Государственные реестры, перечни и списки в деятельности некоммерческих организаций
Статья

В деятельности некоммерческих организаций (далее — НКО) важную роль играют различные реестры, перечни и списки (далее — реестры), ведение которых осуществляется органами исполнительной власти.

Реестры используются НКО для получения информации, необходимой для осуществления их деятельности, проверки корректности содержащихся в них сведений об НКО, проверки контрагентов на наличие установленных запретов и ограничений при взаимодействии с ними и т. д.

Ниже будут рассмотрены наиболее актуальные для НКО реестры, порядок их формирования, аспекты деятельности НКО, которые эти реестры могут затрагивать.

Существующие государственные интернет-ресурсы, предназначенные для размещения различных форм отчетности НКО, требуют отдельного подробного анализа и не рассматриваются в данном материале.
1
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)
Данный реестр ведется Федеральной налоговой службой (ФНС России) и содержит в себе информацию о всех зарегистрированных на территории Российской Федерации юридических лицах.

Реестр размещен на официальном сайте ФНС России по адресу — https://egrul.nalog.ru/index.html и представляет собой поисковик, в котором по наименованию юридического лица, его индивидуальному номеру налогоплательщика (ИНН) или основному государственному регистрационному номеру (ОГРН) можно получить информацию о действующих и прекративших свою деятельность юридических лицах.

С помощью реестра можно получить выписку в электронной форме, содержащую сведения о юридическом лице: наименование, дату государственной регистрации, присвоенных номерах ИНН, ОГРН, ОКВЭД, лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица, адресе местонахождения и т. д. Такие выписки, например, необходимы для участия НКО в конкурсах на предоставление государственных и негосударственных грантов или субсидий.

В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — ФЗ об НКО) некоммерческие организации обязаны информировать Минюст России об изменении сведений, представляемых при государственной регистрации юридического лица, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней со дня наступления таких изменений и представлять в Минюст России соответствующие документы для принятия решения об их направлении в ФНС России.

Следует отметить, что непредставление или несвоевременное представление НКО документов об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, является одним из наиболее распространенных нарушений, выявляемых Минюстом России при осуществлении государственного контроля за деятельностью НКО. За подобные нарушения НКО может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса Р Ф об административных правонарушениях (КоАП РФ) и оштрафована на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.

Несоответствие сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, может грозить и более существенными последствиями для НКО, например, если организация фактически находится по иному адресу, не получает корреспонденцию с юридически значимыми сообщениями, с ней не смог связаться орган государственного контроля для проведении проверки, то такая НКО может быть ликвидирована решением суда по иску Минюста России в соответствии с пп.3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Если же несоответствие сведений в ЕГРЮЛ выявлено самой ФНС России или получена информация от других органов государственного контроля (надзора), то ФНС России вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений в отношении конкретного юридического лица. Наличие данной записи в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента ее внесения является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению ФНС России (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Такая запись, например, вносится в ЕГРЮЛ в случае выявления ФНС России адресов массовой регистрации юридических лиц.

В связи с этим НКО рекомендуется периодически проверять достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, и при появлении записи о недостоверности незамедлительно связаться с территориальным органом ФНС России для подтверждения или уточнения сведений, послуживших основанием для внесения такой записи.

Сведения из ЕГРЮЛ могут использоваться НКО также для проверки своих контрагентов на предмет их нахождения в процессе реорганизации или ликвидации. Помимо непосредственно самого ЕГРЮЛ в этом может помочь и специальный сервис ФНС России — «Прозрачный бизнес» — https://pb.nalog.ru/, в котором можно получить дополнительно еще и сведения о дисквалификации физических лиц и ограничениях участия в юридических лицах.

Еще одним важным вопросом для НКО является наличие в ЕГРЮЛ сведений о ее учредителях. Так, до осени 2020 года сведения об учредителях НКО содержались в открытом доступе — в выписке из ЕГРЮЛ. Однако со вступлением в силу приказа ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7−14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», который не предусматривал заполнение сведений об учредителях НКО в регистрационных формах, из ЕГРЮЛ постепенно начали исключаться сведения об учредителях НКО.

В соответствии с разъяснениями ФНС России по состоянию на начало декабря 2023 года информация об учредителях некоммерческих организаций в ЕГРЮЛ отсутствовала, что подтверждалось выпиской из ЕГРЮЛ.

В связи с этим реализация процедуры выхода из состава учредителей НКО, предусмотренной п. 3 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях», связанной с направлением в регистрирующий орган (ФНС) заявления о выходе из состава учредителей НКО, на практике была невыполнима ввиду получения отказа от ФНС по факту рассмотрения документов вследствие отсутствия в ЕГРЮЛ сведений об учредителях некоммерческих организаций.

25 декабря 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 671-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено возвращение сведений об учредителях НКО в ЕГРЮЛ, а также предусмотрен новый порядок выхода из состава учредителей НКО, возможности исключения из состава учредителей НКО, а также процедура вхождения в состав учредителей НКО.

Таким образом, многие трудности, связанные с учредителями, с которыми сталкиваются некоммерческие организации в настоящее время, могут разрешиться.
п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
До июля 2023 года данный срок составлял 3 рабочих дня
2
Реестр некоммерческих организаций
Реестр некоммерческих организаций по сути дублирует ЕГРЮЛ в части действующих и прекративших свою деятельность некоммерческих организаций.

Данный реестр ведется Минюстом России на своем официальном сайте — https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nekommercheskih-organizacij/.

Реестр представляет собой сводную таблицу с возможностью поиска НКО по наименованию или ОГРН. В нем содержатся сведения о:
На дату публикации настоящего материала в реестре содержатся сведения о 215 397 зарегистрированных и 337 280 исключенных НКО.
наименовании НКО;
организационно-правовой форме;
ОГРН и дате его присвоения;
адресе местонахождения НКО;
регионе (субъекте РФ).
В практике отмечены случаи, когда имеются незначительные расхождения в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ и в реестре некоммерческих организаций, например, в написании наименования юридического лица (проставление кавычек, заглавных и строчных букв и т. д.). Если же допущенные в реестре НКО неточности носят существенный характер (например, дата присвоения ОГРН указана как «14.03.0202»), то НКО можно порекомендовать направить в территориальный орган Минюста России письмо с просьбой внести в реестр необходимые уточнения.

При взаимодействии с государственными органами (составление отчетности, заполнение регистрационных форм, письменные обращения) НКО следует руководствоваться сведениями, содержащимися именно в ЕГРЮЛ.

Помимо реестра НКО для проверки контрагента, также являющегося НКО, можно использовать портал, предусматривающий размещение отчетности НКО — http://unro.minjust.ru/NKOReports.aspx (по имеющейся информации, в ближайшее время Минюстом России данный портал будет обновлен и доступен по другой ссылке — https://nco.minjust.gov.ru/ru/) поскольку не соблюдение таким контрагентом предусмотренной законом обязанности публикации отчетов свидетельствует о его недобросовестности и риске ликвидации.

3
Реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций
Данный реестр формируется и ведется Минюстом России — https://minjust.gov.ru/ru/pages/gosudarstvennyj-reestr-filialov-i-predstavitelstv-inostrannyh-nko/ и включает в себя филиалы и представительства международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее — ИНКО), прошедших необходимые регистрационные процедуры в соответствии с ФЗ об НКО.

Следует напомнить, что регистрационные процедуры филиалов и представительств ИНКО отличаются от общих процедур регистрации НКО, а сами филиалы и представительства не приобретают статуса юридического лица.

На протяжении своего существования данный реестр менял свои формы и порядок формирования. До 2006 года в реестр было включено большое количество организаций (около 500), но туда входили и организации, аккредитованные Торгово-промышленной палатой. Регистрация тогда осуществлялась Федеральной регистрационной службой. Впоследствии, когда ведение реестра полностью перешло в компетенцию Минюста России, большая часть филиалов и представительств ИНКО были исключены из реестра. За период с 2020 по 2023 год в реестр были включены сведения всего о двух филиалах ИНКО.

Подробный анализ реестра позволяет сделать вывод, что есть факты его некорректного ведения, поскольку в нем выявлены организации, числящиеся действующими, в то время как в предыдущей версии сайта они были отмечены как исключенные. Также известны многочисленные случаи, когда сведения об исключенных филиалах или представительствах ИНКО просто исчезали из реестра вместо внесения в отношении них записи об исключении.

Реестр представляет собой сводную таблицу с возможностью поиска.

Для НКО данный реестр представляет интерес в связи с тем, что с 31 июля 2023 года вступили в силу законодательные изменения, закрепившие, что физические и юридические лица могут участвовать в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации со дня регистрации структурного подразделения — отделения такой организации в установленном порядке, или со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о филиале или представительстве соответствующей организации.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющая зарегистрированного в установленном порядке структурного подразделения — отделения, имеет право участвовать в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, исключительно по приглашению задействованных в организации и (или) проведении таких мероприятий государственных органов, органов местного самоуправления и (или) организаций.
На дату публикации настоящего материала в реестре содержатся сведения о 66 зарегистрированных и 393 исключенных филиалов и представительств.
Федеральный закон от 31.07.2023 № 409-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
— организации, учредителями которых является Российская Федерация или государственный орган;

 — публично-правовые компании, государственные корпорации и государственные компании;

 — государственные внебюджетные фонды;

 — общественно-государственные и государственно-общественные объединения;

 — организации, находящиеся под прямым или косвенным контролем государственных органов, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом;

 — организации, созданные на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
4
Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций
Данный реестр ведется Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития России) на своем официальном сайте — https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko/all.

Реестр ведется в соответствии с Постановлением Правительства Р Ф от 30.07.2021 № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных ФЗ об НКО формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, государственных и муниципальных учреждений) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 ФЗ об НКО.

В реестр включаются некоммерческие организации, соответствующие одному из следующих критериев:
На дату публикации настоящего материала в реестре содержится информация о 51 613 социально ориентированных некоммерческих организациях.
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных, в том числе содержание животных в приютах для животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации по результатам конкурсов, проведенных организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента Российской Федерации (далее — организации, уполномоченные на включение некоммерческих организаций в реестр), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр;
являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;
являющиеся поставщиками социальных услуг;
являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр, без нарушения сроков предоставления отчетности, указанных в законе;
являющиеся получателями имущественной поддержки, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.
В реестр не могут быть включены государственные (муниципальные) учреждения.

Сведения о некоммерческой организации включаются в реестр:
a)
в течение 15 рабочих дней со дня:

  • включения некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг - Министерством юстиции Российской Федерации;
  • включения некоммерческой организации в реестр поставщиков социальных услуг - исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
  • получения имущественной поддержки - федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, предоставившим указанную поддержку;
б)
в течение 30 рабочих дней со дня принятия федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией, уполномоченной на включение некоммерческих организаций в реестр, решения о предоставлении некоммерческой организации субсидии или гранта — федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией, уполномоченной на включение некоммерческих организаций в реестр.
Оказание государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1
финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
2
предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3
осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4
предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
5
Реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг
Реестр ведется Минюстом России на своем официальном сайте — https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nko-ispolnitelej-obshestvenno-poleznyh-uslug/.

Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не является иностранным агентом, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:
1
оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;
2
надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.
Кроме того, Постановлением Правительства Р Ф от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг» (далее — Постановление № 89) установлен дополнительный ряд условий для признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг.

Некоммерческой организации может быть отказано в выдаче заключения о качестве оказываемых ею общественно полезных услуг по следующим причинам:
несоответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления);
отсутствие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников организации и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), недостаточность количества лиц, у которых есть необходимая квалификация;
наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения о соответствии качества, жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанных с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией;
несоответствие уровня открытости и доступности информации об организации установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям (при их наличии);
наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения о соответствии качества, информации об организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке.
Реестр исполнителей общественно полезных услуг формируется и ведется в соответствии с Постановлением № 89.

Для признания исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр организация представляет в территориальный орган Минюста России заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по утвержденной форме и соответствующее заключение о качестве оказываемых ею общественно полезных услуг.

Заключение о соответствии качества оказываемых НКО услуг выдается организации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими оценку качества оказания общественно полезных услуг на основании составленного в письменной форме заявления организации о выдаче заключения о соответствии качества, в котором обосновывается соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг.

Социально ориентированная некоммерческая организация признается исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг сроком на два года. По истечении указанного срока социально ориентированная некоммерческая организация может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке, установленном Постановлением № 89.

Некоммерческим организациям — исполнителям общественно полезных услуг меры государственной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет с правом на приоритетное получение.
На дату публикации настоящего материала в реестре содержатся сведения о 3 221 НКО — исполнителе общественно полезных услуг.
Перечень таких органов приведен в приложении к Постановлению Правительства Р Ф от 26.01.2017 № 89.
6
Сводный план проверок
Сводный план проверок юридических лиц формируется Генеральной прокуратурой РФ на своем официальном сайте — https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/consolidated-audit-plan.

Сводный план проверок содержит в себе информацию о запланированных на текущий год проверках юридических лиц органами государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее соответственно — 294-ФЗ и 248-ФЗ).

Сводный план проверок представляет собой несколько поисковых сервисов, в т. ч. по контрольно-надзорным мероприятиям в соответствии с 294-ФЗ (проверки Минюста России) и 248-ФЗ (проверки Роскомнадзора, инспекций труда, органов пожарного надзора, Роспотребнадзора и т. д.), с помощью которых можно проверить, запланирована ли в отношении НКО проверка тем или иным контролирующим органом.

Планы проверок также размещены на официальных сайтах органов контроля (надзора), например, план проверок Минюста России — https://minjust.gov.ru/ru/pages/plan-proverok/, однако поиск проверок по разным сайтам более сложен, чем поиск проверок в одном месте — на сайте Генпрокуратуры.

Планы проверок на будущий год как правило публикуются в конце текущего года, поэтому осуществлять поиск потенциальных проверок следует начинать в этот период времени.

В соответствии с законом о готовящейся плановой проверке проверяемые организации уведомляются не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала, но если НКО заблаговременно узнает о готовящейся проверке, то она располагает значительно большим временем для анализа нормативных актов, регламентирующих порядок ее проведения, и для устранения возможных допущенных нарушений, тем самым существенно снижая риск выявления нарушений и привлечения к ответственности.

Проверки контрольно-надзорных органов регламентируются ведомственными нормативными актами, например, Приказом Минюста России от 30.12.2021 № 274 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации». В таких ведомственных актах закреплен порядок и сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий, их виды, права и обязанности контролирующих органов и проверяемых организаций и т. д.
Действие данного Федерального закона распространяется на проведение контрольно-надзорных мероприятий Минюста России до 31 декабря 2024 года, после чего они будут регулироваться Федеральным законом № 248-ФЗ.
7
Реестр иностранных агентов
Реестр иностранных агентов ведется Минюстом России — https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/998/, и включает в себя юридических лиц независимо от их организационно — правовой формы, незарегистрированные общественные объединения и физических лиц независимо от их гражданства, в том числе отсутствия такового, которым присвоен статус иностранного агента.

Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее предусмотренные Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» виды деятельности.

Иностранными агентами не могут быть признаны:
  • политическая деятельность;
  • целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации;
  • распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные законом.
1
органы публичной власти Российской Федерации, лица, подконтрольные Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами. В целях настоящего Федерального закона под подконтрольным лицом понимается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом;
2
религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;
3
политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;
4
лица, являющиеся должностными лицами международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, главами и сотрудниками дипломатических представительств и консульских учреждений (за исключением членов их семей);
5
объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Реестр размещен в виде обновляющегося pdf-файла с возможностью поиска (ctrl+f).

Реестр используется НКО для проверки своих контрагентов на наличие статуса иностранного агента, поскольку в отношении таких лиц установлен ряд запретов и ограничений, в т. ч. по участию в образовательной и просветительской деятельности в отношении несовершеннолетних, распространению рекламы и т. д., которые НКО должны учитывать.

Также руководителям НКО следует помнить о том, что все полученные от иностранного агента денежные средства и иное имущество считаются полученными от иностранных источников и должны быть правильно отражены в отчетности. При этом дата присвоения статуса иностранного агента значения не имеет, все полученные НКО денежные средства и иное имущество должны быть отнесены к иностранному финансированию за весь отчетный период.

Важно отметить, что реестр иностранных агентов содержит информацию обо всех лицах, когда-либо в него включенных. В отношении лиц, исключенных из реестра, вносится соответствующая запись, и все предусмотренные для таких лиц ограничения утрачивают силу.

В частности, в реестре указывается следующая информация, которая может быть также важна при проверке контрагента:

Относительно юридических лиц:

  • порядковый номер в реестре;
  • наименование организации;
  • ОГРН (для российских юридических лиц);
  • ИНН (для российских юридических лиц);
  • регистрационный номер (в случае, если юридическое лицо является иностранным юридическим лицом);
  • информационный ресурс;
  • ФИО участников (при возможности установления);
  • положение закона, на основании которого организация была включена в реестр;
  • дата включения/исключения.
Относительно незарегистрированных общественных объединений:
  • порядковый номер в реестре;
  • наименование;
  • субъект местонахождения/деятельности (при возможности установления);
  • информационный ресурс;
  • ФИО участников (при возможности установления);
  • положение закона, на основании которого незарегистрированное общественное объединение было включено в реестр;
  • дата включения/исключения.
Относительно физических лиц:
  • порядковый номер в реестре;
  • ФИО;
  • дата рождения;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • положение закона, на основании которого незарегистрированное общественное объединение было включено в реестр;
  • дата включения/исключения.
ст.ст. 9 и 11 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» виды деятельности, ч. 10.5 ст. 5 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
8
Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации
Данный перечень ведется Минюстом России — https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756/ и включает в себя иностранные и международные неправительственные организации, в отношении которых Генеральной прокуратурой по согласованию с МИД России принято решение о нежелательности их деятельности на территории РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» любое участие в деятельности организаций, включенных в данный перечень запрещено под угрозой привлечения к административной (ст. 20.33 КоАП РФ — штраф на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей) или даже уголовной ответственности (ст. 284.1 УК РФ — максимальное наказание — лишение свободы на срок от 1 до 4 лет.

В судебной практике отмечено значительное количество случаев привлечения НКО к административной ответственности за распространение материалов, подготовленных при финансовой или методической поддержке организаций, включенных в перечень нежелательных. При этом не имеет значения давность создания таких материалов, поскольку длящееся их размещение на сайте НКО образует состав административного правонарушения в момент его выявления. Таким образом, НКО настоятельно рекомендуется удалить со своих сайтов или страниц в социальных сетях материалы, созданные при поддержке или участии таких организаций, включая логотипы и ссылки на информационные ресурсы.

Важно отметить, что состав правонарушения составляет участие в деятельности таких организаций граждан РФ и юридических лиц не только на территории РФ, но и за ее пределами.
На дату публикации настоящего материала в перечне содержится информация о 151 организации.
ст.ст. 10.6 и 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 21-О от 30.01.2024 — http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision737461.pdf
9
Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Перечень экстремистских организаций ведется Минюстом России — https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ и включает в себя общественные и религиозные объединения (в т.ч. не имеющие статуса юридического лица), деятельность которых запрещена судом по признакам осуществления экстремистской деятельности.

Публичное демонстрирование, например, размещение на сайте или страницах в социальных сетях, атрибутики или символики таких организаций влечет привлечение к административной (ст. 20.3 КоАП РФ — штраф на юридических лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей) или уголовной ответственности (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ — максимальное наказание — лишение свободы на срок от 2 до 6 лет, ст. 282.4 УК РФ — максимальное наказание — лишение свободы на срок до 4 лет). Финансирование деятельности таких организаций влечет привлечение к уголовной ответственности по ст. 282.3 УК РФ (максимальное наказание — лишение свободы на срок от 3 до 8 лет).

В связи с тем, что Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет на распространение материалов экстремистских организаций или информации, оправдывающей экстремистскую деятельность, НКО можно порекомендовать использовать практику СМИ, когда любое упоминание экстремистских организаций сопровождается указанием на ликвидацию или запрет деятельности таких организаций (например, при подготовке различных аналитических материалов).
На дату публикации настоящего материала в реестре содержатся сведения о 107 экстремистских организациях.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
10
Федеральный список экстремистских материалов
Федеральный список экстремистских материалов формируется Минюстом России — https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/ на основе судебных решений о признании тех или иных аудиовизуальных, печатных и иных материалов экстремистскими. Он тесно связан с перечнем экстремистских организаций, поскольку в большинстве случаев признание материала экстремистским влечет и запрет деятельности организации, его создавшей и распространившей.

Список представляет собой сводную таблицу с возможностью поиска по ключевым словам (ctrl+f).

Список содержит лишь краткое описание того материала, который признан экстремистским, сами же материалы включаются в Банк экстремистских материалов, доступ к которому предоставлен лишь судам и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие (дознание).

Распространение таких материалов запрещено под угрозой привлечения к административной ответственности (ст. 20.29 КоАП РФ — штраф на юридических лиц в размере от 100 000 до 1 000 000 рублей).

НКО, намеревающимся распространять материалы или информацию сторонних организаций, следует проверить их на предмет включения в список экстремистских материалов.
На дату публикации настоящего материала в нем содержится информация о 5 419 экстремистских материалах.
11
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
Данный перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и включает в себя российских иностранных граждан, российские и иностранные организации, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В перечень включаются не только лица, привлеченные к административной ответственности или осужденные по преступлениям экстремистской направленности, но и подозреваемые и обвиняемые.

Перечень представляет собой поисковый ресурс по данным физического лица или наименованию организации.

В отношении таких лиц в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» принимается решение о замораживании (блокировании) имущества, а все операции с денежными средствами или иным имуществом, стороной которых является такое лицо, подлежат обязательному контролю.

Попытка перечисления денежных средств или предоставление иного имущества лицу, включенному в данный перечень, может расцениваться как финансирование экстремистской деятельности. Получение денежных средств или иного имущества от таких лиц может быть квалифицировано как легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а в отношении организации-получателя может применяться административное приостановление деятельности на срок до 60 суток и привлечение к административной (ст. 15.27 КоАП РФ — штраф на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей и более, в зависимости от состава административного правонарушения) или уголовной ответственности (ст. 174 УК РФ, наказание — штраф в размере до 120 000 рублей, или более строгое наказание в зависимости от состава преступления).

Таким образом, НКО необходимо проверять своих контрагентов на предмет включения в перечень Росфинмониторинга и исключить финансовые операции с их участием.

12
Реестры поставщиков социальных услуг
Реестры поставщиков социальных услуг ведутся уполномоченным органом в сфере социального обслуживания в субъекте РФ на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — 442-ФЗ).

Единого реестра поставщиков социальных услуг нет, в каждом субъекте РФ формируется свой реестр на основании положений Постановлений Правительства субъекта РФ.

Реестры поставщиков социальных услуг субъектов РФ:
Поставщиком социальных услуг может быть признано любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Исходя из положений 442-ФЗ следует, что поставщиками социальных услуг могут стать как государственные (муниципальные), бюджетные, казенные учреждения, так и коммерческие или некоммерческие организации. Однако, с учетом положений ГК РФ и ФЗ об НКО, получается, что целями создания некоторых организационно — правовых форм некоммерческих организаций не предусматривается возможность оказания социальных услуг. Таким образом, поставщиком социальных услуг могут стать фонды, автономные некоммерческие организации, частные учреждения, общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке.

В реестр включается следующая информация о поставщике:
1
регистрационный номер учетной записи;
2
полное и (если имеется) сокращенное наименование поставщика социальных услуг;
3
дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг;
4
организационно-правовая форма поставщика социальных услуг (для юридических лиц);
5
адрес (место нахождения, место предоставления социальных услуг), контактный телефон, адрес электронной почты поставщика социальных услуг;
6
фамилия, имя, отчество руководителя поставщика социальных услуг;
7
информация о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг (при необходимости);
8
сведения о формах социального обслуживания;
9
перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
10
тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
11
информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;
12
информация об условиях предоставления социальных услуг;
13
информация о результатах проведенных проверок;
14
информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет;
15
иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.
Для признания поставщиком социальных услуг и включения в реестр организации необходимо подать в уполномоченный орган в социальной сфере субъекта РФ пакет документов, предусмотренный Постановлением Правительства конкретного субъекта РФ, в котором зарегистрирована организация. Требования к документам, равно как и конкретный перечень, индивидуальны в каждом регионе. Зачастую уполномоченный орган требует предоставить следующие документы:

  • устав организации;
  • свидетельства о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности;
  • документы, подтверждающие наличие достаточного количества квалифицированных кадров для оказания социальных услуг;
  • справки об отсутствии задолженностей по обязательным сборам и платежам;
  • документы, подтверждающие качественное оказание социальных услуг организацией за период, установленный Постановлением Правительства субъекта РФ;
  • иные документы и подтверждения, предусмотренные Постановлением Правительства субъекта РФ.
Включение организации в реестр поставщиков социальных услуг может быть только в добровольном порядке.

Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику социальных услуг все равно выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
13
Реестр недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков ведется Федеральным казначейством — https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/results.html и в него включаются сведения о лицах, в отношении которых принято соответствующее решение на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — 223-ФЗ) и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ).

Порядок ведения реестра определен Постановлением Правительства Р Ф от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Реестр представляет собой поисковый сервис по данным физического лица, наименованию или ИНН юридического лица.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Также в реестр включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, вызванного введением в отношении него иностранными государствами политических, экономических санкций или иных ограничительных мер.

Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении 2 лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра.

При закупке заказчик вправе установить условие о недопуске участников, сведения о которых внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Заключение НКО договоров с лицами, включенным в реестр недобросовестных поставщиков законом не запрещено, однако это обстоятельство может влиять на оценку надежности контрагента и рисков неисполнения договора.

Организация, включенная в реестр недобросовестных поставщиков, не может быть признана исполнителем общественно полезных услуг.
Заключение
Различные государственные реестры, перечни и списки важны для НКО с точки зрения соблюдения требований законодательства, правильности осуществления ими своей уставной деятельности. Своевременное обращение к данным реестрам способствует минимизации рисков привлечения к ответственности за возможные допущенные нарушения, позволяет оценить добросовестность и надежность контрагента.
Государственные реестры, перечни, списки в деятельности НКО
Нужна помощь по вопросам, связанным с персональными данными?
Обратитесь к юристам «‎Правовой команды»!