Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Январь, 2025
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Принятыми изменениями закреплены положения, уточняющие процедуры, которые проводятся в настоящее время при определении заказа в социальной сфере. Так, например, урегулирована процедура ведения перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, способы определения исполнителей услуг, возможность определения эффективности организаций, оказывающих услуги, возможность использования реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг и т.д.

В частности, установлено требование включать отдельные государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере и (или) одну или несколько отраслей социальной сферы, государственные (муниципальные) услуги в которых подлежат оказанию на основании государственного (муниципального) социального заказа, включая отрасли социальной сферы, в существующие перечни государственных (муниципальных) услуг как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях.

Кроме того, уточняется, что при определении исполнителей услуг, если иное не установлено федеральными законами, порядок определения устанавливается федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами органами власти, уполномоченными в социальной сфере.

Порядок формирования государственного (муниципального) заказа будет устанавливать показатели эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг. Устанавливаться показатели будут на федеральном, региональном и муниципальном уровне, в зависимости от уровня социального заказа.

Уточняется возможность использования реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, сформированных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в случае исполнения услуг в социальной сфере путем заключения соглашения о финансовом обеспечении (возмещении) затрат.

Важное изменение касается исключения из закона 4 главы, которая в ранее устанавливала срок действия закона, перечень услуг в социальной сфере, которые могли быть исполнены по данному закону, а также перечень субъектов РФ, в которых применяется закон. Таким образом, закон не будет ограничен во времени и пространстве, перечень услуг будет формировать уполномоченный орган в зависимости от необходимости.
Вывод: принятые изменения носят положительный характер, они вносят ряд технических изменений, существенно не меняя действующее регулирование в сфере социального обслуживания граждан.
С 1 января 2024 года перечень возмещаемых расходов добровольцев (волонтеров), закрепленный в ст. 17.1 № 135-ФЗ дополнен правом на оплату расходов медицинских услуг и на обучение. При этом не были внесены изменения в п. 3.1 ст. 217 НК РФ в перечень доходов добровольцев (волонтеров), освобождаемых от НДФЛ. Принятым законом устраняется этот пробел в отношении расходов на медицинские услуги. Что касается оплаты обучения, в пояснительной записке на стадии законопроекта было сделано важное разъяснение, что на добровольцев (волонтеров) распространяется п. 21 ст. 217 НК РФ, который освобождает от НДФЛ суммы оплаты за обучение.

Таким образом, теперь добровольцы (волонтеры) имеют право получать поддержку в форме:

  • предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование;

  • оплаты проезда до места назначения и обратно, оплаты услуг связи;

  • уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера), оплаты расходов на оказание медицинских услуг, если получение медицинских услуг необходимо в соответствии с требованиями к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, установленными законодательством Российской Федерации;

  • оплаты расходов на обучение по дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, если обучение по таким программам является обязательным условием выполнения добровольцем (волонтером) определенных видов добровольческой (волонтерской) деятельности;

  • возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг.

Принятые изменения корреспондируют с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 №1297 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425». Оплата медицинских услуг допускается, если есть требования к состоянию здоровья волонтеров по видам деятельности, определенным указанным постановлением Правительства.
Вывод: принятые изменения направлены на реализацию ранее внесенных законодательных изменений, расширяющих перечень возмещаемых расходов добровольцев (волонтеров).
Принятые законодательные изменения обязывают иностранного агента сообщить о наличии этого статуса лицам, на которых в соответствии с законом или договором возлагается обязанность по выплате причитающихся иностранному агенту денежных средств от отчуждения недвижимого имущества и (или) транспортных средств, от сдачи их в аренду, вознаграждения и иных платежей (в том числе неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций) в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов).

Также установлена обязанность иностранного агента для получения причитающихся ему денежных средств от отчуждения недвижимого имущества и (или) транспортных средств, от сдачи их в аренду, вознаграждения и иных платежей (в том числе неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций) в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов) иностранный агент обязан использовать специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке, режим которого, в том числе особенности внесения на него платежей и списания с него средств, устанавливается решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, подлежащим официальному опубликованию в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Зачисление на специальный счет платежей по иным основаниям не допускается.

В случае, если специальный счет не был открыт ранее, специальный счет должен быть открыт иностранным агентом в уполномоченном банке в течение пятнадцати рабочих дней со дня заключения договора об отчуждениинедвижимого имущества и (или) транспортных средств, о сдаче их в аренду, об отчуждении исключительного права либо лицензионного (сублицензионного) договора или возникновения иных оснований для получения платежей в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также возникновения права на получение доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов). В случае, если на день включения в реестр иностранный агент является стороной договора об отчуждении недвижимого имущества и (или) транспортных средств, о сдаче их в аренду, об отчуждении исключительного права либо лицензионного (сублицензионного) договора или имеет иные основания для получения таких платежей, а также имеет право на получение доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов), специальный счет должен быть открыт иностранным агентом в течение пятнадцати рабочих дней со дня его включения в реестр.

На имя иностранного агента может быть открыт только один специальный счет.

Списание денежных средств со специального счета по обязательствам иностранного агента осуществляется в случае взыскания этих денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в иных случаях, установленных Правительством РФ.

В случае исключения иностранного агента из реестра специальный счет подлежит закрытию уполномоченным банком на основании заявления лица, ранее признаваемого иностранным агентом, в течение 15 календарных дней со дня получения указанного заявления. В этом случае остаток денежных средств со специального счета по заявлению лица, ранее признаваемого иностранным агентом, выдается ему или перечисляется на другой его банковский счет.
Вывод: принятые законодательные изменения в первую очередь относятся к физическим лицам, признанным иностранными агентами, но могут коснуться и НКО, наделенных аналогичным статусом, т.к. для них устанавливаются дополнительные обязанности и ограничения.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Внесены изменения в Положение о Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), в полномочия которой, в частности, включено ведение общедоступного реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости.

Принятие данного Постановления обусловлено вступившим в силу с 1 января 2024 года Федеральным законом от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где в главе 13 установлены основы противодействия нелегальной (т.е. с нарушением норм трудового законодательства) занятости населения.

Ранее в соответствии с нормами ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации принят Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.02.2024 № 40н «Об утверждении Перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия» (вступил в силу 08.03.2024).

В соответствии с данным Приказом налоговые органы передают в рамках межведомственного взаимодействия в территориальные органы Роструда:
  • информацию о работодателях – организациях, которые начислили за каждый месяц отчетного квартал суммы выплат, уменьшенные на величину базы по договорам гражданско-правового характера, ниже МРОТ не менее чем 10 физическим лицам в случаях, когда доля таких физических лиц превышает 10% от общего числа работников;
  • информацию о фактах нелегальной занятости с указанием сведений о работодателях – организациях на основании решения, принятого по результатам проведенных налоговых проверок;
  • информацию за 12 месяцев об организациях, взаимодействующих более чем с 10 физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 000 рублей и средняя продолжительность работы которых с указанными организациями составляет более 3 месяцев;
  • информацию о работодателях – организациях, имеющих отклонение среднемесячного размера оплаты труда более чем на 35% от среднемесячного размера оплаты труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрирован работодатель – организация, по виду экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД в зависимости от категории организации в Едином реестре субъектов МСП;
  • информацию об организациях, применяющих контрольно-кассовую технику.

В приложении к Приказу приведен перечень передаваемых сведений.
Вывод: принятие взаимосвязанных нормативных правовых актов в сфере противодействия нелегальной занятости повышают риски для НКО, допускающих нарушения при оформлении трудовых правоотношений с работниками и подменяющих фактически трудовые отношения договорами гражданско-правового характера.
Принятые или вступающие в силу ведомственные приказы
Следует напомнить, что ранее Федеральным законом от 26.02.2024 №32-ФЗ была закреплена обязанность НКО размещать свой устав на информационном ресурсе Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом установлено, что НКО (за исключением политических партий) размещают свой устав на информационном ресурсе Минюста России в течение 30 календарных дней со дня их государственной регистрации. В случае внесения изменений в свой устав некоммерческие организации в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации таких изменений размещают актуальную редакцию своего устава на информационном ресурсе.

НКО, зарегистрированным до вступления в силу данного Приказа, необходимо исполнить данную обязанность до 1 апреля 2025 года.

Размещение некоммерческими организациями своего устава осуществляется путем загрузки его в машиночитаемой форме ‎в формате PDF в личном кабинете соответствующей некоммерческой организации на информационном ресурсе.

Размещение некоммерческими организациями своего устава прекращается с момента исключения сведений о соответствующей некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вывод: обязанность НКО публиковать свой устав на информационном ресурсе Минюста России будет «дисциплинировать» НКО в части поддержания уставов в актуальной редакции, соответствующей изменениям законодательства. В то же время, это повышает риски для НКО, осуществляющих деятельность, не отраженную в уставе, или допускающих по невнимательности иные нарушения своего устава.
Принятие данного Приказа обусловлено вступлением в силу 5 февраля 2025 года Федерального закона от 08.08.2024 №322-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в сферу профилактики правонарушений несовершеннолетних введен институт «наставничества».

Законодательно определен круг лиц и организационные процедуры по наставничеству. К этой деятельности могут привлекаться граждане, СОНКО, благотворительные организации, добровольческие (волонтерские) организации и организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности. О своей готовности участвовать в профилактической работе с несовершеннолетними им необходимо будет заявить в ЕИС «Добровольцы России». Далее заявки будут переданы в государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это новая ГИС, которая только будет создаваться. Ее оператором определено Минпросвещения России, которым будет сформированы «реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними», и «реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Назначение наставника или организации (из состава лиц, включенных в указанные реестры) будет осуществляться комиссией по делам несовершеннолетних, с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей.

В реестр наставников и организаций, выразивших желание работать с несовершеннолетними, не могут включаться лица, не отвечающие перечисленным в законе требованиям. В частности, не могут быть наставниками лица, которые не допускаются к педагогической деятельности по ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, а также те, кто не вправе быть учредителями и членами НКО на основании ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Не вправе работать с «трудными» подростками и иностранные агенты.

Приказом определено, что подготовка граждан РФ для включения в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, направлена на приобретение ими знаний и навыков (умений), необходимых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подготовка проводится уполномоченной организацией, подведомственной Минпросвещения России. Подготовка проводится на безвозмездной основе для граждан РФ на основании их заявления, порядок подачи которого определен Приказом.
Вывод: законопроект направлен на устранение сложившейся правовой неопределённости в понимании содержания термина «руководитель организации» и недопущение заключения срочных трудовых договоров с работниками, замещающими должности руководителей структурных подразделений организаций.
В ст. 11 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» вводится новая часть 19.1, устанавливающая запрет для иностранных агентов участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →