Правовая команда

Обзор изменений некоммерческого законодательства

за 2024 год
О регулировании волонтерской деятельности
Внесен ряд законодательных изменений в части регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности:

  • устранены ранее существовавшие неточности в понятийном аппарате;

  • добавлены новые цели благотворительной деятельности:
«участие в проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности»;

  • расширен перечень участников благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности – добавлены ассоциации (союзы) добровольческих (волонтерских) организаций, ресурсные центры добровольчества (волонтерства) и добровольческие (волонтерские) организации;

  • изменено определение организатора добровольческой (волонтерской) деятельности: вместо некоммерческих организаций в качестве таковых смогут выступать любые юридические лица. Таким образом, в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности смогу выступать и коммерческие организации. Это подтверждается и установленным в законе запретом на оказание государственной финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями;

  • закреплено определение ресурсного центра добровольчества (волонтерства): «некоммерческая организация в форме общественной организации, учреждения, ассоциации (союза), общественно полезного фонда или автономной некоммерческой организации, которая оказывает комплекс информационных, консультационных, методических услуг участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, а также способствует развитию инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности»;

  • закреплено право добровольца (волонтера) на оплату расходов на оказание медицинских услуг, если получение медицинских услуг необходимо в соответствии с требованиями к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, установленными законодательством Российской Федерации, оплату расходов на обучение по дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, если обучение по таким программам является обязательным условием выполнения добровольцем (волонтером) определенных видов добровольческой (волонтерской) деятельности;

  • закреплено право добровольца (волонтера) на получение в порядке, определяемом Правительством РФ, нагрудного знака за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности;

  • расширены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по утверждению требований к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, установленными законодательством Российской Федерации;

  • в перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ включены предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства), определение некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства), создание ее инфраструктуры и оказание поддержки (финансовое, материальное и кадровое обеспечение);

  • полномочия органов местного самоуправления дополнены правом формирования координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), а также предоставлением сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства);

  • конкретизированы формы господдержки добровольческой (волонтерской) деятельности:
1) финансовая поддержка, в том числе предоставление грантов и субсидий;
2) организационная поддержка;
3) информационная поддержка;
4) консультационная поддержка;
5) имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений в безвозмездное пользование;
6) методическая поддержка.

В Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» введено определение ресурсного центра поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, и закреплено их право оказывать поддержку СОНКО.
Вывод: несмотря на ряд позитивных изменений с сфере регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности, некоторые изменения представляются спорными. В частности, это закрепление возможности коммерческих организаций выступать в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, поскольку это вступает в противоречие с целью создания коммерческих организаций – извлечение прибыли (ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ) и принципом бескорыстности и безвозмездности добровольческой (волонтерской) деятельности (ст. 1 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»). Право организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления (новая редакция пп. 1 п. 1 ст. 17.2 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») вступает в противоречие с новым п. 4 ст. 17.4, устанавливающим, что не допускается оказание финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями. Таким образом, принятые законодательные изменения возможно будут нуждаться в дополнительной проработке с учетом последующей правоприменительной практики.
С 1 января 2024 года введены в действие новые нормы Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: одним из участников добровольческой (волонтерской) деятельности указаны ресурсные центры добровольчества (волонтерства). Законом определены организационно-правовые формы и виды деятельности НКО, осуществляющей функции ресурсного центра. Особенности создания, организационного и методического сопровождения ресурсных центров определены статьей 17.2 названного закона.

Так, порядок определения и функционирования некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества должен устанавливаться Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежью) совместно с организацией, уполномоченной Росмолодежью «на организационное и методическое сопровождение определения и функционирования ресурсных центров добровольчества».

Во исполнение указанного положения закона Росмолодежью и Ассоциацией волонтерских центров издан совместный приказ «Об утверждении Порядка определения и функционирования некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства)». Приказ содержит дополнительные критерии, которым должна соответствовать организация, претендующая на осуществление функций ресурсного центра, требования к ее руководителю и процедуру принятия решения по отбору организации.

Согласно приказу, НКО должна соответствовать следующим критериям:
  • размещаться в нежилом помещении площадью не менее 150 квадратных метров с определенными требованиями к помещению;
  • иметь в штате не менее 6 человек;
  • иметь финансовое обеспечение от органа государственной власти субъекта РФ.

Для определения НКО, выполняющей на территории субъекта РФ функции ресурсного центра, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заполняет заявку (форма прилагается к приказу) и с пакетом документов направляет его для рассмотрения в Ассоциацию волонтерских центров, на которую возложены:
а) разработка методических рекомендаций по реализации порядка;
б) согласование организаций, претендующих на реализацию функций ресурсного центра добровольчества (волонтерства) на территории субъекта Российской Федерации;
в) включение Организации в реестр ресурсных центров добровольчества (волонтерства), утверждаемый приказом Ассоциации ‎и размещаемый в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) после согласования с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации;
г) организационное и методическое сопровождение функционирования ресурсных центров добровольчества (волонтерства).
Вывод: отбор организации – ресурсного центра добровольчества будет осуществляться уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ только после согласования с Ассоциацией волонтерских центров. Критерии отбора таковы, что скорее всего, ресурсными центрами будут только НКО государственной формы собственности.
О занятости населения
C 1 января 2024 года вступил в силу (за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен иной срок вступления) Федеральный закон от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
Закон принят в целях замены действовавшего ранее Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В отличие от прежнего закона новый закон включает статью с понятийным аппаратом. Скорректирован перечень граждан, считающихся занятыми. В частности, в действующей редакции занятыми считаются только проходящие обучение по очной форме. Новый закон уточняет, что занятыми гражданами являются обучающиеся по любым программам профессионального образования. Кроме того, уточнено, что занятыми могут быть признаны только учредители (члены) корпоративных коммерческих организаций, учредители и члены НКО полностью исключены.

Новая редакция статьи «Занятые граждане» не решает вопрос о признании руководителя некоммерческой организации, осуществляющего свои функции на общественных началах, безработным. Соответствующая норма вступающего в силу закона полностью повторяет норму действующего федерального закона.

В новом законе в новой редакции изложена статья, регламентирующая обязанность работодателей, в частности, некоммерческих организаций, по информированию государственной службы занятости. В перечень информации, о которой нужно будет посылать сведения, дополнительно включен временный перевод (либо его изменение и отмена) работников на дистанционную работу в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством – эти сведения нужно будет представлять в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Таким образом, перечень информации становится открытым, Правительство РФ сможет устанавливать обязанность работодателей представлять в службы занятости иные сведения, кроме перечисленных в законе.

Сведения о применении в отношении работодателя процедур несостоятельности (банкротства) нужно будет представлять в течении 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий, а не ежемесячно, как в действующем законе.

Сведения о новых рабочих местах или закрытии вакансии нужно будет представлять в течение 5 рабочих дней со дня появления информации, а не ежемесячно, как в действующем законе.

При этом при отсутствии событий, о которых необходимо информировать службы занятости, никакие сведения представлять не нужно.

Новый закон исключает возможность предоставления работодателями информации в письменной форме, информирование возможно только путем размещения сведений на единой цифровой платформе или иных информационных ресурсах, определяемых Правительством РФ.

С одной стороны, принятие нового закона о занятости позволит информировать службы занятости не в соответствии с определенным графиком, а при наличии соответствующего события, что снизит риски привлечения НКО к ответственности в этой сфере. С другой стороны, перечень обязательной к представлению информации расширяется. Важный для НКО вопрос о признании безработным руководителя некоммерческой организации, действующего на общественных началах, также оставлен без решения.

В новом законе в новой редакции изложена статья, регламентирующая обязанность работодателей, в частности, некоммерческих организаций, по информированию государственной службы занятости. В перечень информации, о которой нужно будет посылать сведения, дополнительно включен временный перевод (либо его изменение и отмена) работников на дистанционную работу в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Таким образом, перечень информации становится открытым, Правительство РФ сможет устанавливать обязанность работодателей представлять в службы занятости иные сведения, кроме перечисленных в законе.
Министерством юстиции РФ были зарегистрированы формы предоставления работодателями обязательной информации. Всего утверждено 7 форм, а именно:
1. Информация о принятии (об изменении, отмене) решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации;
2. Информация о введении (об изменении, отмене) работодателем режима неполного рабочего времени (рабочего дня или рабочей недели);
3. Информация о простое;
4. Информация о временном переводе (об изменении, отмене решения) работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
5. Информация о процедуре, примененной в отношении работодателя в деле о несостоятельности (банкротстве);
6. Информация о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении;
7. Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Каждая из этих форм содержит поля для заполнения организацией информации о себе. Представляется, что наиболее востребованными среди НКО будут формы 2 и 6.

В целом, формы довольно просты для заполнения, за исключением случаев, когда НКО имеет вакантное рабочее место и планирует найти сотрудника с использованием службы занятости. В этом случае ей придется заполнить большое количество полей, включая наименование вакансии, сферу деятельности и наименование профессии, а также планируемое расположение рабочего места, желаемый уровень образования соискателя, знание им иностранных языков, тип занятости, и много другое. При этом в форме есть и традиционные на сервисах подбора персонала поля о планируемых обязанностях будущего работника и требуемом опыте. Таким образом, возможно, что поиск кандидатов в обозримом будущем все чаще будет производиться с помощью государственных служб занятости населения.

Таким образом, внедрение данных форм не окажет позитивного либо негативного влияния на деятельность некоммерческих организаций, это просто данность, которую необходимо будет учитывать в работе.

В соответствии с новыми правилами работодатели будут обязаны определять квоту для приема на работу инвалидов ежеквартально, а не ежегодно, как по старому постановлению. При этом трудоустройство инвалида I группы будет считаться кратным 2 рабочим местам для трудоустройства инвалидов. Ранее группа инвалидов на квотирование не влияла.

Новое Постановление сохраняет для работодателей право исполнять квоту путем заключения договора в том числе с некоммерческими организациями о трудоустройстве на работу инвалидов.

Основной новеллой нового постановления являются Правила заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов, а также типовой формы соглашения, чего не было в предыдущем нормативном акте.

Правилами устанавливается обязанность исполнителя (часто это некоммерческая организация) обеспечить инвалиду рабочее место с учетом его индивидуальной программы реабилитации. Сторона, которая будет нести затраты на оборудование рабочего места, будет устанавливаться соглашением. Размер вознаграждения НКО-исполнителя не может быть менее МРОТ, увеличенного на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, если инвалид отработал месячную норму рабочего времени.

Форма соглашения предусматривает обязанность исполнителя использовать денежные средства заказчика только на установленные цели, а также обязанность представлять заказчику заверенные копии трудовых договоров инвалидов, работающих в рамках соглашения, копии документов, подтверждающие инвалидность и группу инвалидности, документы, подтверждающие расходы на оборудование рабочих мест и акт о выполнении обязательств. То есть, по сути, исполнитель должен отчитаться о целевом использовании полученных средств.
Вывод: новое Постановление Правительства РФ актуально для некоммерческих организаций, так как их довольно часто используют крупные работодатели в целях исполнения квоты по инвалидам. Новый нормативный акт намного более подробный, и есть вероятность, что он снимет часть вопросов, которые возникают у НКО, занимающихся подобной деятельностью, что положительно скажется на данной отрасли услуг в целом.
В законе уточнено, что государственные и муниципальные учреждения не могут признаваться социально ориентированными некоммерческими организациями.

Расширен перечень видов деятельности СОНКО, в него внесены:
  • деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
  • содержание животных в приютах для животных.

Для некоммерческих организаций введена обязанность разместить свой устав на информационном ресурсе Минюста России в порядке и сроки, которые будут установлены ведомственным актом.
Понятие приюта для животных закреплено в ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ (ред. от 27.11.2023) "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них"
Приказом установлено, что НКО (за исключением политических партий) размещают свой устав на информационном ресурсе Минюста России в течение 30 календарных дней со дня их государственной регистрации. В случае внесения изменений в свой устав некоммерческие организации в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации таких изменений размещают актуальную редакцию своего устава на информационном ресурсе.

НКО, зарегистрированными до вступления в силу данного Приказа, необходимо исполнить данную обязанность до 1 апреля 2025 года.

Размещение некоммерческими организациями своего устава осуществляется путем загрузки его в машиночитаемой форме ‎в формате PDF в личном кабинете соответствующей некоммерческой организации на информационном ресурсе.

Размещение некоммерческими организациями своего устава прекращается с момента исключения сведений о соответствующей некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вывод: обязанность НКО публиковать свой устав на информационном ресурсе Минюста России будет «дисциплинировать» НКО в части поддержания уставов в актуальной редакции, соответствующей изменениям законодательства. В то же время, это повышает риски для НКО, осуществляющих деятельность, не отраженную в уставе, или допускающих по невнимательности иные нарушения своего устава.
Внесены изменения в Положение о Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), в полномочия которой, в частности, включено ведение общедоступного реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости.

Принятие данного Постановления обусловлено вступившим в силу с 1 января 2024 года нового Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где в главе 13 установлены основы противодействия нелегальной (т.е. с нарушением норм трудового законодательства) занятости населения.
В соответствии с данным Приказом налоговые органы передают в рамках межведомственного взаимодействия в территориальные органы Роструда:

  • информацию о работодателях – организациях, которые начислили за каждый месяц отчетного квартал суммы выплат, уменьшенные на величину базы по договорам гражданско-правового характера, ниже МРОТ не менее чем 10 физическим лицам в случаях, когда доля таких физических лиц превышает 10% от общего числа работников;
  • информацию о фактах нелегальной занятости с указанием сведений о работодателях – организациях на основании решения, принятого по результатам проведенных налоговых проверок;
  • информацию за 12 месяцев об организациях, взаимодействующих более чем с 10 физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 000 рублей и средняя продолжительность работы которых с указанными организациями составляет более 3 месяцев;
  • информацию о работодателях – организациях, имеющих отклонение среднемесячного размера оплаты труда более чем на 35% от среднемесячного размера оплаты труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрирован работодатель – организация, по виду экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД в зависимости от категории организации в Едином реестре субъектов МСП;
  • информацию об организациях, применяющих контрольно-кассовую технику.

В приложении к Приказу приведен перечень передаваемых сведений.
Вывод: принятие взаимосвязанных нормативных правовых актов в сфере противодействия нелегальной занятости повышают риски для НКО, допускающих нарушения при оформлении трудовых правоотношений с работниками и подменяющих фактически трудовые отношения договорами гражданско-правового характера.
О правилах заполнения форм заявлений для регистрационных действий
Внесены изменения в Приказ ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, касающийся правил заполнения форм заявлений, направляемых для регистрационных действий в отношении физических и юридических лиц.

В частности, принятым Приказом закреплена возможность при заполнении формы Р11001 (регистрация юридических лиц) включать сведения об учредителях некоммерческих организаций, что было отменено в 2020 году, в связи с чем ранее внести такие сведения было невозможно и данные об учредителях НКО отсутствовали в выписках из ЕГРЮЛ.

Кроме того, Приказом также устанавливается возможность включения и исключения лиц из состава учредителей НКО по форме Р13014, что ранее также было недоступно.
Вывод: в целом, изменения носят позитивный характер, позволяя некоммерческим организациям иметь равные возможности с иными юридическими лицами при осуществлении регистрационных действий.
В Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» внесены взаимосвязанные изменения, устанавливающие запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов, а также распространения рекламы (в т.ч. в СМИ) самих информационных ресурсов иностранных агентов.
Вывод: иностранные агенты не смогут получать доход от распространения рекламы на своих информационных ресурсах (сайтах, блогах, страницах в соцсетях), а также рекламировать свои информационные ресурсы.
Законом закреплено право (а не обязанность, как в ранее действовавшей редакции закона) НКО иметь печать. В отличие от коммерческих организаций (которые еще в 2015 году получили возможность отказаться от печати) НКО по-прежнему обязаны были иметь печать. С 1 июня 2024 года наличие печати для НКО стало добровольным, а сведения о том, что у организации есть печать с полным наименованием этой НКО на русском языке, должны отражаться в уставе организации.

Таким образом, включая в устав норму о наличии печати, организация добровольно возложит на себя обязанность изготовить печать. Тем организациям, в уставах которых на сегодняшний день сведений о печати нет, хотя сама печать изготовлена и используется, нужно внести в устав изменения.

Важно также понимать, что отсутствие печати у организации требует усиленного внимания со стороны контрагентов таких организаций. Поэтому юристы рекомендуют при заключении договора с организацией, действующей без печати, обязательно проверить такую организацию по ЕГРЮЛ и удостовериться, что организация является действующей, а лицо, заключающее договор, вправе совершать такие действия.
Вывод: принятые изменения представляются позитивными, поскольку позволяют НКО самим выбирать более предпочтительный способ идентификации собственных документов. Это позволит сократить издержки НКО на изготовление печатей.
Законом пролонгированы нормы действующего Федерального закона от 13.07.2020 №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Данный закон вступил в силу 13 июля 2020 года и был ограничен действием во времени до 2025 года. В субъектах Российской Федерации предусматривалась возможность доступа к бюджетным средствам юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, посредством участия в отборе исполнителей по электронному сертификату или в конкурсе в регионах по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.

Законом введено более конкретное определение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в частности, указанные услуги устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по перечням (классификаторам) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы, и предполагают деятельность, осуществляемую в отношении физических лиц государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами либо, если иное не установлено федеральными законами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, что предполагает законодательно закрепленный перечень лиц, оказывающих такие услуги.

Дополнительно установлена возможность получателя услуг использовать единую государственную информационную систему (портал госуслуг) для получения услуг, в которых он нуждается, что, следовательно, предусматривает необходимость предоставлять информацию в рамках информационной открытости в органы власти для размещения на информационном портале организациями, оказывающими услуги в социальной сфере,. Такие изменения позволят получателям ознакомиться с комплексом услуг каждого исполнителя. Возможность заключения соглашения на оказание услуг при помощи портала госуслуг будет доступна при помощи электронной цифровой подписи получателя (усиленной неквалифицированной или простой электронной подписи).

Также закреплено право государственных органов субъектов РФ формировать региональный государственный заказ, что позволит обеспечить наличие услуг в социальной сфере, необходимых в конкретном регионе с учетом нужд населения.

Одним из ключевых нововведений является то, что региональные органы власти будут вправе самостоятельно принять решение о формировании регистра получателей услуг в социальной сфере с учетом регистра получателей социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», что позволит учитывать потребности и нуждаемость тех граждан, которые были признаны таковыми уполномоченными органами власти в социальной сфере на уровне конкретного субъекта РФ. Кроме того, законопроектом предполагается, что органы власти субъекта РФ будут вправе самостоятельно предусмотреть возможность формирования реестра исполнителей в социальной сфере посредством включения в него организаций, являющихся поставщиками социальных услуг, и включенных в реестр поставщиков социальных услуг в субъекте РФ. В прежней редакции Федерального закона №189-ФЗ формирование реестра исполнителей услуг по электронному сертификату происходило в том числе за счет некоммерческих организаций, являющихся исполнителями общественно полезных услуг. НКО, входящие в реестр исполнителей общественно полезных услуг, включались в реестр исполнителей услуг в социальной сфере без подачи дополнительных заявлений. Теперь такая же возможность закреплена для поставщиков социальных услуг, что позволит расширить перечень исполнителей, занимающихся помощью в конкретных направлениях социальной сферы.
Вывод: внесенные изменения носят позитивный характер, расширяя возможность некоммерческих организаций получить доступ к бюджетным средствам посредством участия в отборе или конкурсе государственного (муниципального) социального заказа.
Данным Постановлением Правительства РФ скорректированы правила оказания имущественной поддержки социально ориентированным НКО в виде предоставления им нежилых помещений во владение или пользование на долгосрочной основе.

Закреплен порядок определения Росимуществом в составе имущества государственной казны РФ нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности и свободных от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями), которые могут быть предоставлены СОНКО, и требований к таким помещениям.

Постановлением закреплена обязанность Росимущества утвердить типовые формы договора безвозмездного пользования и договора аренды нежилого помещения.

Установлены правила оценки и сопоставления заявлений СОНКО о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование и в аренду и перечень показателей для проведения такой оценки.

Также Постановлением сняты ограничения по предоставлению во владение и (или) пользование на долгосрочной основе федерального имущества некоммерческим организациям, учрежденным Российской Федерацией.
Вывод: внесенные Постановлением Правительства РФ изменения носят положительный характер, поскольку конкретизируют правила предоставления нежилых помещений СОНКО и способствуют прозрачности соответствующих процедур.
О перечне видов деятельности СО НКО
Федеральный закон от 13.07.2024 № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 13.07.2024, за исключением некоторых положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления).
Законом, в частности, введен новый вид деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»): «19) межмуниципальное сотрудничество».

В Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения:

  • закреплены 5 форм межмуниципального сотрудничества:
1) членство муниципальных образований в объединениях муниципальных образований;
2) учреждение межмуниципальных хозяйственных обществ, межмуниципального печатного средства массовой информации и сетевого издания;
3) учреждение муниципальными образованиями некоммерческих организаций;
4) заключение договоров и соглашений;
5) организация взаимодействия советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

  • конкретизированы полномочия советов муниципальных образований;
  • понятие общероссийского объединения муниципальных образований заменено понятием всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, установлен порядок ее создания и деятельности;
  • понятие межмуниципальных организаций заменено понятием межмуниципальных хозяйственных обществ, конкретизирован порядок их создания и деятельности
Вывод: принятым законом расширен перечень видов деятельности СОНКО, таким образом, организации, осуществляющие свою деятельность в сфере межмуниципального сотрудничества, смогут претендовать на получение государственной поддержки.
Суть изменений, затрагивающих некоммерческие организации, заключается в изменении механизма реабилитации юридических лиц, включенных Центральным банком РФ в группу высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

В соответствии с действующим законодательством отнесение юридического лица к той или иной группе риска (низкого, среднего и высокого) производится вначале Центральным банком. Далее ЦБ РФ доводит эту информацию до кредитных учреждений, а коммерческие банки затем либо соглашаются с оценкой ЦБ РФ, либо нет, и присваивают свою категорию риска. В том случае, если оценка Банка России подтверждается оценкой коммерческого банка, против клиента применяются жесткие меры: он не может более проводить операции по своему расчетному счету за рядом некоторых исключений, не может нигде открыть иной расчетный счет и вывести свои денежные средства и т.д. Такой клиент обязан проходить реабилитацию в специальной межведомственной комиссии, в противном случае он будет ликвидирован. Если оценка ЦБ РФ и коммерческого банка не совпадала, клиент мог оспорить присвоение ему категории высокого риска также в межведомственной комиссии.

После внесения законодательных изменений организации, которые получили категорию высокого риска от Банка России, но не от кредитного учреждения, получили право обжаловать не в межведомственную комиссию, а непосредственно в Центральный банк. В случае отказа ЦБ РФ в снижении установленной категории риска совершения подозрительных операций клиент получает право обжаловать это решение в Центральный банк, межведомственную комиссию и в суд.

Таким образом, юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получают более широкие возможности для обжалования присвоения высокой категории риска в том случае, когда высокая категория риска от ЦБ РФ не подтверждена банком, обслуживающим этого клиента.
Вывод: данное изменение затрагивает крайне незначительное число некоммерческих организаций, так как, в основном, они получают категории низкого либо среднего риска. Тем не менее, по своей сути изменение позитивное, так как расширяет возможности для обжалования присвоения высокой категории риска Центральным банком РФ.
Все три закона взаимосвязаны и вступили в силу с 19.08.2024.

Суть внесенных законодательных изменений состоит исключении указания на неправительственный характер иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ. Закреплено, что нежелательной на территории Российской Федерации может быть также признана деятельность не входящей в структуру органов государственной власти иностранного государства иностранной или международной организации, учредителем (участником) которой являются государственные органы иностранного государства (за исключением международной межправительственной организации, членом которой является Российская Федерация).

Соответствующие изменения внесены в названия и диспозиции статей 20.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности) и 284.1 Уголовного кодекса РФ (Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).

Принятые изменения расширяют спектр иностранных и международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ по решению Генерального прокурора по согласованию с МИД России, и, соответственно, расширяют сферу применения норм об административной и уголовной ответственности за организацию или участие в деятельности таких организаций.
Вывод: принятые законодательные изменения означают для НКО необходимость еще более внимательного отношения к формируемому Минюстом России перечню иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ в целях недопущения участия в деятельности таких организаций под угрозой привлечения к административной или уголовной ответственности.
О пониженных тарифах страховых взносов
Внесено дополнение в п. 7 ст. 427 НК РФ. Этим дополнением с 1 января 2025 года уточняется порядок определения доли доходов, полученных некоммерческими организациями от установленных видов деятельности (не менее 70%), дающих право на применение пониженных тарифов страховых взносов, в общем объеме доходов НКО.

При определении с 01.01.2025 доли доходов, по итогам года, предшествующего году перехода НКО на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, НКО должны будут учитывать не только полученные доходы в виде целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, доходы в виде грантов и доходы от осуществления видов экономической деятельности, перечень которых указан в абзацах 47, 48, и в абзацах 51-59 подпункта 5 пункта 1 ст. 427 НК РФ, но также и доходы, полученные по соглашению о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.
Вывод: указанные изменения позитивно повлияют на возможность применения пониженных тарифов теми некоммерческими организациями, которые работают с инвалидами, помогая им найти рабочие места.
Законом формулировка такой цели благотворительной деятельности как «содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе» изложена в новой редакции: «поддержка, укрепления и защиты семьи, многодетности, сохранения традиционных семейных ценностей, популяризации института брака».
Вывод: внесенные изменения не окажут существенного влияния на деятельность благотворительных организаций, поскольку лишь еще больше расширяют и без того размытую формулировку.
Об отпусках и оплате труда
Федеральный закон от 08.08.2024 №268-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступает в силу с 01.09.2024, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 01.03.2025).
С 1 сентября 2024 года статья 115 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) дополняется частью 3, в соответствии с которой основной оплачиваемый отпуск, предоставляемый работающим инвалидам, не может быть менее 30 календарных дней. Для иных работников основной отпуск составляет не менее 28 календарных дней.

С 1 марта 2025 года изменился порядок оплаты сверхурочной работы. В соответствии с новой редакцией ст. 152 ТК РФ при расчете размера оплаты за сверхурочную работу необходимо будет учитывать действующие компенсационные и стимулирующие выплаты.

Кроме того, с 1 марта 2025 года вступила в силу новая статья 158.1 ТК РФ, которая регламентирует направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате. По всей вероятности, вступление в силу данной статьи повлечет за собой увеличение внимания к наличию задержек в выплате заработной платы и привлечению к ответственности работодателей.

Для обеспечения координации региональных властей будут созданы межведомственные комиссии по противодействию формированию просроченной задолженности, порядок функционирования которых определит Правительство РФ.
Вывод: увеличение отпуска для инвалидов, вероятно, увеличит расходы некоммерческих организаций, но незначительно. Остальные изменения ТК РФ, скорее всего, не окажут существенного влияния на работу некоммерческого сектора.
ч. 6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей);
ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ (наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года)
Изменение положений закона о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) затронет ряд некоммерческих организаций, реализующих товары, работы и услуги физическим лицам.

Изменится положение, которое допускало реализацию товаров на ярмарках без применения ККТ. Несмотря на довольно большое количество исключений из этого правила НКО зачастую могли пользоваться освобождением от обязанности применять ККТ на ярмарках. С 1 марта 2025 года данная возможность сохранится только для организаций и ИП, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей. Соответственно, любая НКО обязана будет приобретать и регистрировать в ФНС ККТ, если она намерена продавать товары, работы или услуги.

Срок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ сократится с 10 до 5 рабочих дней с даты подачи заявления. Подать заявление можно будет не только напрямую в ФНС, но и через портал госуслуг, а также через производителя ККТ.
Вывод: с одной стороны, законодательное регулирование упрощает использование контрольно-кассовой техники, а с другой, НКО теряют право продавать товары, работы и услуги без применения ККТ на ярмарках.
Суть принятых законодательных изменений состоит во введении в сферу профилактики правонарушений несовершеннолетних института «наставничества». Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

В частности, определен круг лиц и организационные процедуры по наставничеству. К этой деятельности могут привлекаться граждане, СОНКО, благотворительные организации, добровольческие (волонтерские) организации и организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности. О своей готовности участвовать в профилактической работе с несовершеннолетними им необходимо будет заявить в ЕИС «Добровольцы России». Далее заявки будут переданы в государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это новая ГИС, которая только будет создаваться. Ее оператором определено Минпросвещения России, которым будет сформированы «реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними», и «реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Назначение наставника или организации (из состава лиц, включенных в указанные реестры) будет осуществляться комиссией по делам несовершеннолетних, с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей.

В реестр наставников и организаций, выразивших желание работать с несовершеннолетними, не могут включаться лица, не отвечающие перечисленным в законе требованиям. В частности, не могут быть наставниками лица, которые не допускаются к педагогической деятельности по ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, а также те, кто не вправе быть учредителями и членами НКО на основании ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Не вправе работать с «трудными» подростками и иностранные агенты.
Вывод: закон определяет механизмы, обеспечивающие участие представителей общественности в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, а также устанавливает запреты и ограничения на участие в такой деятельности (например, для лиц, внесенных в реестр иностранных агентов).
В ст. 11 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» вводится новая часть 19.1, устанавливающая запрет для иностранных агентов участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
О машиночитаемых доверенностях
С 1 сентября 2024 года вступили изменения в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», предусмотренные Федеральным законом от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» об использовании машиночитаемых доверенностей сотрудниками юридических лиц.
С 1 сентября 2023 года до 1 сентября 2024 года был установлен переходный период для плавной смены системы взаимодействия в юридических лицах. Так, с 1 сентября 2024 года аккредитованные центры больше не выдают электронные цифровые подписи для сотрудников организации без наличия машиночитаемой доверенности, созданной при помощи единого портала.

Руководитель организации теперь обязан создать и подписать машиночитаемую доверенность на сотрудника, которому, как физическому лицу, действующему от организации, будет выдаваться электронная цифровая подпись.
Вывод: изменения носят положительный характер для НКО, чьим сотрудникам необходимо иметь ЭЦП для сдачи отчётности, ведения документации и т.д.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 N 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности» организатор просветительской деятельности , осуществляющий такую деятельность в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Министерство просвещения Российской Федерации с приложением программы просветительской деятельности не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации. Форма и порядок направления такого уведомления и прилагаемых к нему документов определяется Министерством просвещения Российской Федерации. Приказом Минпросвещения России от 11.10.2023 N 754 «Об утверждении формы и порядка направления в Министерство просвещения Российской Федерации уведомления о планируемом осуществлении просветительской деятельности» утверждены форма уведомления о планируемом осуществлении просветительской деятельности и порядок направления в Министерство просвещения Российской Федерации уведомления о планируемом осуществлении просветительской деятельности.

В форме уведомления указываются сведения об организаторе просветительской деятельности, в частности, наименование юрлица, ФИО физлица, адрес, номер контактного телефона и адрес (почтовый или электронной почты) организатора просветительской деятельности или ответственного исполнителя организатора просветительской деятельности, по которому должен быть направлен ответ в письменной форме или в форме электронного сообщения, а также сроки осуществления просветительской деятельности.

В качестве приложений к уведомлению представляются:
1) программа просветительской деятельности,
2) документы, подтверждающие привлечение средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с указанием вида бюджетного ассигнования, его нормативного правового основания и объема выделенных на реализацию программы просветительской деятельности средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из последнего приложения можно сделать вывод, что уведомления подаются только в том случае, если просветительская деятельность проводится на бюджетные деньги, выделенные на реализацию просветительской программы.

Программа просветительской деятельности должна содержать следующие сведения:
1) цели и задачи просветительской деятельности;
2) сроки осуществления просветительской деятельности;
3) формы осуществления просветительской деятельности;
4) место реализации просветительской деятельности:
адрес места осуществления просветительской деятельности, позволяющий определить конкретное место ее проведения;
адрес сайта и (или) страницы сайта, страницы социальной сети, персональной страницы социальной сети в сети "Интернет", с использованием которых планируется осуществление просветительской деятельности;
5) информацию о целевой аудитории просветительской деятельности:
возраст участников, в отношении которых осуществляется просветительская деятельность (в диапазоне с самого младшего по возрастанию);
предполагаемое количество участников, в отношении которых осуществляется просветительская деятельность;
принадлежность участников к организации, осуществляющей образовательную деятельность, иная основа объединения несовершеннолетних лиц для проведения просветительской деятельности;
6) информацию об организаторе:
наименование, адрес в пределах места нахождения юридического лица, основные направления деятельности (в случае, если организатор является юридическим лицом);
фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица, сведения об образовании, месте (опыте) работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) (в случае, если организатор является физическим лицом);
фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя, основные направления деятельности (в случае, если организатор является индивидуальным предпринимателем);
7) информацию о лицах, участвующих в реализации программы просветительской деятельности:
наименование, адрес в пределах места нахождения юридического лица, основные направления деятельности (в случае, если организатор является юридическим лицом);
фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица, сведения об образовании, месте (опыте) работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) (в случае, если организатор является физическим лицом);
фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя, основные направления деятельности (в случае, если организатор является индивидуальным предпринимателем).

Уведомление о планируемом осуществлении просветительской деятельности представляется организатором в Минпросвещения на бумажном носителе лично или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уведомление регистрируется в течение 3 рабочих дней с даты его поступления в Минпросвещения.

В случае возвращения Министерством уведомления в связи с нарушением порядка и (или) сроков направления уведомления, после устранения причин, послуживших основанием для возврата уведомления, организатор вправе повторно направить уведомление в Минпросвещения с учетом сроков реализации программы и с приложением необходимых документов.
Вывод: Приказ носит позитивный характер, так как относится только к тем НКО, которые получают бюджетные средства на осуществление просветительской деятельности для несовершеннолетних, большинства НКО он не коснется.
Законом дополнен перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций двумя новыми видами:
«участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– «деятельность по благоустройству территорий».
Вывод: расширение перечня видов деятельности СОНКО позволит большему числу организаций войти в соответствующий реестр Минэкономразвития России и претендовать на получение государственной поддержки.
О целевых капиталах
Федеральный закон от 25.10.2024 №349-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 01.11.2024, за исключением некоторых положений, вступающих в силу 01.03.2025).
Принятым законом внесен ряд изменений в несколько федеральных законов, в частности, в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – ФЗ о ЦК). Эти изменения вступают в силу с 1 марта 2025 года.

Внесены как технические, так и сущностные изменения.
Так, устранено несоответствие ФЗ о ЦК Гражданскому кодексу РФ в части названия организационно-правовых форм НКО-собственников ЦК, заменив слово «фонды» на «общественно полезные фонды», чтобы исключить любые возможные разночтения в вопросе о том, какие именно фонды могут формировать ЦК (общественно полезные, личные, наследственные или все сразу).

Также установлено, что при принятии НКО - собственником ЦК решения о продлении срока на сбор пожертвований на формирование целевого капитала срок сбора ограничивается одним годом. Данное изменение позволит устранить неопределенность в вопросе о порядке продления процедуры формирования ЦК.

Положительными представляются изменения по увеличению некоторых сроков, установленных ФЗ о ЦК.

Так, срок пополнения целевого капитала недвижимым имуществом увеличен с 30 до 60 дней, а срок для утверждения финансового плана увеличен до двух месяцев (в прежней редакции – один) с даты передачи имущества в доверительное управление.

Принятыми изменениями у НКО – собственника целевого капитала предусмотрена обязательная проверка (аудит) годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, распределении дохода от целевого капитала; у управляющей компании - проверка отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал; у получателя дохода от целевого капитала предполагается, что при аудите его бухгалтерской (финансовой) отчетности будет выражаться мнение о соблюдении им порядка использования дохода от целевого капитала. То есть, если ранее аудиторской проверке подлежала бухгалтерская (финансовая) отчетность, то принятые изменения устанавливают обязанность по проверке отчета о формировании и пополнении целевого капитала, подлежащего обязательной подготовке в соответствии со ст. 12 Закона о ЦК.
Вывод: принятые изменения в целом позитивно скажутся на уже существующих собственниках целевого капитала, как формирующих, так и пополняющих целевой капитал, так как увеличивает сроки для совершения необходимых действий и оформления документов.
Принятые законом изменения важны в связи с тем, что в настоящее время НКО на УСН независимо от выбранного объекта налогообложения не являются плательщиками НДС. В п.2 ст. 346.11 НК РФ указано, что организации, применяющие УСН, имеют освобождение от Налога на добавленную стоимость. Но с 1 января 2025 года были внесены поправки в НК РФ, согласно которым все организации, в том числе и НКО, занимающиеся деятельностью, приносящей доход, применяющие УСН станут плательщиками НДС. У НКО появится обязанность выставлять счета-фактуры и вести книгу продаж, в которой эти счета-фактуры будут регистрироваться.

НДС — это добавленная стоимость к цене реализации услуг, работ или товара, которые производит или оказывает НКО. То есть цену, за которую продавали услугу, товар или осуществили работы, в зависимости от ставки НДС, которую в 2025 году выберет НКО самостоятельно, она должна будет увеличить на ставку НДС. Таким образом, стоимость услуги или товара вырастет на сумму НДС. Но разбираться с добавленной стоимостью в таком ключе и так подробно, придётся только тем НКО, которые заработали в 2024 году более 60 млн рублей.

НКО, которые имеют доход более 60 млн рублей от деятельности, приносящей доход, немного. Однако НКО, имеющие доход до 60 млн рублей, освобождаются только от уплаты и исчисления НДС, но не от отчетности по данному налогу. Соответственно, все НКО на УСН с 01.01.2025 будут являться налогоплательщиками НДС. Сдавать декларацию по НДС не нужно тем НКО, доход которых не превысил 60 млн рублей. Об этом сказано в ст.ст. 145 и 168 НК РФ, поправки к этим статьям тоже вступят в силу 1 января 2025 года. Лимит для освобождения от НДС в размере 60 млн рублей считают по доходам на УСН в 2024 году.

НКО на УСН могут выбрать один из трех вариантов применения НДС: платить НДС по общей ставке 20% либо перейти на пониженные, льготные ставки НДС 5% или 7%.

Выбор ставок ограничен доходом и некоторыми условиями.
Условия для льготных ставок:
  • ставка НДС 5% – применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 250 млн рублей. Если в течение налогового периода доходы превысят 250 млн рублей, право на ставку НДС 5% утрачивается;
  • ставка НДС 7% – применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 450 млн рублей.
  • Платить НДС по льготным ставкам организация должна в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов по НДС (36 месяцев).
  • Принятыми сейчас изменениями, в частности, пункт 5 статьи 168 НК РФ изложен в следующей редакции:
«5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или упрощенную систему налогообложения и при этом освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, счета-фактуры не составляются.

При реализации налогоплательщиками товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Таким образом, организации, имеющие доход до 60 млн рублей, будут не только освобождены от уплаты и исчисления НДС, но и от выставления счетов-фактур. И, соответственно, отсутствие счетов фактур будет являться основанием для того, чтобы не формировать и не заполнять книгу продаж.
Вывод: принятые изменения носят положительный характер, поскольку решают возникающую с 1 января 2025 года проблему оформления документов, связанных с уплатой и исчислением НДС для некоммерческих организаций, имеющих доход, не превышающий 60 млн рублей, соответственно практически для всех организаций сектора
Принятые законодательные изменения связаны со вступлением с 05.02.2025 Федерального закона от 08.08.2024 №322-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство был введен институт наставничества. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Принятый закон закрепляет в Трудовом кодексе РФ определение наставничества как дополнительной работы, за которую положена доплата.

Предполагается, что оплата наставничества будет осуществляться работодателем за счет собственных средств, а в случае принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, закрепляющих дополнительные гарантии наставникам - также за счет средств региональных бюджетов и местных бюджетов.

В развитие принятых законодательных изменений Минпросвещения России в настоящее время разрабатывает:
Вывод: принятые изменения затрагивают НКО, осуществляющие свою деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предоставляя им дополнительные возможности.
Принятые изменения связаны с рядом нормативных правовых актов, принятых в развитие норм Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором, в частности, закреплены нормы по трудоустройству инвалидов (Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 №709 «О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов»).

Законом существенно ужесточено наказание за нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.

Так, за неисполнение работодателем обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, либо отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, установлен штраф для юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей (по ранее действовавшей редакции ответственность несли только должностные лица – штраф от 5 000 до 10 000 рублей).
Вывод: изменения следует учитывать тем НКО, у которых среднесписочная численность работников превышает 35 человек, т.к. для них также могут быть установлены квоты для трудоустройства инвалидов..
С 1 января 2024 года перечень возмещаемых расходов добровольцев (волонтеров), закрепленный в ст. 17.1 № 135-ФЗ дополнен правом на оплату расходов медицинских услуг и на обучение. При этом не были внесены изменения в п. 3.1 ст. 217 НК РФ в перечень доходов добровольцев (волонтеров), освобождаемых от НДФЛ. Принятым законом устраняется этот пробел в отношении расходов на медицинские услуги. Что касается оплаты обучения, в пояснительной записке на стадии законопроекта было сделано важное разъяснение, что на добровольцев (волонтеров) распространяется п. 21 ст. 217 НК РФ, который освобождает от НДФЛ суммы оплаты за обучение.

Принятые изменения корреспондируют с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 №1297 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425». Оплата медицинских услуг допускается, если есть требования к состоянию здоровья волонтеров по видам деятельности, определенным указанным постановлением Правительства.
Вывод: принятые изменения направлены на реализацию ранее внесенных законодательных изменений, расширяющих перечень возмещаемых расходов добровольцев (волонтеров).
Принятые законодательные изменения направлены на серьезное ужесточение ответственности за административные правонарушения и преступления в сфере обработки персональных данных.

Внесенными изменениями закреплено:
  • штраф за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, установлен для юридических лиц в размере от 150 000 до 300 000 рублей (вместо от 60 000 до 100 000 рублей). За повторное нарушение – от 300 000 до 500 000 рублей (вместо от 100 000 до 300 000 рублей);
  • введены новые части 10 – 18, ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за новые виды административных правонарушений.

Введена административная ответственность за:
  • ненаправление или несвоевременное направление в Роскомнадзор уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных (ранее это административное правонарушение охватывалось ст. 19.7 КоАП, но отныне его оно вынесено в отдельный состав административного правонарушения) – штраф для юрлиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
  • ненаправление или несвоевременное направление в Роскомнадзор уведомления об инциденте с персональными данными (утечке) – штраф для юрлиц в размере от 1 000 000 до 3 000 000 рублей;
  • утечку персональных данных от 1 000 до 10 000 субъектов ПДн – штраф для юрлиц в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей;
  • утечку персональных данных от 10 000 до 100 000 субъектов ПДн штраф для юрлиц в размере от 5 000 000 до 10 000 000 рублей;
  • утечку персональных данных от 100 000 субъектов ПДн – штраф для юрлиц в размере от 10 000 000 до 15 000 000 рублей;
  • повторную утечку персональных данных, если оператор ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения – штраф для юрлиц в размере от 1 до 3% совокупного размера суммы выручки за календарный год;
  • утечку специальных категорий персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, сведений о судимости) – штраф для юрлиц в размере от 10 000 000 до 15 000 000 рублей;
  • утечку биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных) – штраф для юрлиц в размере от 15 000 000 до 20 000 000 рублей;
  • повторную утечку специальных категорий персональных данных или биометрических персональных данных, если оператор ранее был привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение – штраф для юрлиц в размере от 1 до 3% совокупного размера суммы выручки за календарный год.

Вторым законом введена в УК РФ новую статью 272.1, предусматривающая уголовную ответственность за хищение и незаконную передачу, в т.ч. за пределы РФ компьютерной информации, содержащей персональные данные.
Вывод: внесенные в КоАП РФ изменения создают существенные риски привлечения к административной ответственности для НКО, поскольку для них, равно как и для других операторов персональных данных, предлагается значительно увеличить размеры штрафных санкций за нарушения, допущенные при обработке персональных данных. Учитывая специфику деятельности и финансирования НКО, такие большие суммы штрафов фактически будут означать ликвидацию некоммерческих организаций, при этом, что требования к обработке персональных данных, закрепленные в Федеральном законе от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» зачастую трудновыполнимы для НКО, в т.ч. из-за их финансовой неустойчивости.
Принятые законодательные изменения направлены на формирование единого подхода к истолкованию понятия «руководитель организации», а также обеспечение недопущения заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации.

Необходимость внесения таких законодательных изменений обусловлена противоречивой судебной практикой в толковании понятия «руководитель организации». В ряде случаев суды приходили к выводу о том, что работники, замещающие должности руководителей структурных подразделений организаций, не выполняют функций единоличного исполнительного органа организации и потому не могут быть отнесены к руководителям организаций. В других случаях суды относили к руководителям организаций не только должностных лиц, осуществляющих руководство организацией в целом, но и иных работников, которые в той или иной мере наделены управленческими полномочиями и выполняют определенные организационно-распорядительные функции.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 19 декабря 2023 г. № 59-П признал абз. 8 ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ (заключение срочного трудового договора с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.

Принятыми изменениями уточнено, что именно с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации может быть заключен срочный трудовой договор.

Законом установлен срок для приведения ранее заключенных трудовых договоров в соответствие с принятыми изменениями – до 1 марта 2025 года.
Вывод: принятые законодательные изменения направлены на устранение сложившейся правовой неопределённости в понимании содержания термина «руководитель организации» и недопущение заключения срочных трудовых договоров с работниками, замещающими должности руководителей структурных подразделений организаций.
Новый приказ должен заменить действующий аналогичный Приказ Минюста России ‎от 03.09.2015 № 209. Он учитывает произошедшие изменения законодательства, в частности, исключение указания на неправительственный характер деятельности иностранных или международных организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории РФ.

Перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации ведется Минюстом России с 2015 года и по состоянию на момент написания данного обзора в него включены 204 организации.

Следует напомнить, что любое участие в деятельности организаций, включенных в перечень, может повлечь привлечение к административной (ст. 20.33 КоАП РФ) и уголовной (ст. 284.1 УК РФ) ответственности.
Вывод: напрямую новый приказ Минюста России деятельности НКО не касается, однако, им следует при взаимодействии с иностранными и международными организациями сверяться с Перечнем и не допускать участия в деятельности включенных в него организаций.
Принятые законодательные изменения обязывают иностранного агента сообщить о наличии этого статуса лицам, на которых в соответствии с законом или договором возлагается обязанность по выплате причитающихся иностранному агенту денежных средств от отчуждения недвижимого имущества и (или) транспортных средств, от сдачи их в аренду, вознаграждения и иных платежей (в том числе неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций) в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов).

Также установлена обязанность иностранного агента для получения причитающихся ему денежных средств от отчуждения недвижимого имущества и (или) транспортных средств, от сдачи их в аренду, вознаграждения и иных платежей (в том числе неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций) в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов) иностранный агент обязан использовать специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке, режим которого, в том числе особенности внесения на него платежей и списания с него средств, устанавливается решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, подлежащим официальному опубликованию в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Зачисление на специальный счет платежей по иным основаниям не допускается.

В случае, если специальный счет не был открыт ранее, специальный счет должен быть открыт иностранным агентом в уполномоченном банке в течение пятнадцати рабочих дней со дня заключения договора об отчуждении недвижимого имущества и (или) транспортных средств, о сдаче их в аренду, об отчуждении исключительного права либо лицензионного (сублицензионного) договора или возникновения иных оснований для получения платежей в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также возникновения права на получение доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов). В случае, если на день включения в реестр иностранный агент является стороной договора об отчуждении недвижимого имущества и (или) транспортных средств, о сдаче их в аренду, об отчуждении исключительного права либо лицензионного (сублицензионного) договора или имеет иные основания для получения таких платежей, а также имеет право на получение доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов), специальный счет должен быть открыт иностранным агентом в течение пятнадцати рабочих дней со дня его включения в реестр.

На имя иностранного агента может быть открыт только один специальный счет.

Списание денежных средств со специального счета по обязательствам иностранного агента осуществляется в случае взыскания этих денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в иных случаях, установленных Правительством РФ.

В случае исключения иностранного агента из реестра специальный счет подлежит закрытию уполномоченным банком на основании заявления лица, ранее признаваемого иностранным агентом, в течение 15 календарных дней со дня получения указанного заявления. В этом случае остаток денежных средств со специального счета по заявлению лица, ранее признаваемого иностранным агентом, выдается ему или перечисляется на другой его банковский счет.
Вывод: принятые законодательные изменения в первую очередь относятся к физическим лицам, признанным иностранными агентами, но могут коснуться и НКО, наделенных аналогичным статусом, т.к. для них устанавливаются дополнительные обязанности и ограничения.
О новом портале Минюста
В декабре 2024 года заработал обновленный портал Минюста России, предназначенный, в т.ч. для размещения НКО предусмотренной законом отчетности.
Воспользоваться новым сервисом можно через личный кабинет НКО с помощью учетной записи организации на портале госуслуг.

Следует напомнить, что помимо ежегодной отчетности НКО, отчетности благотворительных организаций, отчетности о собранных пожертвованиях с использованием специализированных ящиков, действующие НКО обязаны до 1 апреля 2025 года разместить на портале Минюста России актуальную редакцию своего устава (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 05.06.2024 № 180 «Об утверждении Порядка и сроков размещения некоммерческими организациями (за исключением политических партий) устава на информационном ресурсе Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (вступает в силу с 1 января 2025 года).

В случае внесения изменений в свой устав некоммерческие организации в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации таких изменений размещают актуальную редакцию своего устава на информационном ресурсе.

Неисполнение данной обязанности создает для НКО риск привлечения к административной ответственности.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →