Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Февраль, 2024
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Законом ужесточено наказание за целый ряд преступлений, предусмотренных УК РФ.

В-частности, такой вид наказания как конфискация имущества распространен на преступления, предусмотренные ст.ст. 207.3 (Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации) и 280.4 (Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства) УК РФ, если они совершены из корыстных побуждений.

Также конфискация имущества как дополнительное наказание может применяться в отношении денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

Под такой деятельностью понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 189 (Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ либо незаконное оказание услуг, в отношении которых установлен экспортный контроль), 200.1 (Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов), 209 (Бандитизм), 210 (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), 222 (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов), 222.1 (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств), 222.2 (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему), 223 (Незаконное изготовление оружия), 223.1 (Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств), 226 (Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), 226.1 (Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов), 229.1 (Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ), 274.1 (Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации), 275 (Государственная измена), 275.1 (Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией), 276 (Шпионаж), 281 (Диверсия), 281.1 (Содействие диверсионной деятельности), 281.2 (Прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности), 281.3 (Организация диверсионного сообщества и участие в нем), 283 (Разглашение государственной тайны), 283.1 (Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну), 284.1 (Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности), 284.3 (Оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов), 290 (Получение взятки), 291 (Дача взятки), 322 (Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации), 322.1 (Организация незаконной миграции), 323 (Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации), 332 (Неисполнение приказа), 338 (Дезертирство), 355 (Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения), 356 (Применение запрещенных средств и методов ведения войны), 356.1 (Мародерство), 357 (Геноцид), 359 (Наемничество) УК РФ.

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества.

Уголовной ответственности подлежат граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

До постановления судом обвинительного приговора может применяться такая мера процессуального принуждения как наложение ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (ст. 115 УПК РФ). Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

Решение о наложении ареста на имущество принимается судом на основании ходатайства следователя, согласованного с прокурором.

Также законом в ч. 2 ст. 280.4 УК РФ (Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства) введены 2 новых квалифицирующих признака совершения такого преступления:

г) из корыстных побуждений или по найму;

д) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Вывод: руководителям, членам (участникам) и работникам НКО необходимо более внимательно относиться к содержанию собираемой и распространяемой ими информации, а также не участвовать в деятельности иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ. Несмотря на то, что необходимость применения такой меры наказания как конфискация имущества требует доказывания и оценки судом, она может применяться в отношении имущества, находящегося на территории РФ и принадлежащего лицам, проживающим как на территории РФ, так и за ее пределами.
В законе уточнено, что государственные и муниципальные учреждения не могут признаваться социально ориентированными некоммерческими организациями.

Расширен перечень видов деятельности СОНКО, в него внесены:

  • деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
  • содержание животных в приютах для животных.

Для некоммерческих организаций введена обязанность разместить свой устав на информационном ресурсе Минюста России в порядке и сроки, которые будут установлены ведомственным актом (в настоящее время не принят).


Вывод: расширение перечня видов деятельности СОНКО является позитивным изменением, т.к. это позволит большему количеству НКО получить такой статус и претендовать на получение государственной поддержки. Введение обязанности НКО разместить свой устав на портале Минюста России возлагает на те НКО, у которых устав является устаревшим с точки зрения изменений законодательства, финансовые и трудозатраты (разработка новой редакции устава, уплата госпошлины, регистрационные процедуры), однако, добросовестное выполнение данной обязанности снижает риски выявления нарушений при проведении проверок.
Понятие приюта для животных закреплено в ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ (ред. от 27.11.2023) "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них"
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Внесены изменения в Положение о Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), в полномочия которой, в частности, включено ведение общедоступного реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости.

Принятие данного Постановления обусловлено вступившим в силу с 1 января 2024 года нового Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где в главе 13 установлены основы противодействия нелегальной (т.е. с нарушением норм трудового законодательства) занятости населения.

Также в соответствии с нормами ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации принят Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.02.2024 № 40н «Об утверждении Перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия» (вступает в силу с 08.03.2024).

В соответствии с данным Приказом налоговые органы передают в рамках межведомственного взаимодействия в территориальные органы Роструда:

  • информацию о работодателях – организациях, которые начислили за каждый месяц отчетного квартал суммы выплат, уменьшенные на величину базы по договорам гражданско-правового характера, ниже МРОТ не менее чем 10 физическим лицам в случаях, когда доля таких физических лиц превышает 10% от общего числа работников;

  • информацию о фактах нелегальной занятости с указанием сведений о работодателях – организациях на основании решения, принятого по результатам проведенных налоговых проверок;

  • информацию за 12 месяцев об организациях, взаимодействующих более чем с 10 физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 000 рублей и средняя продолжительность работы которых с указанными организациями составляет более 3 месяцев;

  • информацию о работодателях – организациях, имеющих отклонение среднемесячного размера оплаты труда более чем на 35% от среднемесячного размера оплаты труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрирован работодатель – организация, по виду экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД в зависимости от категории организации в Едином реестре субъектов МСП;

  • информацию об организациях, применяющих контрольно-кассовую технику.

В приложении к Приказу приведен перечень передаваемых сведений.
Вывод: принятие взаимосвязанных нормативных правовых актов в сфере противодействия нелегальной занятости повышают риски для НКО, допускающих нарушения при оформлении трудовых правоотношений с работниками и подменяющих фактически трудовые отношения договорами гражданско-правового характера.
Принятые ведомственные приказы
Прокурорам поручается на постоянной основе проводить работу по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оплаты и охраны труда, фактов уклонения от оформления трудовых отношений и выплаты неофициальной заработной платы, добиваться устранения выявленных нарушений, привлечения виновных лиц к ответственности, восстановления прав граждан, в том числе путем уплаты обязательных взносов и платежей.

Приоритетным направлением надзорной деятельности определен надзор за соблюдением трудовых прав социально незащищенных категорий граждан (пенсионного и предпенсионного возраста, беременных женщин, многодетных, одиноких матерей и отцов, инвалидов, несовершеннолетних, молодежи и иных лиц), работников стратегических, системо- и градообразующих предприятий, организаций в сфере информационных технологий (электронной промышленности), производящих и реализующих социально значимые товары (услуги), медицинское оборудование, лекарственные средства.

Прокурорам поручается на постоянной основе осуществлять сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений, а также мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебных решений о взыскании заработной платы, исполнительных производств на наличие сведений о хозяйствующих субъектах, допускающих системные нарушения трудового законодательства, а также анализировать данные о наличии задолженности по налогам и сборам с целью выявления возможных фактов невыплаты заработной платы. Полученные результаты будут использоваться в качестве оснований для проведения проверок.

Прокурорами будут выявляться организации, уклоняющиеся от оформления трудовых договоров с работниками либо заключившие с ними гражданско-правовые договоры с целью сокрытия трудовых отношений. При этом будут исключены факты разрешения обращений граждан об уклонении ‎от оформления трудовых отношений только на основании позиции работодателя без получения объяснений заявителя.

Будет организовано получение прокурорами информации от органов службы занятости о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства, планируемом сокращении штата юридического лица.

Действовавший ранее приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.03.2019 № 196 «Об организации надзора за соблюдением трудовых прав граждан» утратил свою силу с 05.02.2024.
Вывод: некоммерческим организациям важно внимательнее относиться к правильному оформлению трудовых правоотношений с работниками, не подменять их договорами гражданско-правового характера, предпринимать меры по недопущению задержек выплаты заработной платы.
Внесены изменения в Приказ ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, касающийся правил заполнения форм заявлений, направляемых для регистрационных действий в отношении физических и юридических лиц.

В частности, принятым Приказом закреплена возможность при заполнении формы Р11001 (регистрация юридических лиц) включать сведения об учредителях некоммерческих организаций, что было отменено в 2020 году, в связи с чем ранее внести такие сведения было невозможно и данные об учредителях НКО отсутствовали в выписках из ЕГРЮЛ.

Кроме того, Приказом также устанавливается возможность включения и исключения лиц из состава учредителей НКО по форме Р13014, что ранее также было недоступно.
Вывод: в целом, изменения носят позитивный характер, позволяя некоммерческим организациям иметь равные возможности с иными юридическими лицами при осуществлении регистрационных действий.
Проекты федеральных законов
О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)
Законопроектом предлагается такую цель благотворительной деятельности как «содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе» изложить в новой редакции: «содействие в сохранении, укреплении и продвижении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе ценности крепкой семьи, брака как союза мужчины и женщины и многодетности».
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения не окажут существенного влияния на деятельность благотворительных организаций, поскольку лишь еще больше расширяют и без того размытую формулировку.
О расширении видов деятельности СОНКО
Законопроектом предлагается расширить перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, добавив в него «оказание содействия Вооруженным Силам Российской Федерации в решении отдельных задач в интересах безопасности и обороноспособности государства».
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения, в случае их принятия, позволят большему числу некоммерческих организаций получить статус СОНКО и претендовать на получение государственной поддержки.
О новом виде деятельности СОНКО
Законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций новым видом: «представление и защита интересов органов местного самоуправления и муниципальных образований в органах публичной власти; сбор, изучение и тиражирование лучших практик решения вопросов местного значения, организации муниципального управления».

Учитывая, что в соответствии со ст.ст. 2 и 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, закрепление вышеуказанного вида деятельности СОНКО вызывает сомнения в его соответствии целям созданий некоммерческих организаций, определенных в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Также проектом предлагается закрепить в законодательстве нормы о формах межмуниципального сотрудничества в виде советов муниципальных образований, всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, межмуниципальных хозяйственных обществ.
Вывод: расширение видов деятельности СОНКО позволит получить такой статус НКО, осуществляющим свою деятельность в сфере развития местного самоуправления, и претендовать на получение государственной поддержки.
Об иностранных агентах
В Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» внесены взаимосвязанные изменения, устанавливающие запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов, а также распространения рекламы (в т.ч. в СМИ) самих информационных ресурсов иностранных агентов.
Вывод: иностранные агенты не смогут получать доход от распространения рекламы на своих информационных ресурсах (сайтах, блогах, страницах в соцсетях), а также рекламировать свои информационные ресурсы.
Проекты ведомственных приказов
Проектом приказа предлагается внести изменения в формы отчетности иностранных агентов, включив в них для заполнения графы об адресе электронной почты, сайте/доменном имени информационного ресурса, ОГРН (при наличии), порядковом номере в реестре иностранных агентов, периоде, за который форма представляется.
Вывод: вносимые изменения носят технический характер и не окажут существенного влияния на юридических и физических лиц, признанных иностранными агентами.
Об иностранных агентах
27 февраля 2024 года Минюстом России опубликован для общественного обсуждения (срок до 12.03.2024) проект ведомственного приказа «О внесении изменений в некоторые приказы Минюста России в сфере деятельности иностранных агентов».
В Приказе Минюста России от 29.11.2022 №302 «Об утверждении Порядка ведения единого реестра физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, и Порядка принятия решения об исключении физического лица из указанного реестра» предлагается увеличить с 5 до 10 рабочих дней срок издания Минюстом России распоряжения о включении лиц в реестр сведений об аффилированных лицах со дня приобретения ими статуса иностранного агента. Также уточняется порядок исключения лица из указанного реестра.

В Приказе Минюста России от 29.11.2022 №305 «Об утверждении порядков подачи лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», заявления о включении в реестр иностранных агентов и формы такого заявления» предлагается уточнить, что заявление о включении в реестр иностранных агентов, представляемое лично либо почтовым отправлением (с описью вложения) должно быть прошито.

В Приказе Минюста России от 29.11.2022 №307 «Об утверждении Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Порядка принятия решения об исключении физического лица, впервые включенного в реестр иностранных агентов, из реестра иностранных агентов, формы заявления иностранного агента об исключении из реестра иностранных агентов» также предлагается закрепить, что заявление физического лица об исключении из реестра иностранных агентов должно быть прошито.
Вывод: предлагаемые проектом приказа изменения носят технический характер и не окажут существенного влияния на деятельность НКО.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
В ответ на поступившее обращение Департамент налоговой политики Минфина России разъяснил, что согласно положениям статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации амортизируемого имущества (за исключением объектов, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 НК РФ и налогового вычета в соответствии со статьей 343.6 НК РФ) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 257 НК РФ.

При этом, как указано в подпункте 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности.

Таким образом, имущество, приобретенное некоммерческой организацией за счет целевых средств, отвечающее признакам амортизируемого имущества, амортизации в целях главы 25 НК РФ не подлежит.

Указанное связано с установленными главой 25 НК РФ особенностями учета некоммерческими организациями доходов и расходов по операциям получения и использования целевых поступлений на содержание и ведение такими организациями уставной некоммерческой деятельности.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организации и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Учитывая указанное, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также расходы, произведенные за счет целевых поступлений, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Из совокупности вышеприведенных норм НК РФ следует, что первоначальная и остаточная стоимость по имуществу, приобретенному за счет средств целевых поступлений, поименованных в пункте 2 статьи 251 НК РФ, в налоговом учете не формируется.

При реализации такого имущества доход от реализации полностью включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций без уменьшения на стоимость приобретения данного имущества.

Судебная практика также придерживается позиции, согласно которой доход от реализации имущества, приобретенного за счет целевых поступлений (целевого финансирования), не подлежит уменьшению на цену приобретения такого имущества (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2009 N ВАС-2300/09).
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →