Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Март, 2025
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Изменение положений закона о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) затронет ряд некоммерческих организаций, реализующих товары, работы и услуги физическим лицам.

Изменится положение, которое допускало реализацию товаров на ярмарках без применения ККТ. Несмотря на довольно большое количество исключений из этого правила НКО зачастую могли пользоваться освобождением от обязанности применять ККТ на ярмарках. С 1 марта 2025 года данная возможность сохранится только для организаций и ИП, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей. Соответственно, любая НКО обязана будет приобретать и регистрировать в ФНС ККТ, если она намерена продавать товары, работы или услуги.

Срок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ сокращен с 10 до 5 рабочих дней с даты подачи заявления. Подать заявление можно будет не только напрямую в ФНС, но и через портал госуслуг, а также через производителя ККТ.

Информационный ресурс ФНС «Мои чеки онлайн» можно будет использовать в качестве нового способа исполнения обязанности по передаче кассового чека.
Подать заявления на регистрацию, перерегистрацию и снятие с регистрационного учета ККТ можно будет через ее изготовителя и на портале Госуслуг. Перерегистрировать ККТ в связи с заменой фискального накопителя можно будет без подачи заявления в налоговую при условии направления в нее через оператора фискальных данных отчета об изменении параметров регистрации.

Индивидуальные предприниматели теперь освобождены от обязанности применять ККТ при оказании услуг населению в сфере образования, физкультуры и спорта по аналогии с образовательными и физкультурно-спортивными организациями.

В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесена техническая правка в полномочиях ФНС России по утверждению типовых дополнительных профессиональных программ – добавлено упоминание фискальных накопителей.
Вывод: с одной стороны, законодательное регулирование упрощает использование контрольно-кассовой техники, а с другой, НКО теряют право продавать товары, работы и услуги без применения ККТ на ярмарках. Индивидуальные предприниматели освобождаются от применения ККТ при оказании услуг в сфере образования, физкультуры и спорта.
О целевом капитале
С 1 марта 2025 года вступила в силу вторая часть изменений, предусмотренных Федеральным законом от 25.10.2024 №349-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (первая часть вступила в силу с 01.11.2024).
Принятым законом внесен ряд изменений в несколько федеральных законов, в частности, в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – ФЗ о ЦК). Эти изменения вступили в силу с 1 марта 2025 года.

Внесены как технические, так и сущностные изменения.

Так, устранено несоответствие ФЗ о ЦК Гражданскому кодексу РФ в части названия организационно-правовых форм НКО-собственников ЦК, заменив слово «фонды» на «общественно полезные фонды», чтобы исключить любые возможные разночтения в вопросе о том, какие именно фонды могут формировать ЦК (общественно полезные, личные, наследственные или все сразу).

Также установлено, что при принятии НКО - собственником ЦК решения о продлении срока на сбор пожертвований на формирование целевого капитала срок сбора ограничивается одним годом. Данное изменение позволит устранить неопределенность в вопросе о порядке продления процедуры формирования ЦК.

Положительным представляются изменения по увеличению некоторых сроков, установленных ФЗ о ЦК.

Так, срок пополнения целевого капитала недвижимым имуществом увеличен с 30 до 60 дней, а срок для утверждения финансового плана увеличен до двух месяцев (в прежней редакции – один) с даты передачи имущества в доверительное управление.

Принятыми изменениями у НКО - собственника целевого капитала предусмотрена обязательная проверка (аудит) годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, распределении дохода от целевого капитала; у управляющей компании - проверка отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал; у получателя дохода от целевого капитала предполагается, что при аудите его бухгалтерской (финансовой) отчетности будет выражаться мнение о соблюдении им порядка использования дохода от целевого капитала. То есть, если ранее аудиторской проверке подлежала бухгалтерская (финансовая) отчетность, то принятые изменения устанавливают обязанность по проверке отчета о формировании и пополнении целевого капитала, подлежащего обязательной подготовке в соответствии со ст. 12 Закона о ЦК.
Вывод: принятые изменения в целом позитивно скажутся на уже существующих собственниках целевого капитала, как формирующих, так и пополняющих целевой капитал, так как увеличивает сроки для совершения необходимых действий и оформления документов.
Принятые законодательные изменения связаны со вступлением с 05.02.2025 Федерального закона от 08.08.2024 №322-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство был введен институт наставничества. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Принятый закон закрепляет в Трудовом кодексе РФ определение наставничества как дополнительной работы, за которую положена доплата.

Предполагается, что оплата наставничества будет осуществляться работодателем за счет собственных средств, а в случае принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, закрепляющих дополнительные гарантии наставникам - также за счет средств региональных бюджетов и местных бюджетов.
Вывод: принятые изменения затрагивают НКО, осуществляющих свою деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и хотят получить статус наставника.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Постановление принято в развитие ранее внесенных изменений в Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в соответствии с которыми иностранный агент обязан открыть специализированный рублевый счет в уполномоченном Правительством РФ банке для зачисления денежных средств от продажи и аренды недвижимости и транспортных средств, платежей от использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, процентов по вкладам и доходов от долевого участия в организациях.

Постановлением установлено, что уполномоченный банк передает в Минюст России определенную информацию об открытии специализированного счета иностранного агента в течение 3 рабочих дней.
Вывод: принятое Постановление Правительства РФ носит технический характер и конкретизирует порядок передачи информации о счетах иностранных агентов, установленной законом.
Правила определяют порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с иностранным агентом в случае установления вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении нарушения порядка деятельности иностранного агента.

Принятым Постановлением Правительства заменяется аналогичное действующее Постановление Правительства от 06.07.2020 №990. Новое Постановление учитывает законодательные изменения в части терминологии (используется общее понятие «иностранный агент»).

В новом Постановлении конкретизирован порядок направления Роскомнадзором иностранному агенту уведомления об ограничении доступа к его информационному ресурсу, и порядок направления иностранным агентом обращения о возобновлении доступа.

Увеличен до 3 рабочих дней (вместо одного) срок принятия Роскомнадзором мер по ограничению доступа после получения постановления суда. Также до 3 рабочих дней увеличен срок принятия Роскомнадзором мер по возобновлению доступа (со дня подтверждения факта устранения нарушений).
Иных существенных отличий новое Постановление Правительства не содержит.
Вывод: новое Постановление Правительства РФ носит скорее технический характер и конкретизирует порядок ограничения доступа к информационным ресурсам иностранных агентов.
Постановление принято в развитие ранее внесенных изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми некоммерческие организации, учредителем (участником) которых является Российская Федерация, подлежат учету в специальном перечне Минюста России.
Вывод: принятое Постановление Правительства РФ не окажет влияния на деятельность большинства некоммерческих организаций.
Федеральный закон от 13.12.2024 N 457-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
Принятые ведомственные приказы
До принятия данного Приказа в случае, когда адресом юридического лица становился адрес, по которому зарегистрировано более 5 юридических лиц, такое обстоятельство служило основанием для обязательной проверки достоверности сведений об адресе юридического лица, но при этом не ограничивало возможность осуществления государственной регистрации юридического лица по такому адресу. То есть регистрация организации по «массовому» адресу влекла за собой обязательную проверку налоговым органом достоверности места нахождения по нему организации.

Принятым Приказом такой критерий как «массовый адрес» исключен из оснований, для проведения проверки достоверности адреса юридического лица, то есть регистрация юридического лица по такому адресу не повлечет в обязательном порядке проверочные мероприятия ФНС по установлению достоверности нахождения там юридического лица.

Ранее также поступала информация о том, что в случае выявления адресов массовой регистрации юридических лиц, ФНС России вносила в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о таких юридических лицах. Наличие такой записи в ЕГРЮЛ в течение 6 месяцев являлось основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Вывод: в связи с принятием Приказа, у НКО, зарегистрированным по «массовым» адресам снижается риск дополнительных проверочных действий со стороны ФНС России, а также появления в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений.
критерии для проведения проверочных мероприятий указаны в Приказе ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ (прил. I. Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц)
Проекты федеральных законов
Законопроектом предлагается установить полный запрет на осуществление иностранными агентами образовательной и просветительской деятельности. В настоящее время такой запрет касается осуществления такой деятельности в отношении несовершеннолетних. Закрепляется, что наличие статуса иностранного агента является основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности, а действующая лицензия прекращается в случае включения лицензиата в реестр иностранных агентов.

Также законопроектом предлагается установить запрет на получение мер муниципальной поддержки и на включение НКО, имеющих статус иностранного агента, в реестр СОНКО.
Вывод: законопроект расширяет перечень ограничений и запретов, установленных для иностранных агентов.
О штрафах для иностранных агентов
Законопроектом предлагается расширить перечень административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации, за совершение которых лица подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, включив в него ст. 19.34 (Нарушение порядка деятельности иностранного агента).

Статью 19.4 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, предлагается дополнить новой частью 9:

«9. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».

Таким образом, Минюст России сможет привлекать к административной ответственности лиц, препятствующих осуществлению Минюстом своих полномочий в сфере контроля за иностранными агентами.

Действие ч. 4 ст. 19.34 КоАП предлагается расширить и привлекать к административной ответственности не только за отсутствие указания на то, что материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, но и за несоответствие данного указания утвержденной форме.

Размер штрафа по ч. 5 ст. 19.34 КоАП (производство материалов и (или) их распространение без необходимого указания учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица) предлагается установить в диапазоне от 30 000 до 50 000 рублей (в действующей редакции – от 10 000 до 30 000 рублей).
Вывод: законопроект направлен на расширение и ужесточение административной ответственности иностранных агентов.
Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 N 2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
Об унификации форм отчетности НКО
Суть законопроекта состоит в унификации формы отчетности НКО, направляемой в Минюст России. В настоящее время формы отчетности НКО, общественных объединений, благотворительных организаций различаются и установлены Приказом Минюста России от 30.09.2021 №185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».

Законопроектом предлагается:

  • установить единый порядок направления в Минюст России отчетности некоммерческих организаций, общественных объединений, благотворительных организаций, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, по форме, утверждаемой Минюстом России (на религиозные организации новый порядок отчетности распространяться не будет);
  • обязать Минюст России согласовать единую форму отчетности НКО с Росстатом, при этом отдельная отчетность НКО в органы статистики исключается;
  • закрепить, что отчетность направляется в форме электронного документа, обязанность предоставлять отчетность в бумажном виде исключается;
  • конкретизировать обязанность НКО по опубликованию отчетности только на информационном ресурсе Минюста России, исключив возможность ее опубликования на иных ресурсах или в СМИ;
  • включить в единую форму отчетности сведения об использовании НКО ящиков для сбора благотворительных пожертвований (в настоящее время эти сведения включаются в отдельных отчет в соответствии с Приказом Минюста России от 31.08.2020 №190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований»).

Сроки направления единой формы отчетности не изменяются – до 15 апреля года, следующего за отчетным.

В случае принятия законопроекта, его вступление в силу предполагается с 1 сентября 2025 года.
Вывод: закрепление единой формы, сроков и порядка отчетности НКО, введение исключительно электронной формы отчетности, исключение отдельной отчетности в органы статистики, носят положительный характер, поскольку значительно упрощают для НКО процесс направления отчетности, исключают путаницу в разных формах отчетности, направляемой в Минюст России, снижают риски нарушений и привлечения НКО к административной ответственности.
Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 N 2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
Об аудиторской деятельности
13 марта 2025 года истек срок общественного обсуждения разработанного Минфином России проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (информации о дальнейшем движении законопроекта в настоящее время нет).
Законопроект носит технический характер и уточняет, что обязательному аудиту подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность общественно полезных фондов, в связи с тем, что в гражданское законодательство ранее были внесены изменения, разделившие фонды на общественно полезные и личные.
Вывод: законопроект носит технический характер и не окажет существенного влияния на деятельность общественно полезных фондов.
О перечне видов добровольческой деятельности
Законопроектом предлагается расширить перечень направлений добровольческой (волонтерской) деятельности, а также закрепить в законе повышенный уровень гарантий для добровольцев (волонтеров), чья деятельность непосредственно связана с направлением гуманитарных грузов и иной помощи в зоны проведения контртеррористических операций, вооруженных конфликтов, военных конфликтов, а также специальной военной операции.
Вывод: законопроект направлен на расширение видов добровольческой (волонтерской) деятельности.
Законопроектом предлагается уточнить определение понятия «добровольцы (волонтеры)», а именно предоставить лицам без гражданства право выступать волонтерами на физкультурных и спортивных мероприятиях. Согласно действующей редакции закона «спортивными» волонтерами могут быть граждане РФ и иностранные граждане, что не в полной мере соответствует Федеральному закону от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а также законодательству в сфере физической культуры и спорта, в частности, Федеральному закону от 19.04.2024 №80-ФЗ «О международных соревнованиях «Всемирные игры дружбы».
Вывод: законопроект направлен на устранение правового пробела в части права лиц без гражданства осуществлять свою добровольческую (волонтерскую) деятельность в сфере спорта.
Законопроектом предлагается расширить перечень видов деятельности, осуществление которых является основанием для признания лица иностранным агентом, отнеся к ним:

  • оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов, если они направлены против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275, 275.1, 276, 276.1 и 284.3 Уголовного кодекса Российской Федерации);

  • вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов.
Вывод: законопроект направлен на расширение перечня видов деятельности, осуществление которых (при наличии иных необходимых признаков) позволяет признать лицо иностранным агентом.
О рекламе в Интернете
Законопроектом предлагается установить запрет на распространение рекламы:
  • на информационных ресурсах иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ;
  • на информационных ресурсах организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»;
  • на информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Вступление в силу предлагаемых изменений планируется с 01.09.2025.
Вывод: некоммерческим организациям следует обращать внимание на то, где именно планируется размещение их рекламы и не допускать этого на запрещенных информационных ресурсах в сети Интернет.
Проекты постановлений Правительства
О Фонде президентских грантов
27 марта 2025 года Минюстом России размещен для общественного обсуждения (срок до 10.04.2025) проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Проект постановления разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2025 г. № 26 «О развитии инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций».

Суть предлагаемых изменений состоит исключительно в уточнении в актах Правительства РФ наименования Фонда президентских грантов (вместо Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества).
Вывод: проект постановления Правительства РФ в случае его принятия не окажет воздействия на деятельность НКО.
Проекты ведомственных приказов
Разработка проекта обусловлена вступлением в силу с 1 марта 2025 года изменений в статью 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которыми распространяемая в сети Интернет социальная реклама также обязана сопровождаться идентификатором социальной рекламы, присваиваемым оператором рекламных данных.

Проектом приказа предлагается установить требования к содержанию и размещению идентификатора социальной рекламы:
  • присвоение идентификатора осуществляется оператором рекламных данных незамедлительно до распространения рекламы и (или) социальной рекламы в сети «Интернет» рекламодателем, рекламораспространителем или оператором рекламной системы после передачи социальной рекламы в программу;
  • оператор рекламных данных предоставляет присвоенный идентификатор в Роскомнадзор;
  • идентификатор должен включать произвольный набор цифр, состоящий
  • ‎из совокупности цифровых обозначений. Оператор рекламных данных может дополнять идентификатор буквенными обозначениями;
  • размещение идентификатора осуществляется путем его добавления в форме последовательности байтов или набора буквенно-цифрового текста на основе букв латинского языка путем присоединения идентификатора к указателю страницы сайта в сети «Интернет» в виде: https://site.ru/?erid=base58(protobuf), где «site.ru» включает наименование сайта в сети «Интернет», а «erid» – наименование идентификатора, который передается серверу путем ссылки;
  • допускается размещение идентификатора в начале или в конце текстового блока, поверх текстово-графического блока, в начале и (или) поверх видеоролика ‎в виде пометки «erid: xxx», где «erid» включает наименование идентификатора, ‎а «xxx» – набор буквенно-цифрового текста на основе букв латинского языка;
  • идентификатор, содержащийся в контрастной текстовому блоку, текстово-графическому блоку или видеоролику пометке «erid: xxx», должен быть доступен ‎для визуализации, в том числе путем использования программных средств.
Вывод: обязательность присвоения идентификатора социальной̆ рекламы увеличивает расходы тех НКО, которые имеют право производить и/или распространять социальную рекламу, поскольку его присвоение операторами рекламных данных производится на возмездной̆ основе.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →