Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Апрель, 2025
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Принятыми изменениями установлен запрет на распространение рекламы:

  • на информационных ресурсах иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ;

  • на информационных ресурсах организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»;

  • на информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Вывод: некоммерческим организациям следует обращать внимание на то, где именно планируется размещение их рекламы и не допускать этого на запрещенных информационных ресурсах в сети Интернет.
Принятыми изменениями установлено, что дополнительное профессиональное образование педагогических работников в целях повышения квалификации или лиц, которые не являются педагогическими работниками, в целях занятия ими педагогической деятельностью, осуществляется по направлению работодателя в государственных и муниципальных образовательных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учредителями которых (или одним из учредителей) являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, государственная корпорация или государственная компания либо в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Эти нововведения касаются только тех педагогических работников и будущих педагогических работников, которые занимаются или планируют заниматься педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Принятый закон не распространяется на лиц, имеющих документы о ДПО, полученные до дня вступления в силу закона и на лиц, принятых на обучение по программам ДПО до дня вступления в силу закона.
Вывод: дополнительное профобразование педагоги, а также иные лица, которые планируют заниматься педагогической деятельностью, должны будут получать в государственных и муниципальных образовательных организациях, в учебных заведениях, расположенных в федеральной территории «Сириус», на территориях инновационного центра «Сколково» и инновационных научно-технологических центров, в общероссийских спортивных федерациях (в части дополнительного профобразования в области физкультуры и спорта).
Принятыми изменениями расширен перечень видов деятельности, осуществление которых является основанием для признания лица иностранным агентом, к ним отнесены:

  • оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов, если они направлены против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275, 275.1, 276, 276.1 и 284.3 Уголовного кодекса Российской Федерации);

  • вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов.
Вывод: расширен перечень видов деятельности, осуществление которых (при наличии иных необходимых признаков) позволяет признать лицо иностранным агентом.
Принятыми изменениями уточнено определение понятия «добровольцы (волонтеры)», а именно лицам без гражданства предоставлено право выступать волонтерами на физкультурных и спортивных мероприятиях. Согласно действующей редакции закона «спортивными» волонтерами могут быть граждане РФ и иностранные граждане, что не в полной мере соответствовало Федеральному закону от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а также законодательству в сфере физической культуры и спорта, в частности, Федеральному закону от 19.04.2024 №80-ФЗ «О международных соревнованиях «Всемирные игры дружбы».
Вывод: принятые изменения устраняют правовой пробел в части права лиц без гражданства осуществлять свою добровольческую (волонтерскую) деятельность в сфере спорта.
Принятыми изменениями установлен полный запрет на осуществление иностранными агентами образовательной и просветительской деятельности. В действующей редакции закона запрет касается осуществления такой деятельности лишь в отношении несовершеннолетних. Закрепляется, что наличие статуса иностранного агента является основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности, а действующая лицензия прекращается в случае включения лицензиата в реестр иностранных агентов.

Также устанавливается запрет на получение мер муниципальной поддержки и на включение НКО, имеющих статус иностранного агента, в реестр СОНКО, ведущийся Минэкономразвития России.
Вывод: принятыми изменениями расширен перечень ограничений и запретов, установленных для иностранных агентов.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Правительством РФ обновлено постановление, регламентирующее порядок направления работников в служебные командировки. Существенных изменений в новом постановлении не отмечено, но новеллой является дополнение условий, при которых работнику возмещаются расходы в поездке: в новом постановлении это не только расходы, произведенные с разрешения, но и произведенные с ведома руководителя организации.

В связи с этим дополнением можно порекомендовать некоммерческим организациям до 1 сентября (когда вступят в силу новые правила) включить в свои положения о командировках порядок уведомления и согласования расходов, производимых работником, во избежание возможных злоупотреблений.
Вывод: принятое Постановление Правительства РФ существенно не меняет установленный порядок направления работников в служебные командировки, однако, его вступление в силу потребует корректировки внутренних документов НКО.
Принятые ведомственные приказы
Приказ заменил ранее действовавший аналогичный Приказ Минтруда России от 27.05.2019 №351н.

Приказом регламентируется выдача заключений о качестве оказываемых социальных услуг, необходимых для включения НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг.

В рамках своей компетенции Минтруд России выдает такие заключения по 22 видам социальных услуг:
  • предоставление социального обслуживания в форме на дому;
  • предоставление социального обслуживания в стационарной форме;
  • предоставление социального обслуживания в полустационарной форме;
  • оказание содействия молодежи в вопросах трудоустройства, социальной реабилитации, трудоустройство несовершеннолетних граждан;
  • содействие трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • оказание содействия в трудоустройстве на оборудованные (оснащенные) рабочие места;
  • организация сопровождения при содействии занятости инвалидов и самозанятости инвалидов;
  • оказание информационно-справочной поддержки гражданам по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств;
  • проведение реабилитации или абилитации инвалидов при сложном и атипичном протезировании и ортезировании в стационарных условиях;
  • проведение социально-средовой реабилитации или абилитации инвалидов;
  • проведение социально-психологической реабилитации или абилитации инвалидов в амбулаторных условиях;
  • проведение социально-бытовой адаптации;
  • содействие в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;
  • содействие в предоставлении жизненно необходимых товаров малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • содействие во временном отселении в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений;
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  • услуги по социальной трудовой реинтеграции лиц, осуществлявших незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, страдавших алкоголизмом;
  • услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания, осуществляемые организацией-оператором в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в части популяризации системы независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания и возможности участия в ней потребителей услуг, вовлечение граждан в независимую оценку.
Вывод: обновленный Приказ регламентирует порядок выдачи заключений о качестве оказываемых социальных услуг, необходимых для включения в реестр СОНКО – исполнителей общественно полезных услуг.
Внесены изменения в действующий приказ СФР №2712, регламентирующий порядок субсидирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Приказ не внес каких-то существенных изменений, но следует напомнить, что для получения субсидии:
  • НКО не должна получать средства из бюджетов бюджетной системы РФ;
  • трудовой договор с инвалидом должен быть заключен на срок от 9 месяцев на условиях полного рабочего времени.
Вывод: принятый Приказ не окажет существенного влияния на деятельность НКО.
Проекты федеральных законов
О страницах НКО в соцсетях
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О некоммерческих организациях» новой статьей 24.1 «Размещение информации о деятельности НКО».

Предусматривается, что некоммерческие организации вправе создавать, а благотворительные фонды создают (т.е. обязаны создать) официальные страницы в социальных сетях для осуществления своей деятельности и размещения информации.

Под официальной страницей в социальных сетях в законопроекте понимается персональная страница в определенных Правительством РФ информационных системах, соответствующих требованиям законодательства о защите информации, созданная некоммерческой организацией и содержащая информацию о ее деятельности.

При создании некоммерческой организацией официальной страницы в социальных сетях идентификация и аутентификация организации будет осуществляться через ЕСИА (портал госуслуг).

В законопроекте не говорится о других формах благотворительных организаций – общественных организациях и иных формах, предусмотренных законами для благотворительных организаций, а только о благотворительных фондах. Также в тексте законопроекта не урегулирован вопрос об ответственности за неисполнение устанавливаемой обязанности по созданию страницы.
Вывод: по мнению инициаторов законопроекта, создание НКО страниц в социальных сетях, прошедших процедуру идентификации и аутентификации, поможет в борьбе с поддельными страницами, используемыми для совершения мошеннических действий под видом НКО, и повысит доверие к их деятельности.
Проекты постановлений Правительства
Проект постановления Правительства РФ направлен на сокращение сроков рассмотрения Минюстом России сроков рассмотрения документов и представления разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования. Такой срок предлагается сократить до 28 рабочих дней. Также предлагается автоматизировать данные процедуры (перевести их в электронный вид и внедрить реестровую модель).
Вывод: упрощение административных процедур, связанных с получением разрешения на использование в наименовании НКО слов «Российская Федерация» или «Россия» станет позитивным нововведением для НКО, для которых это является актуальным.
О предоставлении НКО помещений
13 апреля 2025 года Минэкономразвития России разместило для общественного обсуждения (срок до 19.04.2025) проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1478».
Проект постановления Правительства РФ разработан в целях упрощения процедуры предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование.

В разрабатываемом проекте документа исключается условие о сроке, на который предоставляется имущество в безвозмездное пользование или аренду, ранее был установлен пятилетний срок договора.

Теперь для того, чтобы претендовать на передачу нежилого помещения в безвозмездное пользование, СОНКО должна осуществлять определенные виды деятельности в течение не менее 1 года, ранее – не менее 5 лет.

Сокращен перечень сведений, включаемых в заявление: не нужно будет указывать сведения о полученных грантах и субсидиях, о членстве в ассоциациях и союзах, о средней численности работников и добровольцев, о принадлежащих организации объектах недвижимости.

Сокращен перечень документов, прилагаемых к заявлению: не нужно предоставлять решение об одобрении сделки, выписку из ЕГРЮЛ, копию годовой бухгалтерской отчетности, отзывы и рекомендации.

Комиссия по имущественной поддержке СОНКО, созданная Минэкономразвития России, которая занималась проведением процедур по рассмотрению заявок на заключение договоров безвозмездного пользования или аренды федерального имущества, упраздняется.

Рассмотрение заявлений будет осуществляться Росимуществом в течение 30 дней с момента регистрации заявления.
Вывод: упрощение процедур, связанных с предоставлением НКО федерального имущества, в частности, нежилых помещений, безусловно расценивается как положительные изменения.
Проекты ведомственных приказов
О требованиях к обезличиванию персональных данных
16 апреля истек срок общественного обсуждения разработанного Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) проекта ведомственного приказа «Об утверждении требований к обезличиванию персональных данных и методов обезличивания персональных данных».
В соответствии с изменениями, вступающими в силу с 1 сентября 2025 года, Роскомнадзор обязан утвердить требования к обезличиванию персональных данных и методы их обезличивания.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ, хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Новым приказом Роскомнадзор утверждает следующие методы обезличивания персональных данных:
  • метод введения идентификаторов ПДн;
  • метод изменения состава или семантики ПДн;
  • метод перемешивания ПДн;
  • метод декомпозиции ПДн;
  • метод преобразования массива ПДн.

В проекте приказа подробно объясняется суть методов обезличивания ПДн.
Вывод: принятие приказа Роскомнадзора о методах обезличивания ПДн позволит НКО, которым по тем или иным причинам необходимо производить обезличивание ПДн, правильно осуществить такие действия с ПДн, обеспечить их безопасность и минимизировать возможные риски..
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →