Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Июнь, 2024
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Законом закреплено право (а не обязанность, как в ранее действовавшей редакции закона) НКО иметь печать. В отличие от коммерческих организаций (которые еще в 2015 году получили возможность отказаться от печати) НКО по-прежнему обязаны были иметь печать. С 1 июня 2024 года наличие печати для НКО стало добровольным, а сведения о том, что у организации есть печать с полным наименованием этой НКО на русском языке, должны отражаться в уставе организации.

Таким образом, включая в устав норму о наличии печати, организация добровольно возложит на себя обязанность изготовить печать. Тем организациям, в уставах которых на сегодняшний день сведений о печати нет, хотя сама печать изготовлена и используется, нужно внести в устав изменения.

Важно также понимать, что отсутствие печати у организации требует усиленного внимания со стороны контрагентов таких организаций. Поэтому юристы рекомендуют при заключении договора с организацией, действующей без печати, обязательно проверить такую организацию по ЕГРЮЛ и удостовериться, что организация является действующей, а лицо, заключающее договор, вправе совершать такие действия.

Вывод: вступающие в силу изменения представляются позитивными, поскольку позволят НКО самим выбирать более предпочтительный способ идентификации собственных документов. Это позволит сократить издержки НКО на изготовление печатей.
Законом пролонгированы нормы действующего Федерального закона от 13.07.2020 №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Данный закон вступил в силу 13 июля 2020 года и был ограничен действием во времени до 2025 года. В субъектах Российской Федерации предусматривалась возможность доступа к бюджетным средствам юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, посредством участия в отборе исполнителей по электронному сертификату или в конкурсе в регионах по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.

Законом введено более конкретное определение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в частности, указанные услуги устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по перечням (классификаторам) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы, и предполагают деятельность, осуществляемую в отношении физических лиц государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами либо, если иное не установлено федеральными законами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, что предполагает законодательно закрепленный перечень лиц, оказывающих такие услуги.

Дополнительно установлена возможность получателя услуг использовать единую государственную информационную систему (портал госуслуг) для получения услуг, в которых он нуждается, что, следовательно, предусматривает необходимость предоставлять информацию в рамках информационной открытости в органы власти для размещения на информационном портале организациями, оказывающими услуги в социальной сфере,. Такие изменения позволят получателям ознакомиться с комплексом услуг каждого исполнителя. Возможность заключения соглашения на оказание услуг при помощи портала госуслуг будет доступна при помощи электронной цифровой подписи получателя (усиленной неквалифицированной или простой электронной подписи).

Также закреплено право государственных органов субъектов РФ формировать региональный государственный заказ, что позволит обеспечить наличие услуг в социальной сфере, необходимых в конкретном регионе с учетом нужд населения.

Одним из ключевых нововведений является то, что региональные органы власти будут вправе самостоятельно принять решение о формировании регистра получателей услуг в социальной сфере с учетом регистра получателей социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», что позволит учитывать потребности и нуждаемость тех граждан, которые были признаны таковыми уполномоченными органами власти в социальной сфере на уровне конкретного субъекта РФ. Кроме того, законопроектом предполагается, что органы власти субъекта РФ будут вправе самостоятельно предусмотреть возможность формирования реестра исполнителей в социальной сфере посредством включения в него организаций, являющихся поставщиками социальных услуг, и включенных в реестр поставщиков социальных услуг в субъекте РФ. В прежней редакции Федерального закона №189-ФЗ формирование реестра исполнителей услуг по электронному сертификату происходило в том числе за счет некоммерческих организаций, являющихся исполнителями общественно полезных услуг. НКО, входящие в реестр исполнителей общественно полезных услуг, включались в реестр исполнителей услуг в социальной сфере без подачи дополнительных заявлений. Теперь такая же возможность закреплена для поставщиков социальных услуг, что позволит расширить перечень исполнителей, занимающихся помощью в конкретных направлениях социальной сферы.

Вывод: внесенные изменения носят позитивный характер, расширяя возможность некоммерческих организаций получить доступ к бюджетным средствам посредством участия в отборе или конкурсе государственного (муниципального) социального заказа.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Данным Постановлением Правительства РФ скорректированы правила оказания имущественной поддержки социально ориентированным НКО в виде предоставления им нежилых помещений во владение или пользование на долгосрочной основе.

Закреплен порядок определения Росимуществом в составе имущества государственной казны РФ нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности и свободных от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями), которые могут быть предоставлены СОНКО, и требований к таким помещениям.

Постановлением закреплена обязанность Росимущества утвердить типовые формы договора безвозмездного пользования и договора аренды нежилого помещения.

Установлены правила оценки и сопоставления заявлений СОНКО о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование и в аренду и перечень показателей для проведения такой оценки.

Также Постановлением сняты ограничения по предоставлению во владение и (или) пользование на долгосрочной основе федерального имущества некоммерческим организациям, учрежденным Российской Федерацией.
Вывод: внесенные Постановлением Правительства РФ изменения носят положительный характер, поскольку конкретизируют правила предоставления нежилых помещений СОНКО и способствуют прозрачности соответствующих процедур.
Принятые ведомственные приказы
Следует напомнить, что ранее Федеральным законом от 26.02.2024 №32-ФЗ была закреплена обязанность НКО размещать свой устав на информационном ресурсе Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом установлено, что НКО (за исключением политических партий) размещают свой устав на информационном ресурсе Минюста России в течение 30 календарных дней со дня их государственной регистрации. В случае внесения изменений в свой устав некоммерческие организации в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации таких изменений размещают актуальную редакцию своего устава на информационном ресурсе.

НКО, зарегистрированными до вступления в силу данного Приказа, необходимо исполнить данную обязанность до 1 апреля 2025 года.

Размещение некоммерческими организациями своего устава осуществляется путем загрузки его в машиночитаемой форме ‎в формате PDF в личном кабинете соответствующей некоммерческой организации на информационном ресурсе.

Размещение некоммерческими организациями своего устава прекращается с момента исключения сведений о соответствующей некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вывод: обязанность НКО публиковать свой устав на информационном ресурсе Минюста России будет «дисциплинировать» НКО в части поддержания уставов в актуальной редакции, соответствующей изменениям законодательства. В то же время, это повышает риски для НКО, осуществляющих деятельность, не отраженную в уставе, или допускающих по невнимательности иные нарушения своего устава.
Проекты федеральных законов
Законопроект предполагает как «технические», так и сущностные правки в Закон о целевом капитале.

Так, проектом предлагается устранить несоответствие Закона о ЦК Гражданскому кодексу РФ в части названия организационно-правовых форм НКО-собственников ЦК, заменив слово «фонды» на «общественно полезные фонды», чтобы исключить любые возможные разночтения в вопросе о том, какие именно фонды могут формировать ЦК (общественно полезные, личные, наследственные или все сразу).

Также предлагается установить, что при принятии им решения о продлении срока на сбор пожертвований на формирование целевого капитала срок сбора ограничивается одним годом. Данное изменение позволить устранить неопределенность в вопросе о порядке продления процедуры формирования ЦК.

Положительным представляются предложения по увеличению некоторых сроков, установленных Законом о ЦК. Так, предлагается срок пополнения целевого капитала недвижимым имуществом увеличить с 30 до 60 дней, а срок для утверждения финансового плана увеличить до двух месяцев с даты передачи имущества в доверительное управление.

Законопроектом предлагается предусмотреть у НКО - собственника целевого капитала обязательную проверку (аудит) годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, распределении дохода от целевого капитала; у управляющей компании - проверку отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал; у получателя дохода от целевого капитала предполагается, что при аудите его бухгалтерской (финансовой) отчетности будет выражаться мнение о соблюдении им порядка использования дохода от целевого капитала.
Вывод: принятие законопроекта в целом позитивно скажется на уже существующих собственниках целевого капитала, как формирующих, так и пополняющих целевой капитал, так как увеличивает сроки для совершения необходимых действия и оформления документов.
О руководителе НКО
Законопроект направлен на формирование единого подхода к истолкованию понятия «руководитель организации», а также обеспечение недопущения заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации.

Необходимость внесения таких законодательных изменений обусловлена противоречивой судебной практикой в толковании понятия «руководитель организации». В ряде случаев суды приходили к выводу о том, что работники, замещающие должности руководителей структурных подразделений организаций, не выполняют функций единоличного исполнительного органа организации и потому не могут быть отнесены к руководителям организаций. В других случаях суды относили к руководителям организаций не только должностных лиц, осуществляющих руководство организацией в целом, но и иных работников, которые в той или иной мере наделены управленческими полномочиями и выполняют определенные организационно-распорядительные функции.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 19 декабря 2023 г. № 59-П признал абз. 8 ч. « ст. 59 Трудового кодекса РФ (заключение срочного трудового договора с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.

Законопроектом предлагается уточнить, что именно с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации может быть заключен срочный трудовой договор.

В случае принятия законопроекта будет установлен 30-дневный срок для приведения ранее заключенных трудовых договоров в соответствие с принятыми изменениями.
Вывод: законопроект направлен на устранение сложившейся правовой неопределённости в понимании содержания термина «руководитель организации» и недопущение заключения срочных трудовых договоров с работниками, замещающими должности руководителей структурных подразделений организаций.
Законопроектами предлагается исключить указание на неправительственный характер иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ. Предлагается закрепить, что нежелательной на территории Российской Федерации может быть также признана деятельность не входящей в структуру органов государственной власти иностранного государства иностранной или международной организации, учредителем (участником) которой являются государственные органы иностранного государства (за исключением международной межправительственной организации, членом которой является Российская Федерация).

Соответствующие изменения предлагается внести в диспозиции статей 20.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности) и 284.1 Уголовного кодекса РФ (Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).

Вышеуказанные три законопроекта во взаимосвязи расширяют спектр иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ по решению Генерального прокурора по согласованию с МИД России и, соответственно, расширяют сферу применения норм об административной и уголовной ответственности за организацию или участие в деятельности таких организаций.
Вывод: предлагаемые законодательные изменения означают для НКО необходимость еще более внимательного отношения к формируемому Минюстом России перечню иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ в целях недопущения участия в деятельности таких организаций под угрозой привлечения к административной или уголовной ответственности.
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756/
Законопроектом предлагается установить запрет на распространение рекламы:

  • на информационных ресурсах иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ;

  • на информационных ресурсах организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»;

  • на информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Вывод: некоммерческим организациям следует обращать внимание на то, где именно планируется размещение их рекламы и не допускать этого на запрещенных информационных ресурсах в сети Интернет.
Проекты постановлений Правительства
О требованиях к состоянию здоровья добровольцев (волонтеров)
7 июня 2024 года Минэкономразвития России разместило для общественного обсуждения (срок до 21.06.2024) проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425».
Целью проекта постановления является приведение ‎в соответствие положений Постановления Правительства РФ ‎от 28 ноября 2018 г. № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» с положениями Федерального закона ‎от 27 ноября 2023 года № 558-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, в Постановлении Правительства РФ №1425 предлагается отразить, что соглашением в рамках взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией могут предусматриваться требования к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности. Состояние здоровья добровольцев (волонтеров) определяется в зависимости от осуществляемого ими вида деятельности.
Вывод: проект постановления Правительства РФ направлен на реализацию ранее внесенных законодательных изменений в части возможности установления требований к состоянию здоровья добровольцев (волонтеров).
О перечне видов деятельности СОНКО
Законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций новым видом – «деятельность по благоустройству территорий».
Вывод: расширение перечня видов деятельности СОНКО позволит большему числу организаций войти в соответствующий реестр Минэкономразвития России и претендовать на получение государственной поддержки.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Об участии в деятельности нежелательной организации
Приведенное ниже постановление Европейского суда по правам человека не подлежит исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2022 года №183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
18 июня 2024 года опубликовано постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Фонд Андрея Рылькова и др. против России» (жалоба № 37949/18 и 84 других).

Постановление вынесено по жалобам 85 заявителей (среди которых граждане РФ и иностранные неправительственные организации), права которых были нарушены в связи с применением норм о нежелательных организациях и привлечением к ответственности за участие в таких организациях. ЕСПЧ посчитал, что в данном случае имело место нарушение прав заявителей на свободу ассоциации (объединения) и свободу выражения мнений.

ЕСПЧ постановил, что положения российских законодательных норм о нежелательных организациях не были сформулированы с достаточной точностью, так, чтобы организации-заявители могли предвидеть, что их правомерные действия приведут к их включению в список "нежелательных" и запрету на их деятельность в России.

ЕСПЧ посчитал, что вмешательство в права организаций-заявителей не соответствовало критерию законности, т.к. закон и его применение не являются достаточно точными и предсказуемыми.

Также ЕСПЧ установил, что преследование и осуждение заявителей – физических лиц за их участие в деятельности организаций, признанных нежелательными, представляло собой вмешательство в их право на свободу объединения. Суд отметил, что заявители не совершали действий, которые сами по себе противоречат законодательству РФ, если бы не их предполагаемая связь с организациями, признанными нежелательными. По мнению Суда, они осуществляли свои законные права на свободу выражения мнений, собраний и ассоциации, делясь контентом в социальных сетях, проводя кампании за социальные и политические цели, а также участвуя в мероприятиях и форумах. Поскольку закон, на основании которого были привлечены к ответственности заявители, не раскрывает с достаточной степенью ясности и точности, что представляет собой "участие" в деятельности "нежелательных организаций", он не соответствует требованию "качества закона" и не должен был применяться по отношению к заявителям.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →