которой является Российская Федерация).

Законопроектами № 590 886−8 и № 590 898−8 предлагается соответственно из диспозиции статей 20.33 Кодекса Р Ф об административных правонарушениях (Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности) и 284.1 Уголовного кодекса РФ (Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности) также исключить слово «неправительственной».

Вышеуказанные три законопроекта во взаимосвязи расширяют спектр иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ по решению Генерального прокурора по согласованию с МИД России и, соответственно, расширяют сферу применения норм об административной и уголовной ответственности.
Вывод: предлагаемые законодательные изменения означают для НКО необходимость еще более внимательного отношения к формируемому Минюстом России перечню иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ в целях недопущения участия в деятельности таких организаций под угрозой привлечения к административной или уголовной ответственности.
Законопроектом предусматривается пролонгирование действующего Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Данный закон вступил в силу 13 июля 2020 года и был ограничен действием во времени до 2025 года. По закону в субъектах Российской Федерации предусматривалась возможность доступа к бюджетным средствам посредством участия в отборе исполнителей по электронному сертификату или в конкурсе в регионах по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.


Законопроектом предлагается более конкретное определение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в частности, данные услуги устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по перечням (классификаторам) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы, и предполагают деятельность, осуществляемую в отношении физических лиц государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами либо, если иное не установлено федеральными законами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, что предполагает законодательно закрепленный перечень лиц, оказывающих такие услуги.

Дополнительно законопроектом предлагается установить возможность получателя услуг использовать единую государственную информационную систему (портал госуслуг) для возможности получения услуг, в которых он нуждается, что, следовательно, предусматривает необходимость организациям, оказывающим услуги в социальной сфере, предоставлять информацию в рамках информационной открытости в органы власти для размещения на информационном портале. Такие изменения позволят получателям ознакомиться с комплексом услуг каждого исполнителя. Возможность заключения соглашения на оказание услуг при помощи портала госуслуг доступна будет при помощи электронной цифровой подписи получателя (усиленной неквалифицированной или простой электронной подписи).


Также законопроектом предлагается закрепить право государственных органов субъектов РФ формировать региональный государственный заказ, что позволит обеспечить наличие услуг в социальной сфере, необходимых в конкретном регионе с учетом нужд населения.


Одним из ключевых предложений законопроекта является то, что региональные органы власти будут вправе самостоятельно принять решение о формировании регистра получателей услуг в социальной сфере с учетом регистра получателей социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», что позволит учитывать потребности и нуждаемость тех граждан, которые были признаны таковыми уполномоченными органами власти в социальной сфере на уровне конкретного субъекта РФ. Кроме того, законопроектом предполагается, что органы власти субъекта РФ будут вправе самостоятельно предусмотреть возможность формирования реестра исполнителей в социальной сфере посредством включения в него организаций, являющихся поставщиками социальных услуг, и включенных в реестр поставщиков социальных услуг в субъекте РФ. В действующей редакции Федерального закона № 189-ФЗ была предусмотрена возможность включать в реестр исполнителей услуг в социальной сфере по оказанию услуг посредством отбора исполнителей по электронному сертификату организаций, являющихся исполнителями общественно полезных услуг. Таким образом НКО, входящие в реестр исполнителей общественно полезных услуг, включались в реестр исполнителей услуг в социальной сфере без подачи дополнительных заявлений. В законопроекте закрепляется такая возможность для поставщиков социальных услуг, что позволит расширить перечень исполнителей, занимающихся помощью в конкретных направлениях социальной сферы.
Вывод: законопроект носит позитивный характер, расширяя возможность некоммерческих организаций получить доступ к бюджетным средствам посредством участия в отборе или конкурсе государственного (муниципального) социального заказа.

Проекты ведомственных приказов

Ранее Федеральным законом от 26.02.2024 № 32-ФЗ была закреплена обязанность НКО размещать свой на информационном ресурсе Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проектом приказа предлагается установить, что НКО (за исключением политических партий) размещают свой устав на информационном ресурсе Минюста России в течение 30 календарных дней со дня их государственной регистрации. В случае внесения изменений в свой устав некоммерческие организации в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации таких изменений размещают актуальную редакцию своего устава на информационном ресурсе.

Размещение некоммерческими организациями своего устава осуществляется путем загрузки его в машиночитаемой форме ‎в формате PDF в личном кабинете соответствующей некоммерческой организации на информационном ресурсе.

Размещение некоммерческими организациями своего устава прекращается с момента исключения сведений о соответствующей некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вывод: обязанность НКО публиковать свой устав на информационном ресурсе Минюста России будет «дисциплинировать» НКО в части поддержания уставов в актуальной редакции, соответствующей изменениям законодательства. В то же время, это повышает риски для НКО, осуществляющих деятельность, не отраженную в уставе, или допускающих по невнимательности иные нарушения своего устава.

Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика

Об электронных копиях уставов
В апреле заработал новый сервис ФНС России, позволяющий бесплатно найти и скачать электронные копии уставов любых юридических лиц. Для того, чтобы воспользоваться сервисом, необходимо авторизоваться через портал Госуслуг (ЕСИА).
Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 24.07.2023 №353-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и вступили в силу с 4 августа 2023 года.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →