Проектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов в части осуществления дополнительных мер проверки организаций, оказывающих социальные услуги в стационарной форме.
Кроме того, предлагается внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» пункт о лицензировании деятельности организаций, оказывающих социальные услуги в стационарной форме.
Основная часть законопроекта посвящена изменениям в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – 442-ФЗ). В частности, предлагается дополнить статью 3 пунктом, закрепляющим, какая именно деятельность в сфере оказания социальных услуг должна подлежать лицензированию. Кроме того, в пункте перечисляются лица, оказывающие социальные услуги в стационарной форме, которым необходимо получить лицензию: государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что независимо от организационно – правовых форм любое юридическое лицо обязано получить лицензию на осуществление такой деятельности.
Полномочия по лицензированию будут переданы государственным органам власти субъектов РФ, на что будут выделяться целевые средства из бюджетов.
Проектом предлагается расширить норму, касающуюся помещения, в котором могут оказываться услуги в стационарной форме. Организации будут обязаны привести помещения в соответствие с установленными санитарными и техническими правилами и нормами, требованиями пожарной безопасности, экологическими и иными требованиям законодательства. Также проектом предлагается закрепить возможность создания малокомплектных стационарных организаций, отвечающих нормативам, указанным в законе. Важно отметить, что в законодательстве не содержится прямого определения такого понятия, как «малокомплектные стационарные организации», а проектом предлагается особенности деятельности таких организаций устанавливать нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности. Следовательно, для реализации части данных предложений требуется разработка дополнительных нормативных правовых актов.
Следует отметить, что проектом расширяются полномочия органов власти при осуществлении государственного контроля (надзора) лицензируемых видов деятельности в области социального обслуживания: при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания допускается проведение осмотра в отношении жилых помещений, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности по социальному обслуживанию. С учетом указанных в проекте помещений, в которых могут быть оказаны услуги в стационарной форме, например, в жилых помещениях в жилых домах, расположенных на территории земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, можно сделать вывод, что проведение проверок соблюдения норм и требований законодательства будет осуществляться также и в частных домах.
Стоит обратить внимание на то, что статьей 6 законопроекта устанавливаются обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг в стационарной форме не только поставщиков социальных услуг, имеющих такой статус в соответствии с 442-ФЗ и входящих в реестры поставщиков социальных услуг субъектов РФ, но такие обязанности возлагаются на все организации, осуществляющие такую деятельность, независимо от их нахождения в реестрах поставщиков социальных услуг. Это следует из установления переходного периода с конкретизацией сроков для подобных организаций: государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях, которые по состоянию на 1 января 2025 года не включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с 1 января 2026 года и до 1 января 2027 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление. Следовательно, даже организации, не имеющие статус поставщика социальных услуг, обязаны либо получить лицензию на осуществление такой деятельности, либо прекратить ее осуществление.
Исходя из предлагаемых законопроектом изменений, можно сделать вывод, что на некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания, существенно возрастет нагрузка, как по административно – хозяйственным вопросам, так и по содержанию помещений, в которых оказываются социальные услуги в стационарной форме. В настоящее время некоммерческих организаций, имеющих помещение для оказания таких услуг, не очень много, и в-основном это те организации, которые занимаются реабилитацией зависимых людей, помощью женщинам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощью людям с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Зачастую у таких организаций ресурсы по ведению деятельности ограничены, средства направляются на реализацию помощи, а не на административно – хозяйственные расходы, следовательно, такая нагрузка приведет к тому, что часть таких организаций могут прекратить свою деятельность. Тем не менее, законодательством РФ гарантированы права граждан на получение не только квалифицированной помощи, но и на получение помощи с учетом нормальных условий ее предоставления. В случае длительного пребывания человека в определенном помещении, особенно, если речь идет о гражданах с ограниченными возможностями здоровья, организация обязана обеспечить таких лиц возможностью безопасного нахождения с учетом положений всех законов, норм и СанПиНов, следовательно, в этом случае проект внесения изменений можно расценивать как приведение в соответствие с законодательством практического применения норм безопасности организациями, оказывающими социальные услуги в стационарной форме.