Правовая команда

Обзор изменений некоммерческого законодательства

за 2023 год
В соответствии с внесенными изменениями некоммерческим организациям предоставлена возможность действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным органом – Минюстом России. Для общественных объединений такой возможности не предусматривается.

Законом исключены из обязательных положений уставов НКО и общественных объединений сведения об источниках формировании имущества НКО, о порядке внесения изменений в устав НКО, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы закона. При желании организации могут оставить в своих уставах названные выше сведения, а могут и отказаться от их включения.

В развитие принятых законодательных изменений принят Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.06.2023 №163 «Об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций» (вступил в силу с 11.07.2023).

Приказом утверждены 9 типовых уставов для следующих видов НКО: местной и региональной общественной организации, местного и регионального общественного движения, ассоциации (союза), общины коренных малочисленных народов, общественно полезного фонда, частного учреждения и автономной некоммерческой организации.

При детальном изучении утвержденных типовых уставов можно отметить некоторое их несоответствие отдельным положениям закона: например, возможность осуществления НКО предпринимательской деятельности (что противоречит п. 4 ст. 50 ГК РФ), отсутствие в структуре органов ассоциации (союза) контрольно-ревизионного органа (что противоречит п. 2 ст. 65.3 ГК РФ), отсутствие в вопросах исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда вопроса о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждении ликвидационного баланса (что противоречит ч. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Вывод: в целом, инициатива о возможности НКО действовать на основании типового устава видится позитивной, поскольку для большинства некоммерческих организаций представляется довольно проблематичной самостоятельная разработка устава. Вместе с тем, утвержденные типовые уставы не в полной мере соответствуют действующему законодательству. Практика применения территориальными управлениями Минюста России принятого Приказа на декабрь 2023 года все еще не сформирована, однако есть информация о том, что типовые уставы будут корректироваться.
Оба Постановления Правительства приняты в целях реализации законодательных изменений, вступающих в силу с 1 марта 2023 года, а именно новых частей 9 и 13 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с данными нормами, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) наделена полномочиями по принятию решения о запрете или ограничении трансграничной передачи персональных данных (ПДн) в целях:

  • защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан – по результатам рассмотрения уведомления оператора ПДн о намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн;

  • защиты основ конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства - по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности;

  • обеспечения обороны страны - по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны;

  • защиты экономических и финансовых интересов Российской Федерации - по представлению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

  • обеспечения дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты прав, свобод и интересов граждан Российской Федерации, суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации и других ее интересов на международной арене - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Таким образом, Роскомнадзор имеет право запретить или ограничить трансграничную передачу ПДн, как по результатам рассмотрения представляемых операторами ПДн уведомлений, так и по представлению ФСБ России, Минобороны России, МИД России и иных органов, уполномоченных Правительством или Президентом.

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок подачи, содержание таких уведомлений и представлений, а также порядок их рассмотрения.

1. По результатам рассмотрения уведомления оператора ПДн.

Форма уведомления не установлена, но оно должно содержать в себе сведения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.01.2023 №24.

Уведомление оператора ПДн о намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн рассматривается Роскомнадзором в течение 10 рабочих дней, служба имеет право запросить дополнительные сведения, которые должны быть представлены в течение 5 рабочих дней.

По результатам рассмотрения Роскомнадзором уведомления оператора ПДн решение о запрете трансграничной передачи ПДн может быть принято в случаях:

а) органами власти иностранного государства, иностранными физическими лицами, иностранными юридическими лицами, которым планируется трансграничная передача ПДн, не принимаются меры по защите передаваемых ПДн, а также не определены условия прекращения их обработки;

б) иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача ПДн, является организацией, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда;

в) иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача ПДн, включено в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации;

г) трансграничная передача и дальнейшая обработка переданных ПДн несовместима с целями сбора ПДн;

д) трансграничная передача ПДн осуществляется в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 6 Федерального закона.

Основаниями для ограничения трансграничной передачи ПДн в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан являются:

а) содержание и объем ПДн, планируемых к трансграничной передаче, не соответствуют цели трансграничной передачи ПДн;

б) категории субъектов, ПДн которых планируются к трансграничной передаче, не соответствуют цели трансграничной передачи ПДн.

Оператор вправе повторно подать уведомление при устранении причин, повлекших запрещение или ограничение трансграничной передачи ПДн в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, не ранее чем через 10 рабочих дней после первоначального принятия Роскомнадзором решения о запрещении или об ограничении трансграничной передачи ПДн в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан

2. По представлению уполномоченного органа власти.

В случае если решение о запрещении или об ограничении трансграничной передачи ПДн принято в отношении иностранного государства, такое решение дополнительно направляется операторам, осуществляющим трансграничную передачу ПДн на территорию соответствующего иностранного государства, сведения о которых внесены в реестр операторов, осуществляющих обработку ПДн.

В случае если решение о запрещении или об ограничении трансграничной передачи ПДн принято в отношении конкретного оператора (операторов), такое решение дополнительно направляется соответствующему оператору (операторам). Если оператором ПДн устранены причины, послужившие основанием для запрета или ограничения трансграничной передачи ПДн, то он вправе направить в Роскомнадзор обращение об отмене ранее принятого решения (рассматривается в течение 10 рабочих дней).

Если устранены основания, в соответствии с которыми было принято решение о запрете или ограничении трансграничной передачи ПДн, Роскомнадзором принимается решение об их отмене, с извещением операторов ПДн.
Вывод: сами по себе принятые Постановления Правительства РФ направлены на техническую реализацию вступающих в силу законодательных изменений. Вместе с тем, необходимо отметить, что новые требования законодательства в части трансграничной передачи ПДн существенно осложняют деятельность операторов ПДн. Сложности, в первую очередь, связаны с размытостью самого законодательного определения трансграничной передачи ПДн, поскольку формально использование подавляющего большинства ресурсов/сервисов/приложений сети Интернет может быть признано трансграничной передачей ПДн, исходя из того, что серверы могут быть размещены за пределами Российской Федерации. При этом оператору ПДн практически невозможно проверить «трансграничность» используемых ресурсов/сервисов/приложений, даже условно считающихся отечественными.
Также в развитие принятых законодательных изменений принят Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 14.11.2022 №187 «Об утверждении Порядка и условий взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами в рамках ведения реестра учета инцидентов в области персональных данных» - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280052 (вступил в силу с 01.03.2023).

Новая часть 3.1 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» закрепляет, что в случае установления факта неправомерной или случайной передачи (предоставления, распространения, доступа) персональных данных, повлекшей нарушение прав субъектов ПДн, оператор обязан с момента выявления такого инцидента оператором, Роскомнадзором или иным заинтересованным лицом, уведомить об этом Роскомнадзор:

1) в течение 24 часов о произошедшем инциденте, о предполагаемых причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, и предполагаемом вреде, нанесенном правам субъектов ПДн, о принятых мерах по устранению последствий соответствующего инцидента, а также предоставить сведения о лице, уполномоченном оператором на взаимодействие с Роскомнадзором по вопросам, связанным с выявленным инцидентом;

2) в течение 72 часов о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента, а также предоставить сведения о лицах, действия которых стали причиной выявленного инцидента (при наличии).

Приказом установлено, что взаимодействие Роскомнадзора с операторами ПДн осуществляется в форме направления последними уведомления, содержащего:

  • информацию о произошедшем инциденте (первичное уведомление);
  • информацию о результатах внутреннего расследования (дополнительное уведомление).

В первичное уведомление включаются:

1. сведения:

  • о произошедшем инциденте (дату и время выявления инцидента, характеристику (характеристики) ПДн (содержание базы данных, ставшей доступной неограниченному кругу лиц в результате неправомерной или случайной передачи (предоставления, распространения, доступа) ПДн (далее - скомпрометированная база данных), количество содержащихся в ней записей. Дополнительно оператор может представить информацию об актуальности скомпрометированной базы данных, а также о периоде, в течение которого собраны персональные данные);

  • о предполагаемых причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн (предварительные причины неправомерного распространения ПДн, повлекшего нарушение прав субъектов ПДн);

  • о предполагаемом вреде, нанесенном правам субъектов ПДн (результаты предварительной оценки вреда, который может быть нанесен субъектам ПДн, в связи с неправомерным распространением ПДн, а также последствия такого вреда, проведенной в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных»);

  • о принятых мерах по устранению последствий соответствующего инцидента (перечень принятых оператором организационных и технических мер по устранению последствий инцидента в соответствии со статьями 18.1, 19 Федерального закона «О персональных данных»);

  • о лице, уполномоченном оператором на взаимодействие с Роскомнадзором по вопросам, связанным с выявленным инцидентом;

2. данные оператора, направившего уведомление;

3. иные сведения и материалы, находящиеся в распоряжении оператора, в том числе об источнике получения информации об инциденте, а также подтверждающие принятие мер по устранению последствий инцидента (при наличии).

Дополнительное уведомление должно содержать сведения:

1. о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента (информация о причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, и вреде, нанесенном правам субъектов ПДн, о дополнительно принятых мерах по устранению последствий соответствующего инцидента (при наличии), а также о решении оператора о проведении внутреннего расследования с указанием его реквизитов);

2. о лицах, действия которых стали причиной выявленного инцидента (при наличии) (фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица оператора с указанием должности (если причиной инцидента стали действия сотрудника оператора), фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица, действия которых стали причиной выявленного инцидента, IP-адрес компьютера или устройства, предполагаемое местонахождение таких лиц и (или) устройств (если причиной инцидента стали действия посторонних лиц) и иные сведения о выявленном инциденте, имеющиеся в распоряжении оператора).

Уведомления направляются в произвольной форме в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа (на Портале персональных данных Роскомнадзора после прохождения процедуры идентификации и аутентификации с использованием ЕСИА (госуслуги) и при наличии ЭЦП).

При получении Роскомнадзором первичного уведомления в адрес оператора ПДн по электронной почте направляются номер и ключ уведомления, которые используются впоследствии при подаче дополнительного уведомления.

Роскомнадзор вправе направить запрос о предоставлении недостающих сведений и пояснений, которые должны быть представлены в течение 3 рабочих дней.

Приказ не устанавливает каких-либо последствий для оператора ПДн по итогам рассмотрения Роскомнадзором уведомлений об инцидентах, однако, можно предположить, что в определенных случаях может идти речь о привлечении оператора ПДн к административной ответственности по ч. 6 ст. 13.11 КоАП за «невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния» (штраф на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей).
Вывод: сам по себе Приказ Роскомнадзора является технической реализацией вновь закрепленной в законодательстве процедуры уведомления об инцидентах с персональными данными. В то же время законодательное закрепление такой процедуры увеличивает риски привлечения к административной ответственности операторов ПДн, в том числе НКО.
Федеральный закон от 14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
С 1 марта 2023 года также вступили в силу законодательные изменения, обязывающие всех операторов ПДн, намеревающихся осуществлять трансграничную передачу ПДн, направлять соответствующее уведомление в Роскомнадзор (ч. 3 ст. 12 ФЗ «О персональных данных»).
В соответствии со вступившим в силу с 1 декабря 2022 года Федеральным законом от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», контроль за деятельностью иностранных агентов урегулирован отдельным Постановлением Правительства РФ.

Государственный контроль осуществляется Минюстом России в форме плановых и внеплановых проверок.

В рамках осуществления государственного контроля должностные лица Минюста России вправе:

а) запрашивать у органов управления юридических лиц распорядительные документы;

б) запрашивать у органов публичной власти, кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности контролируемых лиц;

в) направлять своих представителей для участия в проводимых иностранными агентами мероприятиях;

г) проводить проверки;

д) выдавать обязательные для исполнения предписания.

Плановые проверки иностранных агентов проводятся Минюстом России не чаще, чем 1 раз в год (план проверок утверждается не позднее 1 ноября).

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным 255-ФЗ.

О проведении плановой проверки контролируемое лицо извещается не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала, о внеплановой проверке – за 24 часа до ее начала. Срок проведения проверки не превышает 20 рабочих дней (в случае проведения проверки на основании заявления об исключении из реестра иностранных агентов – 50 календарных дней).

По результатам проверки составляется акт, копия которого в течение 3 рабочих дней направляется контролируемому лицу.

По итогам государственного контроля Минюстом России могут приниматься следующие меры:

  • выдача обязательных для исполнения предписаний;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • направление в суд заявления о ликвидации юридического лица;
  • направление иностранному агенту мотивированного решения о запрете заявленной для осуществления программы (ее части).

Действия Минюста России по осуществлению государственного контроля за деятельностью иностранных агентом могут быть обжалованы в досудебном порядке (путем направления жалобы в Минюст России – рассматривается в течение 30 календарных дней) или в суде.
Вывод: новый порядок государственного контроля за деятельностью иностранных агентов не отличается от существовавших ранее механизмов контроля, фактически Постановлением Правительства РФ упорядочены прежде разрозненные нормы о контроле за деятельностью лиц, выполняющих функции иностранного агента (юридических лиц, незарегистрированных общественных объединений, СМИ, физических лиц).
Внесены изменения в действующий классификатор ОКВЭД 2, в частности, появились коды ОКВЭД, которые напрямую отражают деятельность некоммерческих организаций относительно цели их создания и направления видов деятельности.

Цели создания некоммерческих организаций обусловлены Гражданским кодексом РФ и специальными законами, регулирующими этот вопрос. В отличие от коммерческих юридических лиц, НКО не могут быть созданы с иными целями, отличными от тех, что закреплены законами. Кроме того, уставы организаций должны иметь закрытый перечень видов деятельности, которую будет вести НКО. По законодательству РФ каждому виду деятельности должен соответствовать определенный код ОКВЭД. В связи с этим очень важно иметь возможность подобрать для такой деятельности соответствующий код. Ранее классификатор содержал в большинстве своем коды, подходящие только коммерческим юридическим лицам и ИП, на долю НКО приходилось очень маленькое количество кодов, которые они могли бы использовать. В большинстве кодов в расшифровке указывалась такая деятельность, которая по смыслу противоречила целям создания НКО. Помимо этого, виды деятельности, осуществляемые некоммерческой организацией, за счет которых она признавалась бы социально ориентированной (ст. 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»), в классификаторе фактически полностью отсутствовали.

После обновления классификатора у некоммерческих организаций появляется возможность выбрать коды, соответствующие как целям создания организации, так и видам деятельности. Новые коды достаточно конкретно отражают суть некоммерческих организаций как таковых, их расшифровка позволяет сопоставить деятельность в Уставе с ее «числовым обозначением». Таким образом, у НКО появляется возможность «закрыть» кодами если не все, то значительную часть видов деятельности, которые ею осуществляются. Кроме того, наличие у организации правильно отражающих суть кодов в выписке из ЕГРЮЛ позволит повысить прозрачность деятельности НКО для государственных органов, а при издании правовых норм, касающихся льгот некоммерческих организаций, органы власти смогут ориентироваться в том числе на наличие определенных кодов, которые показывают и социальную ориентированность организаций, и их принадлежность к некоммерческому сектору в целом.

Значительно улучшается ситуация у благотворительных организаций в связи с появлением кода, четко отражающего суть создания таких НКО в рамках Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Кроме того, у специализированных организаций управления целевым капиталом появляется свой код, которого до этого не было. За счет таких существенных изменений теперь возможен учет таких организаций.

Введены новые коды ОКВЭД:

  • 64.99.21 - Деятельность по сбору благотворительных пожертвований в денежной форме;

Эта группировка не включает:

- деятельность по сбору благотворительных пожертвований в натуральной форме, см. 88.99.

  • 64.99.22 - Деятельность по формированию целевого капитала некоммерческих организаций.

  • 94.99.1 – Деятельность правозащитных организаций.

Эта группировка включает:

- деятельность правозащитных организаций, направленная на укрепление и развитие институтов гражданского общества, на защиту прав и свобод человека, таких как гражданские инициативы, и публичные мероприятия, и т.д.

  • 94.99.92 – Деятельность организаций по охране окружающей среды.

Эта группировка включает:

- деятельность организаций по защите окружающей среды и животных, природоохранных организаций и организаций по защите живой природы, с целью продвижения защиты окружающей среды посредством распространения информации и т.д.

  • 94.99.93 – Деятельность организаций по защите особых групп населения.

Эта группировка включает:

- деятельность организаций по защите и улучшению положения особых групп населения, таких как инвалиды, этнические группы и меньшинства, посредством общественного образования, поддержки местной общественности, социальной деятельности и т.д.

- деятельность организаций по развитию межнационального сотрудничества, сохранению и защите самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

- деятельность организаций по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

  • 94.99.4 – Деятельность организаций по улучшению гражданского населения и поддержке общественности прочая.

Эта группировка включает:

- деятельность организаций с целью содействия решению общественных проблем посредством распространения информации и т.д.;

- деятельность объединений патриотического направления, в том числе военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, включая объединения ветеранов войны;

- проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

- деятельность по увековечению памяти жертв политических репрессий;

- прочую деятельность организаций для поддержки общественной, социальной и образовательной деятельности.

  • 94.99.5 – Деятельность молодежных объединений.

Эта группировка включает:

- деятельность молодежи и детей;

- деятельность студенческих объединений и клубов;

Эта группировка не включает:

- деятельность по предоставлению жилья, осуществляемую студенческими общежитиями, см. 55.90.

  • 94.99.6 – Деятельность организаций по проведению культурных и развлекательных мероприятий.

Эта группировка включает:

- деятельность клубов по проведению культурных и развлекательных мероприятий, таких как поэтические, литературные кружки, клубы любителей книги, любителей истории, садоводства, клубы кино- и фотолюбителей, клубы любителей музыки и живописи, любителей ремесел, коллекционеров, карнавальные клубы и т.д.

Эта группировка не включает:

- деятельность профессиональных художественных групп и организаций, см. 90.02;

- деятельность спортивных клубов, см. 93.12.

  • 94.99.7 – Деятельность по предоставлению субсидий и грантов некоммерческими организациями.

Эта группировка включает:

- деятельность по предоставлению стипендии или пособия организациями или фондами, в основном, для финансирования деятельности, связанной с образованием, научными исследованиями или общими общественными, или социальными интересами.

Эта группировка не включает:

- предоставление кредита, см. 64.19, 64.92.

  • 94.99.9 – Деятельность прочих общественных и прочих некоммерческих организаций, кроме религиозных и политических организаций, не включенных в другие группировки.

Эта группировка включает:

- деятельность объединений автомобилистов;

- деятельность обществ потребителей;

- деятельность объединений, создаваемых с целью установления социальных контактов, таких как клуб деловых людей и т.д.;

- деятельность объединений домовладельцев и объединений жильцов (за исключением защиты общественных интересов);

- деятельность организаций, направленная на достижение общественных благ, не включенная в другие группировки.

Эта группировка не включает:

- деятельность профессиональных объединений, см. 94.12.
Вывод: изменения носят положительный характер и влияют на НКО, потому что адаптация кодов ОКВЭД для некоммерческих организаций позволит подбирать коды, в наибольшей степени отражающие суть создания таких организаций и видов деятельности, присущих исключительно НКО. Кроме того, при определении дополнительных льгот у государства будет возможность ориентироваться в том числе на статистические данные, получаемые при сборе информации относительно кодов классификатора.
Законом дополнен пункт 12 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» новыми абзацами 2 и 3 следующего содержания:

«Информационная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории и органами местного самоуправления путем оказания услуг по предоставлению вычислительных мощностей для функционирования информационной системы социально ориентированной некоммерческой организации и (или) содействия в оказании таких услуг. В целях обеспечения доступа пользователей к информации, размещаемой на официальном сайте социально ориентированной некоммерческой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, может оказываться информационная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям в форме содействия в создании официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) обеспечении их функционирования путем использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Информационная поддержка, указанная в абзаце втором настоящего пункта, предоставляется некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Порядок осуществления информационной поддержки, указанной в абзаце втором настоящего пункта, определяется Правительством Российской Федерации.».

Таким образом, в порядке, который должен быть определен постановлением Правительства РФ, Роскомнадзор наделен полномочиями по содействию СОНКО (включенным в соответствующий реестр Минэкономразвития России) в техническом создании своих официальных сайтов через ЕСИА (портал госуслуг).
Вывод: предлагаемые изменения представляются положительными, поскольку помогут СОНКО, не обладающими достаточными средствами и ресурсами для разработки собственного сайта, создать его для осуществления своей уставной деятельности. В то же время, реализация данной инициативы во многом будет зависеть от содержания подзаконных актов, принятых в ее развитие.
Приказом внесены изменения в формы отчетов ОН0001 (о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников), ОН0002 (о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников), ОН0003 (об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных источников). Изменения коснулись наименований иностранных источников в связи со с вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Формы ОН0001 и ОН0002 отныне включают следующий перечень иностранных источников:

1) целевые поступления от иностранных государств;

2) целевые поступления от органов публичной власти иностранных государств;

3) целевые поступления от международных и иностранных организаций;

4) целевые поступления от иностранных граждан;

5) целевые поступления от лиц без гражданства;

6) целевые поступления от иностранных структур без образования юридического лица;

7) целевые поступления от лиц, уполномоченных источниками, указанными в пунктах 1) – 6).

В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:

  • уполномоченное лицо (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии));
  • уполномочивающее лицо (название государства/органа публичной власти/международной (иностранной) организации/ иностранной структуры без образования юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) иностранного гражданина/лица без гражданства).

8) целевые поступления от лиц, уполномоченных гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, получающими денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пунктах 1) – 7), либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных общества с государственным участием и их дочерних обществ).

В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:

  • уполномоченное лицо (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии)),
  • уполномочивающее лицо/лицо, действующее в качестве посредника (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина Российской Федерации/наименование Российского юридического лица),
  • источник получения денежных средств (или) иного имущество от источников, указанных в пунктах 1) – 8).

9) целевые поступления от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства;

10) целевые поступления от лиц, находящихся под влиянием источников, указанных в пунктах 1) – 9)

В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:

  • лицо, находящееся под иностранным влиянием (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии)),
  • иностранный источник.

В форме ОН0003 не планируется приводить перечень источников, признаваемых иностранными, в отдельных подпунктах формы, общественным объединениям необходимо будет самостоятельно указывать релевантные источники в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Вывод: изменения, внесенные в формы отчетности НКО носят технический характер и направлены на приведение их в соответствие с изменениями законодательства в части перечня иностранных источников.
Законом внесены изменения в ст. 20.29 КоАП РФ – «Производство и распространение экстремистских материалов».

Действие статьи расширено и отныне предполагает административную ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, не только включенных в соответствующий список Минюста России, но и любых других экстремистских материалов.

Это означает, что при распространении тех или иных материалов, например, через свой сайт, НКО должна не только сверяться с Федеральным списком экстремистских материалов (а они туда включаются на основании решения суда после проведения соответствующих экспертиз), но и самостоятельно оценивать распространяемые материалы на предмет их соответствия понятию экстремистских, закрепленному в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Следует напомнить, что наказание по ст. 20.29 КоАП РФ установлено в виде штрафа от 100 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
Вывод: вступившие в силу законодательные изменения могут существенно осложнить деятельность НКО, предполагающую распространение материалов для неограниченного круга лиц, а также повышают риски привлечения НКО к административной ответственности.
Экстремистские материалы – предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы
Внесенные законом поправки связаны со вступившим в силу с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 02.07.2021 №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (с последующими изменениями).

Напомним, что для НКО представляют интерес две нормы из ранее внесенных законодательных изменений:

1. Всю информацию о рекламе, которая размещена в интернете и которая направлена на российских потребителей, нужно передавать в Роскомнадзор через специального оператора рекламных данных, которые определены специальной комиссией.

Состав информации, которую необходимо передавать, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 №1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором».

Необходимо помнить, что ФЗ «О рекламе» не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так что обычные сообщения о деятельности или о мероприятиях, проводимых НКО без цели извлечения прибыли, не будут попадать и под нормы о передаче информации в Роскомнадзор. Кроме того, специально отмечено, что эти нормы не распространяются на операторов социальной рекламы.

2. Всю рекламу в интернете нужно сопровождать специальной пометкой и указанием на рекламодателя. Пометка должна в обязательном порядке содержать слово «реклама» и информацию о рекламодателе, наименование, адрес сайта или страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Новым законом в статью 14.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства о рекламе) введены новые части 15-17, предусматривающие административную ответственность за нарушения правил распространения рекламы в интернете.

Из новых норм для НКО-рекламодателей представляют интерес части 15 и 16 ст. 14.3 (ч. 17 предусмотрена для операторов рекламных данных):

«15. Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанностей по предоставлению информации или обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с законодательством о рекламе, либо нарушение установленных сроков исполнения такой обязанности, либо предоставление при исполнении такой обязанности неполной, недостоверной, неактуальной информации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

16. Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».

Таким образом, установлены существенные штрафы (от 200 000 до 500 000 рублей) за нарушения требований к передаче информации о рекламе в Роскомнадзор и сопровождению распространяемой рекламы специальным идентификатором.
Вывод: НКО, являющиеся рекламодателями, должны внимательно отнестись к соблюдению требований законодательства о рекламе и минимизировать риски привлечения к административной ответственности.
Для разъяснения законодательных требований в части рекламы принят Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2023 года №821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы».

В данном Приказе ФАС России разъяснило, что относится к рекламе, а также ее отличия от иных материалов.

По мнению ФАС, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку. В свою очередь, наличие факта размещения информации за плату не входит в перечень признаков рекламы, перечисленных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе».

Нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию, одежду осуществляется в рекламных целях, вместе с тем данная продукция может быть также использована и самим юридическим лицом (его сотрудниками) для собственных нужд при организации работы предприятия, непосредственном осуществлении своей деятельности. В таком случае информация, нанесенная на такую продукцию, не будет рассматриваться в качестве рекламы и на нее не будут распространяться требования Федерального закона «О рекламе». Соответственно, при предоставлении сотруднику юридического лица изготовленной сувенирной продукции (например, ручек) для использования в качестве канцелярских товаров, или спецодежды, униформы юридическое лицо не осуществляет функций по распространению рекламы, равно как и не передает такую продукцию сотрудникам в рекламных целях, однако обеспечивает организацию работы юридического лица. Однако распространение такой продукции среди неопределенного круга лиц, в том числе в качестве подарков контрагентам, потребителям, может являться основанием для признания таких акций по распространению как рекламы.

Информация, текст которой содержит указание на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта, позволяющие получателю такой информации воспользоваться услугами, оказываемыми конкретной организацией, является рекламой, поскольку указанные сведения индивидуализируют данную организацию и направлены на привлечение внимания к деятельности такой организации.

ФАС отметила, что совокупный анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О рекламе», а также Федерального закона «О некоммерческих организациях» позволяет сделать вывод о том, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к предпринимательской деятельности некоммерческой организации, а также к некоммерческой организации без конкретизации деятельности такой организации, при условии того, что такая некоммерческая организация осуществляет в том числе предпринимательскую деятельность.

Не относится к рекламе:

  • информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

  • информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

  • любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

  • информация о планируемых публикациях (анонсах), размещенная в средстве массовой информации, в котором планируется опубликование впоследствии заявленного в анонсе материала, или освещающая какие-либо вопросы, связанные с изданием или реализацией такого средства массовой информации (например, о сроках подписной кампании или о местах реализации газеты, журнала);

  • размещённые в печатных изданиях, теле- и радиопрограммах, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» различные статьи, теле-, радио-, видео- и аудиопередачи, аудиовизуальные произведения и иные информационные материалы, не формирующие интереса к какому-либо товару;

  • информация, содержащая одинаковый набор сведений об организациях и производимых или реализуемых ими товарах (оказываемых услугах), сгруппированная по определенным рубрикам, размещенная на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», представляющем собой каталог;

  • единообразная информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на сайте владельца агрегатора информации о товарах (услугах), а также страницах владельца агрегатора информации о товарах (услугах) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, и сгруппированы по определенным рубрикам, разделам, категориям;

  • информация о производимых товарах (оказываемых услугах, организуемых выставках и подобных мероприятиях), размещённая на официальном сайте производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги, организатора таких мероприятий), на страницах производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги, организатора таких мероприятий) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров (услуг, организуемых мероприятиях), условиях их приобретения (участия в них), ценах и скидках, правилах пользования (участия);

  • информация о реализуемых товарах разных производителей, размещённая на официальном сайте продавца данных товаров, на страницах продавца данных товаров в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте реализуемых товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования;

  • отзывы покупателей о товарах, размещенные в специальных разделах.

В отдельных случаях, когда размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях, или в приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о контрагентах (партнерах) данной компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т.п.), такая информация может быть признана рекламой, и на такую информацию распространяются требования Федерального закона «О рекламе». Кроме того, может быть признана рекламой размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги, организатора таких мероприятий) или продавца товаров, в официальном приложении для мобильных устройств информация об иных хозяйствующих субъектах, если такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам, а не деятельности указанных производителя или продавца.

При этом размещение на официальном сайте компании или мероприятия информации о спонсорах/партнерах с изображением товарных знаков (логотипов) таких спонсоров/партнеров в специальном разделе сайта, посвященном описанию именно спонсоров/партнеров, не является рекламой, если размещенная информация не формирует интерес непосредственно к спонсорам, и они не являются самостоятельными объектами рекламирования.

Требования, установленные для распространения рекламы в сети Интернет, вызывают множество вопросов, в связи с чем, ФАС России ранее было подготовлено письмо, а также размещены разъяснения на официальном сайте.
Вывод: приказ ФАС России очень полезен для НКО, поскольку позволяет разобраться во многих вопросах, связанных с отнесением той или иной информации к рекламе.

Следует напомнить, что 16 октября 2023 года ФАС России размещен для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», которым предлагается на законодательном уровне определить, что не считается рекламой, а также закрепить механизм выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства о рекламе.
В настоящее время в п. 1 ст. 7 закона (129-ФЗ) закреплено, что по общему правилу предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП является платным. Внесенные законодательные изменения предполагают упрощение процедуры получения копий уставов юридических лиц в форме электронного документа. После вступления в силу законодательных изменений предоставление такой копии будет происходить на бесплатной основе. Любое заинтересованное лицо сможет запросить электронную копию устава конкретного юридического лица.
Вывод: внесение изменений позволит сократить бумажный документооборот и снизить затраты запрашивающих устав лиц. Также необходимо учесть, что общедоступность уставов, с одной стороны, будет способствовать информационной открытости НКО, с другой – потребует более внимательно относиться к вопросу актуализации уставов в соответствии с изменяющимся законодательством.
Законом закреплены два важных нововведения.

1. Статья 1 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» дополняется нормой о том, что:

1) органы публичной власти,

2) организации всех форм собственности, а также их должностные лица,

3) физические лица независимо от их гражданства или отсутствия такового

при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента. 18 ограничений, связанных со статусом иностранного агента перечислены в ст. 11 255-ФЗ. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов (далее – законодательство об иностранных агентах).

Таким образом, предполагается, что ответственность за соблюдение этих ограничений несет как сам иностранный агент, так и любые лица, которые в той или иной степени своими действиями или бездействием могут способствовать тому, что эти ограничения и запреты не соблюдаются. Например, руководитель НКО будет нести ответственность, если в просветительском мероприятии для детей будет принимать участие иностранный агент, понесет ответственность директор школы, который при приеме на работу (договоре оказания услуг) лица, не сверится с реестром иностранных агентов, а должностное лицо, которое допустило участие иностранного агента, например, в общественной экологической экспертизе тоже будет наказано.

2) Закон существенно расширяет категорию субъектов государственного контроля в части соблюдения законодательства об иностранных агентах. Так, переименовывается статья 10 ФЗ №255. Вместо «Государственного контроля за деятельностью иностранных агентов» статья будет называться «Государственный контроль за соблюдением законодательства об иностранных агентах». Также эта статья дополняется нормой о том, что при поступлении информации о том, что лицо своими действиями (бездействием) способствует нарушению иностранным агентом законодательства об иностранных агентах, Минюст, его территориальные управления и их должностные лица имеют право вынести такому лицу (должностному лицу) предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Это означает, что лицо, допустившее нарушение иностранным агентом установленных для него запретов, должно исправить ситуацию и вернуть свою деятельность в законное русло.

Одновременно принят и связанный с этим Федеральный закон от 24.07.2023 № 364-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 04.08.2023).

Принятый закон устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства об иностранных агентах.

Для этого в статью 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль) введена новая часть 42:

«42. Невыполнение в установленный срок законного предписания либо предупреждения органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.».
Вывод: принятые законодательные изменения существенно повышают для НКО риски привлечения к административной ответственности, поскольку НКО будут вынуждены проверять своих работников и контрагентов по реестру иностранных агентов Минюста России, который в настоящее время обширный и крайне неудобен в использовании.
Суть внесенных законодательных изменений состоит в том, чтобы уравнять сроки представления НКО и коммерческими организациями и ИП информации об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если не установлено иное, юридические лица обязаны в течение 7 рабочих дней сообщать в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу) об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В то же время, ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязывали общественное объединение и иные некоммерческие организации информировать орган, принявший решение об их государственной регистрации (Минюст России и его территориальные органы), об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (за исключением сведений о полученных лицензиях), в течение 3 дней с момента таких изменений.

Теперь такое противоречие устранено, и для НКО также установлен семидневный срок представления в Минюст таких сведений.
Вывод: внесенные изменения носят положительный характер для НКО, поскольку сокращают риски привлечения их к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП, возникающие из-за сложности принятия соответствующих управленческих решений в некоторых НКО, отсутствие штатного юриста или бухгалтера, и позволяют в более спокойном режиме исполнить требования законодательства в части информирования Минюста России об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (адрес, руководитель, ОКВЭД).
В соответствии с законом №409-ФЗ внесены следующие изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

  • пункт 5 статьи 13.2 (Уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации) дополнен новым предложением о том, что сведения, включаемые в уведомление о создании на территории РФ филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации (ИНКО), должны быть размещены на сайте Минюста России;
  • п. 7 ст. 13.2 дополнен новым основанием для отказа филиалу или представительству ИНКО во внесении в соответствующий реестр: если ранее внесенные в реестр филиал или представительство ИНКО в течение 3 лет, предшествующих дню представления уведомления, были исключены из реестра в связи с нарушением законодательства РФ;
  • статья 30.1 изложена в новой редакции:

«Статья 30.1. Участие в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

1. Физические и юридические лица могут участвовать в деятельности иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о филиале или представительстве такой организации в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

2. В состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.».

Реестр филиалов и представительств ИНКО размещен на сайте Минюста России (для появления полного списка зарегистрированных филиалов и представительств необходимо нажать «Новый поиск»).

Изменения внесены в целях недопущения участия граждан РФ в деятельности на территории РФ филиалов или представительств ИНКО, не прошедших установленные законом регистрационные процедуры в Минюсте России.

Законом №412-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) введена новая статья 19.34.2 следующего содержания:

«Статья 19.34.2. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций

1. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.».

Таким образом в КоАП введена норма об административной ответственности за участие в деятельности на территории РФ ИНКО, не зарегистрированной в установленном порядке Минюстом России, и привлечение лица к административной ответственности по данной статье дважды в течение года будет служить основанием для привлечения его уже к уголовной ответственности.

Возбуждение административных дел по проектируемой статье предлагается отнести к компетенции прокуроров, а рассмотрение дел – судьям районных судов.

Законом №413-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 330.3 следующего содержания:

«Статья 330.3. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций

1. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций лица, привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.34.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях два раза в течение одного года, или лица, имеющего судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей, или статьей 284' настоящего Кодекса -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо принудительными работами на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

2. Организация деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций -

наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности по данной статье, если оно добровольно прекратило участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, и если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.».

Таким образом, установлена уголовная ответственность для лиц, участвующих (ч. 1 статьи) в деятельности на территории РФ филиалов или представительств ИНКО, которые в установленном законом порядке не зарегистрированы Минюстом России, при условии, что для привлечения физического лица к уголовной ответственности оно должно быть ранее дважды в течение года привлечено к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение (ст. 19.34.2 КоАП - Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) или уголовной ответственности (по ст. 284.1 УК РФ - Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности). При этом, привлечение к уголовной ответственности за организацию (ч. 2 статьи) деятельности такого филиала или представительства ИНКО не требует зафиксированного факта привлечения лица к административной ответственности ранее.

Следует отметить, что понятия «участия» и «организации» в уголовном законодательстве не определены, они являются оценочными. В качестве «участия» может быть расценено даже присутствие на мероприятии, организованном на территории РФ, незарегистрированным филиалом или представительством ИНКО. Участие в деятельности ИНКО за пределами РФ не охватывается составом преступления, предусмотренного проектируемой статьей 330.3 УК РФ.

Подведомственность уголовных дел по новой ст. 330.3 УК РФ отнесена к полномочиям Следственного комитета РФ.
Вывод: принятыми законодательными изменениями фактически запрещено любое участие в деятельности на территории РФ незарегистрированных в установленном порядке филиалов или представительств ИНКО, установлена административная и уголовная ответственность за организацию и участие в их деятельности.
Об ЭЦП
Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 04.08.2023, за исключением некоторых положений, для которых предусмотрены иные сроки).
Законом расширена возможность использования электронных цифровых подписей (далее – ЭЦП), выданных на территории иностранных государств. Исключение составляет взаимодействие при помощи ЭЦП в информационных системах, операторами и владельцами которых являются государственные органы и органы местного самоуправления, Центробанк.

Кроме того, законом дополняется перечень юридических лиц, имеющих возможность получить ЭЦП. С 1 сентября 2023 года руководитель филиала, представительства иностранного юридического лица, вправе получить ЭЦП в удостоверяющем центре федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц (ФНС). Вместе с тем, этим же законом дополняется статья о предоставлении документов для выдачи ЭЦП, где говорится, что при получении ЭЦП филиалом, представительством иностранного юридического лица должен быть представлен номер записи об аккредитации, что может ограничить получение ЭЦП руководителями филиалов, представительств, не находящихся в реестре аккредитованных лиц.

Дополнительно законом устанавливаются изменения в сроках использования ЭЦП сотрудниками организации. Так, сотрудник организации, не являющийся лицом, действующим без доверенности, получивший ЭЦП в аккредитованном Минцифры России центром до 31 августа 2023 года, имеет право пользоваться такой подписью без машиночитаемой доверенности до 31 августа 2024 года.
Вывод: изменения носят положительный характер для НКО, чьим сотрудникам необходимо иметь ЭЦП для сдачи отчётности, ведения документации и т.д.
Принятым законом внесены изменения в целый ряд федеральных законов.

Основная суть принятых поправок заключается в передаче полномочий Правительства РФ профильным министерствам и ведомствам по нормативно-правовому регулированию в сферах их компетенции.

В-частности, в статье 16.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» отныне закреплено, что требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядок их установки и использования, а также порядок извлечения собранных благотворительных пожертвований будет определять на само Правительство РФ, а уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Предположительно, эти полномочия будут делегированы Минюсту России.

Аналогичные изменения внесены и в отношении частичной передачи полномочий Правительства РФ Росфинмониторингу, Минобразования, Минспорта, Минкультуры и др.
Вывод: сами по себе принятые законодательные изменения никаких последствий для НКО не несут, однако последующее изменение уже министерствами и ведомствами установленных в настоящее время требований может сказаться на деятельности НКО.
Законом закреплено право (а не обязанность, как в действующей на сегодняшний день редакции закона) НКО иметь печать. В отличие от коммерческих организаций (которые еще в 2015 году получили возможность отказаться от печати) НКО на сегодняшний день обязаны иметь печать. С 1 июня 2024 года наличие печати для НКО станет добровольным, а сведения о том, что у организации есть печать с полным наименованием этой НКО на русском языке, будут отражаться в уставе организации.

Таким образом, включая в устав норму о наличии печати, организация добровольно возложит на себя обязанность изготовить печать. Тем организациям, в уставах которых на сегодняшний день сведений о печати нет, хотя сама печать изготовлена и используется, нужно будет внести в устав изменения.

Важно также понимать, что отсутствие печати у организации требует усиленного внимания со стороны контрагентов таких организаций. Поэтому юристы рекомендуют при заключении договора с организацией, действующей без печати, обязательно проверить такую организацию по ЕГРЮЛ и удостовериться, что организация является действующей, а лицо, заключающее договор, вправе совершать такие действия.
Вывод: принятые изменения представляются позитивными, поскольку позволят НКО самим выбирать более предпочтительный способ идентификации собственных документов. Это позволит сократить издержки НКО на изготовление печатей.
Внесен ряд законодательных изменений в части регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности:

  • устранены ранее существовавшие неточности в понятийном аппарате;

  • добавлены новые цели благотворительной деятельности:

«участие в проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества;

оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности»;

  • расширен перечень участников благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности – добавлены ассоциации (союзы) добровольческих (волонтерских) организаций, ресурсные центры добровольчества (волонтерства) и добровольческие (волонтерские) организации;

  • изменено определение организатора добровольческой (волонтерской) деятельности: вместо некоммерческих организаций в качестве таковых смогут выступать любые юридические лица. Таким образом, в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности смогу выступать и коммерческие организации. Это подтверждается и установленным в законе запретом на оказание государственной финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями;

  • закреплено определение ресурсного центра добровольчества (волонтерства): «некоммерческая организация в форме общественной организации, учреждения, ассоциации (союза), общественно полезного фонда или автономной некоммерческой организации, которая оказывает комплекс информационных, консультационных, методических услуг участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, а также способствует развитию инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности»;

  • закреплено право добровольца (волонтера) на оплату расходов на оказание медицинских услуг, если получение медицинских услуг необходимо в соответствии с требованиями к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, установленными законодательством Российской Федерации, оплату расходов на обучение по дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, если обучение по таким программам является обязательным условием выполнения добровольцем (волонтером) определенных видов добровольческой (волонтерской) деятельности;

  • закреплено право добровольца (волонтера) на получение в порядке, определяемом Правительством РФ, нагрудного знака за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности;

  • расширены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по утверждению требований к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, установленными законодательством Российской Федерации;

  • в перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ включены предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства), определение некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства), создание ее инфраструктуры и оказание поддержки (финансовое, материальное и кадровое обеспечение);

  • полномочия органов местного самоуправления дополнены правом формирования координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), а также предоставлением сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства);

  • конкретизированы формы господдержки добровольческой (волонтерской) деятельности:

1) финансовая поддержка, в том числе предоставление грантов и субсидий;

2) организационная поддержка;

3) информационная поддержка;

4) консультационная поддержка;

5) имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений в безвозмездное пользование;

6) методическая поддержка.

В Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» введено определение ресурсного центра поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, и закреплено их право оказывать поддержку СОНКО.
Вывод: несмотря на ряд позитивных изменений с сфере регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности, некоторые изменения представляются спорными. В частности, это закрепление возможности коммерческих организаций выступать в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, поскольку это вступает в противоречие с целью создания коммерческих организаций – извлечение прибыли (ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ) и принципом бескорыстности и безвозмездности добровольческой (волонтерской) деятельности (ст. 1 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»). Право организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления (новая редакция пп. 1 п. 1 ст. 17.2 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») вступает в противоречие с новым п. 4 ст. 17.4, устанавливающим, что не допускается оказание финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями. Таким образом, принятые законодательные изменения возможно будут нуждаться в дополнительной проработке с учетом последующей правоприменительной практики.
Приказом дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, на основании которых определяется частота и характер проведения контрольно-надзорных мероприятий Роскомнадзора.

Так, в качестве индикатора риска дополнительно закреплено «установление контролирующим органом трех и более фактов несоответствия информации, указанной контролируемым лицом в уведомлениях, подлежащих направлению в контролирующий орган в соответствии с частью 3 статьи 12 и частью 1 стать 22 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», сведениям, размещенным на принадлежащем такому контролируемому лицу сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

Это означает, что в случае выявления трех и более фактов несоответствия информации, направленной оператором персональных данных в Роскомнадзор в составе уведомлений о намерении осуществлять обработку ПДн и намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн, той информации, которая содержится в опубликованной на сайте оператора ПДн политике обработки ПДн, Роскомнадзор получает право инициировать внеплановую проверку.

Выявить такое несоответствие Роскомнадзор может в ходе проверочных мероприятий без взаимодействия с оператором персональных данных.
Вывод: во избежание рисков внеплановых проверок, некоммерческим организациям следует внимательно следить за актуальностью сведений, направленных в качестве обязательных уведомлений в Роскомнадзор, а также своевременно вносить изменения в политику обработки персональных данных, размещаемую на своем сайте.
О занятости
Федеральный закон от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.01.2024, за исключением некоторых положений, вступающих в силу позднее).
Закон принят в целях замены действующего на настоящий момент Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В отличие от действующего закона новый закон включает статью с понятийным аппаратом. Скорректирован перечень граждан, считающихся занятыми. В частности, в действующей редакции занятыми считаются только проходящие обучение по очной форме. Новый закон уточняет, что занятыми гражданами являются обучающиеся по любым программам профессионального образования. Кроме того, уточнено, что занятыми могут быть признаны только учредители (члены) корпоративных коммерческих организаций, учредители и члены НКО полностью исключены.

Новая редакция статьи «Занятые граждане» не решает вопрос о признании руководителя некоммерческой организации, осуществляющего свои функции на общественных началах, безработным. Соответствующая норма вступающего в силу закона полностью повторяет норму действующего федерального закона.

В новом законе в новой редакции изложена статья, регламентирующая обязанность работодателей, в частности, некоммерческих организаций, по информированию государственной службы занятости. В перечень информации, о которой нужно будет посылать сведения, дополнительно включен временный перевод (либо его изменение и отмена) работников на дистанционную работу в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством – эти сведения нужно будет представлять в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Таким образом, перечень информации становится открытым, Правительство РФ сможет устанавливать обязанность работодателей представлять в службы занятости иные сведения, кроме перечисленных в законе.

Сведения о применении в отношении работодателя процедур несостоятельности (банкротства) нужно будет представлять в течении 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий, а не ежемесячно, как в действующем законе.

Сведения о новых рабочих местах или закрытии вакансии нужно будет представлять в течение 5 рабочих дней со дня появления информации, а не ежемесячно, как в действующем законе.

При этом при отсутствии событий, о которых необходимо информировать службы занятости, никакие сведения представлять не нужно.

Новый закон исключает возможность предоставления работодателями информации в письменной форме, информирование возможно только путем размещения сведений на единой цифровой платформе или иных информационных ресурсах, определяемых Правительством РФ.
Вывод: с одной стороны, принятие нового закона о занятости позволит информировать службы занятости не в соответствии с определенным графиком, а при наличии соответствующего события, что снизит риски привлечения НКО к ответственности в этой сфере. С другой стороны, перечень обязательной к представлению информации расширяется. Важный для НКО вопрос о признании безработным руководителя некоммерческой организации, действующего на общественных началах, также оставлен без решения.
Законом внесен ряд изменений в действующее законодательство по вопросам, связанным с учредителями НКО, в частности:

  • включение в ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях» дополнительного основания запрета для учредителей, участников, членов общественных объединений и НКО;
  • установление нового порядка выхода из состава учредителей НКО;
  • законодательное закрепление возможности исключения из состава учредителей фонда и АНО;
  • возвращение в ЕГРЮЛ сведений об учредителях НКО;
  • варианты разрешения проблемной ситуации, в которой АНО с единственным учредителем остается «обезглавленной» (в случае смерти/ликвидации учредителя).

Рассмотрим подробнее.

Расширен перечень субъектов, которых закон ограничивает в возможности создать общественное объединение или некоммерческую организацию. Таковыми теперь также являются лица, включенные в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Данная мера представляется закономерной, учитывая ограничения, установленные для «нежелательных» организаций законодательством.

Законом предусмотрен новый порядок регистрации добровольного выхода из состава учредителей НКО. Теперь выходящий из состава учредитель некоммерческой корпорации, АНО или фонда должен направить сведения о своем выходе не в ФНС (как в ранее действовавшей редакции закона), а в территориальное управление Минюста. Как и ранее, выходящий учредитель направляет в организацию уведомление о своем выходе. В связи с возникшими в настоящее время сложностями правоприменительной практики ФНС по вопросу регистрации выхода учредителей НКО, передача рассматриваемого вопроса в ведение Министерства юстиции видится позитивным решением. Выход последнего или единственного учредителя, по-прежнему, не допускается.

Закон закрепляет возможность и основания исключения лиц из состава учредителей по решению высшего органа АНО или фонда. Действовавшая ранее редакция закона не закрепляла возможности исключения лиц из состава учредителей, что зачастую сильно затрудняло положение некоторых НКО, учредители которых по объективным обстоятельствам не могли принимать участие в управлении организацией. Новые нормы закона дают возможность исключения из числа учредителей АНО и фондов по решению высшего органа организации:

  • в случае смерти учредителя-физического лица
  • в случае признания учредителя-физического лица недееспособным
  • в случае признания учредителя-физического лица безвестно отсутствующим
  • в случае объявления учредителя-физического лица умершим
  • в случае ликвидации учредителя-юридического лица
  • в случае исключения учредителя-юридического лица из ЕГРЮЛ по решению ФНС.

Кроме того, в соответствии с законом в ЕГРЮЛ возвращаются сведения об учредителях НКО, которые стали пропадать из реестра с 2020 года, а к настоящему времени полностью исчезли. Это создает довольно много сложностей для НКО, поскольку достоверных сведений об учредителях организации больше нет в открытом доступе.
Вывод: в целом, внесенные законодательные изменения видятся позитивными, поскольку позволяют разрешить многие трудности, с которыми сталкиваются некоммерческие организации в настоящее время.
Минтруд дополнил перечень индикаторов риска еще двумя индикаторами, а именно:

«5. Среднее значение оплаты труда работника ниже минимального размера оплаты труда при соотношении размера фонда оплаты труда и количества работников у одного работодателя за квартал (за исключением случаев предоставления отпуска без сохранения заработной платы, отстранения от работы без сохранения заработной платы, установления сокращенной продолжительности рабочего дня (смены), сокращения тарифной ставки, оклада (должностного оклада);

6. Отсутствие кадровых изменений у одного работодателя за квартал при условии сокращения обязательных отчислений в Социальный фонд России на 50 процентов Индикаторы риска используются при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.».

Индикатор риска 5 может увеличить количество проверок некоммерческих организаций либо запросов к ним от Государственной инспекции труда, так как зачастую НКО заключают трудовые договоры на неполное рабочее время, соответственно, фактический размер заработной платы не превышает установленный в регионе МРОТ, хотя, по сути, законодательство не нарушено. Работодатели обязаны платить заработную плату не менее МРОТ за полное рабочее время, соответственно, при установлении, к примеру, 4-часового рабочего дня вместо 8-часового, заработная плата пропорционально уменьшается.

Индикатор риска 6 вряд ли окажет существенное влияние на работу НКО.
Вывод: внесенные изменения носят негативный характер для некоммерческих организаций, поскольку не учитывают специфику работы в НКО, зачастую характеризующуюся неполной занятостью работников, что может привлекать повышенный интерес контролирующего органа и увеличить число проверок со стороны трудовых инспекций.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →