Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Март, 2024
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
О расширении перечня видов деятельности СОНКО
В законе уточнено, что государственные и муниципальные учреждения не могут признаваться социально ориентированными некоммерческими организациями.

Расширен перечень видов деятельности СОНКО, в него внесены:

  • деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
  • содержание животных в приютах для животных.

Для некоммерческих организаций введена обязанность разместить свой устав на информационном ресурсе Минюста России в порядке и сроки, которые будут установлены ведомственным актом (в настоящее время не принят).
Вывод: расширение перечня видов деятельности СОНКО является позитивным изменением, т.к. это позволит большему количеству НКО получить такой статус и претендовать на получение государственной поддержки. Введение обязанности НКО разместить свой устав на портале Минюста России возлагает на те НКО, у которых устав является устаревшим с точки зрения изменений законодательства, финансовые и трудозатраты (разработка новой редакции устава, уплата госпошлины, регистрационные процедуры), однако, добросовестное выполнение данной обязанности снижает риски выявления нарушений при проведении проверок.
Понятие приюта для животных закреплено в ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ (ред. от 27.11.2023) "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них"
В Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» внесены взаимосвязанные изменения, устанавливающие запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов, а также распространения рекламы (в т.ч. в СМИ) самих информационных ресурсов иностранных агентов.
Вывод: иностранные агенты не смогут получать доход от распространения рекламы на своих информационных ресурсах (сайтах, блогах, страницах в соцсетях), а также рекламировать свои информационные ресурсы.
Принятые ведомственные приказы
В соответствии с данным Приказом налоговые органы передают в рамках межведомственного взаимодействия в территориальные органы Роструда:

  • информацию о работодателях – организациях, которые начислили за каждый месяц отчетного квартал суммы выплат, уменьшенные на величину базы по договорам гражданско-правового характера, ниже МРОТ не менее чем 10 физическим лицам в случаях, когда доля таких физических лиц превышает 10% от общего числа работников;

  • информацию о фактах нелегальной занятости с указанием сведений о работодателях – организациях на основании решения, принятого по результатам проведенных налоговых проверок;

  • информацию за 12 месяцев об организациях, взаимодействующих более чем с 10 физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 000 рублей и средняя продолжительность работы которых с указанными организациями составляет более 3 месяцев;

  • информацию о работодателях – организациях, имеющих отклонение среднемесячного размера оплаты труда более чем на 35% от среднемесячного размера оплаты труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрирован работодатель – организация, по виду экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД в зависимости от категории организации в Едином реестре субъектов МСП;

  • информацию об организациях, применяющих контрольно-кассовую технику.

В приложении к Приказу приведен перечень передаваемых сведений.
Вывод: принятие Приказа повышает риски привлечения к ответственности тех НКО, которые допускают нарушения при оформлении трудовых правоотношений с работниками и подменяют фактически трудовые отношения договорами гражданско-правового характера.
О критериях для блокировки сайтов
8 марта 2024 года вступил в силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 08.11.2023 № 168 «О внесении изменений в Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 27 февраля 2023 г. № 25».
Приказом, в частности, установлены новые критерии для блокировки сайтов:

«4(1). Критериями оценки информации о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации, являются:

4(1).1. Наличие информации, содержащей описание действий, позволяющих получить доступ к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

4(1).2. Наличие информации, дающей представление о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

4(1).3. Наличие информации, побуждающей к использованию способов и методов обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации, в том числе путем описания преимуществ их использования, или информации, одобряющей или оправдывающей их использование.

4(1).4. Наличие информации, содержащей предложение о приобретении доступа к информации и (или) информационному ресурсу, в том числе к программе для электронных вычислительных машин, позволяющей получить доступ к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

4(1).5. Наличие информации, предоставляющей возможность получения доступа, в том числе путем загрузки программы для электронных вычислительных машин, к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.».
Вывод: Приказ устанавливает в качестве критериев для блокировки сайтов распространение информации о способах, методах обеспечения доступа к запрещенным в России сайтам, т.е. НКО следует учитывать, что распространение информации об использовании VPN-сервисов может служить основанием для блокировки сайта такой НКО.
Проекты федеральных законов
Об оказании социальных услуг в стационарной форме
Проектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов в части осуществления дополнительных мер проверки организаций, оказывающих социальные услуги в стационарной форме.

Кроме того, предлагается внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» пункт о лицензировании деятельности организаций, оказывающих социальные услуги в стационарной форме.

Основная часть законопроекта посвящена изменениям в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – 442-ФЗ). В частности, предлагается дополнить статью 3 пунктом, закрепляющим, какая именно деятельность в сфере оказания социальных услуг должна подлежать лицензированию. Кроме того, в пункте перечисляются лица, оказывающие социальные услуги в стационарной форме, которым необходимо получить лицензию: государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что независимо от организационно – правовых форм любое юридическое лицо обязано получить лицензию на осуществление такой деятельности.

Полномочия по лицензированию будут переданы государственным органам власти субъектов РФ, на что будут выделяться целевые средства из бюджетов.

Проектом предлагается расширить норму, касающуюся помещения, в котором могут оказываться услуги в стационарной форме. Организации будут обязаны привести помещения в соответствие с установленными санитарными и техническими правилами и нормами, требованиями пожарной безопасности, экологическими и иными требованиям законодательства. Также проектом предлагается закрепить возможность создания малокомплектных стационарных организаций, отвечающих нормативам, указанным в законе. Важно отметить, что в законодательстве не содержится прямого определения такого понятия, как «малокомплектные стационарные организации», а проектом предлагается особенности деятельности таких организаций устанавливать нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности. Следовательно, для реализации части данных предложений требуется разработка дополнительных нормативных правовых актов.

Следует отметить, что проектом расширяются полномочия органов власти при осуществлении государственного контроля (надзора) лицензируемых видов деятельности в области социального обслуживания: при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания допускается проведение осмотра в отношении жилых помещений, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности по социальному обслуживанию. С учетом указанных в проекте помещений, в которых могут быть оказаны услуги в стационарной форме, например, в жилых помещениях в жилых домах, расположенных на территории земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, можно сделать вывод, что проведение проверок соблюдения норм и требований законодательства будет осуществляться также и в частных домах.

Стоит обратить внимание на то, что статьей 6 законопроекта устанавливаются обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг в стационарной форме не только поставщиков социальных услуг, имеющих такой статус в соответствии с 442-ФЗ и входящих в реестры поставщиков социальных услуг субъектов РФ, но такие обязанности возлагаются на все организации, осуществляющие такую деятельность, независимо от их нахождения в реестрах поставщиков социальных услуг. Это следует из установления переходного периода с конкретизацией сроков для подобных организаций: государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях, которые по состоянию на 1 января 2025 года не включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с 1 января 2026 года и до 1 января 2027 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление. Следовательно, даже организации, не имеющие статус поставщика социальных услуг, обязаны либо получить лицензию на осуществление такой деятельности, либо прекратить ее осуществление.

Исходя из предлагаемых законопроектом изменений, можно сделать вывод, что на некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания, существенно возрастет нагрузка, как по административно – хозяйственным вопросам, так и по содержанию помещений, в которых оказываются социальные услуги в стационарной форме. В настоящее время некоммерческих организаций, имеющих помещение для оказания таких услуг, не очень много, и в-основном это те организации, которые занимаются реабилитацией зависимых людей, помощью женщинам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощью людям с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Зачастую у таких организаций ресурсы по ведению деятельности ограничены, средства направляются на реализацию помощи, а не на административно – хозяйственные расходы, следовательно, такая нагрузка приведет к тому, что часть таких организаций могут прекратить свою деятельность. Тем не менее, законодательством РФ гарантированы права граждан на получение не только квалифицированной помощи, но и на получение помощи с учетом нормальных условий ее предоставления. В случае длительного пребывания человека в определенном помещении, особенно, если речь идет о гражданах с ограниченными возможностями здоровья, организация обязана обеспечить таких лиц возможностью безопасного нахождения с учетом положений всех законов, норм и СанПиНов, следовательно, в этом случае проект внесения изменений можно расценивать как приведение в соответствие с законодательством практического применения норм безопасности организациями, оказывающими социальные услуги в стационарной форме.
Вывод: для некоммерческих организаций, не предпринявших меры по приведению помещений, в которых оказываются социальные услуги в стационарной форме, в соответствие с обязательными требованиями, нагрузка существенно возрастет, но для граждан, получающих услуги в такой форме, вносимые изменения будут носить положительный характер в связи с обеспечением безопасности их пребывания в стационаре. Стоит отметить, что получение лицензии на такую деятельность, также увеличит нагрузку на некоммерческие организации, в связи с необходимостью приведения устава в соответствие с требованиями законодательства, сбором и подготовкой определенных документов, наличием в штате организации лиц с определенной квалификацией и т.д.
Об институте «наставничества»
Законопроектом предлагается в сферу профилактики правонарушений несовершеннолетних ввести институт «наставничества». Для этого в Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предлагается дополнить нормами о том, что индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними могут проводить граждане и организации, включенные в соответствующие реестры. Назначение наставника и (или) организации осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних, с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей.

Действующая редакция ст. 17.5 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» устанавливает исчерпывающий перечень сведений, содержащихся в Единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (далее – ЕИС). Законопроектом предлагается сократить перечень прямо поименованных в статье сведений (сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях), при этом добавляя в норму конструкцию «иные сведения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации», что позволит не ограничиваться прямо поименованными в ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» сведениями, включаемыми в ЕИС. Таким образом, новая редакция ст. 17.5 позволит включить в ЕИС реестры наставников и некоммерческих организаций, готовых работать с трудными подростками.

В Федеральном законе от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» предлагается установить запрет для иностранных агентов участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вывод: законопроект направлен на обеспечение участия наставников, благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, а также на ограничение участия в такой деятельности лиц, внесенных в реестр иностранных агентов.
Проекты постановлений Правительства
Проект разработан в целях актуализации положений постановления Правительства РФ от 30.12.‎2012 №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».

Согласно пункту 4 Правил формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено СОНКО во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, утвержденных постановлением Правительства РФ №1478, Росимущество в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Минэкономразвития России, определяет в составе имущества государственной казны Российской Федерации нежилые помещения, которые могут быть предоставлены СОНКО во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, и принимает решения о включении нежилых помещений в перечень.

Проектом постановления предлагается предусмотреть требования ‎к федеральному имуществу, включаемому в перечень, в рамках Правил формирования перечня. При этом положения, касающиеся разработки вышеуказанных методических указаний, предлагается исключить.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 Правил формирования перечня, предлагаемых проектом постановления, СОНКО предоставляется нежилое помещение общей площадью не менее ‎20 кв. метров. Размер предоставляемой площади рабочего места определяется ‎в соответствии с пунктом 5.2. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 декабря 2020 г. № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» и составляет не менее 4,5 кв. м на одно рабочее место. При этом, по данным Росстата, средняя численность работников, занятых в одной СОНКО, с 2011 года является стабильной и составляет от 4 до 7 человек.

Также, в соответствии с положениями Правил предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, утвержденных постановлением Правительства РФ №1478, типовые формы договоров безвозмездного пользования и аренды федерального имущества устанавливаются Минэкономразвития России. Проектом постановления предлагается указанные типовые формы договоров устанавливать Росимуществом, учитывая при этом типовые условия договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 5 октября ‎2021 г. № 146н «Об утверждении Типовых условий договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации».

Также проектом постановления предусматривается снятие ограничений по предоставлению во владение и (или) пользование на долгосрочной основе федерального имущества некоммерческим организациям, учрежденным Российской Федерацией.

Проект постановления дополнен положениями, касающимися предоставления права приоритетного получения имущественной поддержки некоммерческим организациям – исполнителям общественно полезных услуг в рамках реализации пункта 13 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ ‎«О некоммерческих организациях».

Проектом постановления предлагается исключить из Правил предоставления федерального имущества положения, касающиеся обязательного состава и количества участников комиссии по имущественной поддержке СОНКО.

В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления федерального имущества в случае если комиссией об имущественной поддержке СОНКО принято решение о допуске к дальнейшему рассмотрению 2 и более заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, комиссия в срок, не превышающий 30 дней со дня подписания протокола, которым оформлено такое решение, осуществляет оценку и сопоставление указанных заявлений, в том числе определяет итоговые значения их рейтинга, в порядке, установленном Минэкономразвития России.

Проектом постановления предлагается порядок оценки и сопоставления заявлений социально ориентированных некоммерческих организаций о предоставлении нежилого помещения, находящегося в федеральной собственности и свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями), в безвозмездное пользование и в аренду предусмотреть в рамках положений Правил предоставления федерального имущества.

Кроме того, проектом постановления приведены в соответствие положения пункта 41 Правил предоставления федерального имущества с пунктом 6 Порядка.
Вывод: проект постановления Правительства направлен на упрощение и конкретизацию правил предоставления СОНКО, в т.ч. являющихся исполнителями общественно полезных услуг, нежилых помещений.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Об участии в деятельности международной неправительственной организации
КС РФ принял решение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность ст. 20.33 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной ее деятельности на территории РФ, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

Заявитель ранее был привлечен к административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ за то, что осуществлял наблюдение за проводимыми в иностранном государстве выборами в качестве представителя общественного движения, входящего в структуру международной неправительственной организации, деятельность которой была признана нежелательной на территории Российской Федерации.

В жалобе в КС РФ заявитель указал, что указал, что ст. 20.33 КоАП РФ не соответствует Конституции РФ, поскольку она не исключает привлечения гражданина к ответственности в отсутствие вины, когда информация о признании деятельности международной неправительственной организации нежелательной на территории России на момент совершения административного правонарушения была опубликована только в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при этом с момента опубликования этой информации и до начала действия запрета на участие в указанной деятельности не установлен период, позволяющий не допустить совершения противоправных деяний. Заявитель также настаивал, что оспариваемое им законоположение позволяет судам необоснованно признавать наблюдение за проводимыми в иностранном государстве выборами противоречащим интересам РФ участием в деятельности международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной ее деятельности на территории РФ, и допускает в связи с этим произвольное привлечение к административной ответственности, хотя участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей не может считаться деятельностью, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства.

КС РФ, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению и отметил, что может быть признана нежелательной на территории России деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя России, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной в России со дня обнародования информации об этом, в частности, в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минюста России). Соответствующие нормы направлены на обеспечение возможности ознакомления с такой информацией и не препятствуют гражданину своевременно предпринять меры для получения таких сведений.

Признание нежелательной на территории России деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории РФ ее граждан, соблюдение которого обеспечивается среди прочего оспариваемой ст. 20.33 КоАП. В силу ч. 3 ст. 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.33 КоАП РФ, за пределами России, подлежит административной ответственности, если такое правонарушение направлено против интересов РФ.

Тем самым не исключается, что осуществление гражданином РФ наблюдения за проводимыми в иностранном государстве выборами в качестве представителя общественного движения, входящего в структуру международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, может, вопреки утверждениям заявителя, расцениваться как участие в деятельности международной неправительственной организации за пределами территории РФ, запрещенное в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 31 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» и влекущее установленную ст. 20.33 КоАП РФ административную ответственность.

По мнению КС РФ такое регулирование не предполагает необоснованного признания гражданина РФ участвующим в деятельности международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности, равно как и не допускает произвольного привлечения его к ответственности без выяснения всех обстоятельств (в том числе и виновности в совершении административного правонарушения). Следовательно, ст. 20.33 КоАП, действующая во взаимосвязи с иными предписаниями КоАП, а также положениями Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», не нарушает конституционных прав заявителя в указанных им аспектах.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →