Проект данного приказа был представлен Минюстом России для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы с 4 по 18 марта 2021 года под другим названием («О списке физических лиц, выполняющих функции иностранного агента») и с несколько иным содержанием. Данный проект так и не числится в качестве принятого документа, а текст, доработанный по итогам общественного обсуждения, не размещался, сведений о поступивших к нему замечаниях нет.
Суть принятого Приказа состоит в реализации положений статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее – Закон 272-ФЗ), которая была введена Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» (далее – Закон №481-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Закона 272-ФЗ, физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).
Определение политической деятельности (а точнее, сферы и формы ее осуществления) абсолютно идентично содержащемуся в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Изменение окончательного названия данного Приказа представляется странным, поскольку в ч. 3 ст. 2.1 Закона 272-ФЗ закреплена обязанность Минюста вести и размещать на своем официальном сайте в сети Интернет список физических лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента (далее – физлица-ИА). Законом 481-ФЗ также была введена возможность присвоения статуса выполняющих функции иностранного агента и общественным объединениям, которые функционируют без приобретения прав юридического лица (далее – незарегистрированные ОО-ИА), а на Минюст возложена обязанность ведения реестра таких незарегистрированных ОО-ИА. Во исполнение данной обязанности Минюстом России принят Приказ от 01.06.2021 №92 «Об утверждении порядка ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, порядка и сроков уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории Российской Федерации и форм документов, представляемых общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента» (Зарегистрирован 03.06.2021 № 63787). Таким образом, обязанность Минюста по ведению реестра незарегистрированных ОО, выполняющих функции иностранного агента, оформлена приказом о ведении такого реестра, а схожая по смыслу обязанность Минюста по ведению списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, урегулирована приказом не о ведении такого списка, а об утверждении документов, предусмотренных конкретной нормой закона.
Приказом утверждены:
- порядок подачи физическим лицом, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», заявления о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (приложение № 1);
- порядок уведомления физическим лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, о намерении после прибытия в Российскую Федерацию заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций иностранного агента (приложение № 2);
- порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (приложение № 3);
- порядок принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения, согласованного с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, об освобождении лиц (категорий лиц) от обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (приложение 4);
- порядок представления физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, отчета о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании (приложение № 5);
- форма отчета о деятельности физического лица, включенного в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, связанной с выполнением функций иностранного агента, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании (приложение № 6);
- форма ходатайства об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (приложение № 7).
От обязанности подавать заявление о включении в список физлиц-ИА освобождаются:
1) сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации по официальному приглашению;
2) иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;
3) иные лица по решению Минюста России, принятому в установленном им порядке по согласованию с ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны (приложение 4 к Приказу).
В соответствии с п. 2 утвержденного Порядка подачи физическим лицом заявления о включении в список физлиц-ИА (Приложение 1 к Приказу), оно должно быть представлено в Минюст «
в течение 10 рабочих дней со дня начала осуществления физическим лицом на территории РФ в интересах иностранного источника политической деятельности и (или) целенаправленного сбора сведений в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами РФ, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности». Данная формулировка не соответствует ч. 1 ст. 2.1 Закона 272-ФЗ, поскольку в ней отсутствует конкретизация характера сведений, сбор которых в интересах иностранного источника порождает обязанность подачи заявления о включении физического лица в список физлиц-ИА
(это сведения в области военной, военно-технической деятельности РФ). Также следует отметить, что упоминание о 10-дневном сроке для подачи заявления в проекте данного Приказа отсутствовало.
Заявление представляется в Минюст непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в электронной форме с использованием сети Интернет. В случае подачи заявления в электронной форме, оно должно быть подписано электронной подписью заявителя, т.е. физическому лицу предварительно необходимо оформить себе ЭЦП.
В заявление включаются: 1. сведения о заявителе (ФИО, дата рождения, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства/пребывания);
2. деятельность, осуществляемая на территории РФ (политическая деятельность или целенаправленный сбор сведений);
3. наименование или ФИО иностранного источника, в интересах которого осуществляется политическая деятельность или целенаправленный сбор сведений;
4. сведения об иностранных источниках и действующих в интересах иностранного источника гражданах РФ, российских организациях, оказывающих на физическое лицо воздействие, выражающееся в поддержке политической деятельности или целенаправленного сбора сведений (по каждому виду источника);
5. гарантия заявителя о достоверности представленных сведений;
6. форма представления заявления.
В рекомендуемом образце заявления, содержащемся в Порядке подачи заявления (приложение 1 к Приказу) также отсутствует конкретизация характера сведений, целенаправленный сбор которых осуществляется (а именно в области военной, военно-технической деятельности РФ), хотя на стадии проекта данное уточнение содержалось в тексте.
Физические лица, не являющиеся гражданами РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, но намеревающиеся после прибытия в РФ осуществлять политическую деятельность обязаны подать в Минюст соответствующее уведомление. Порядок подачи такого уведомления и его рекомендуемый образец утверждены в приложении 2 к Приказу. Такое уведомление должно быть подано не позднее чем за 1 месяц до дня прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ.
Примечательно, что порядок представления в Минюст уведомления иностранным гражданином или лицом без гражданства идентичен порядку представления заявления гражданином РФ, т.е. непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в электронной форме с использованием сети Интернет. В случае подачи уведомления в электронной форме, оно должно быть подписано электронной подписью заявителя. Однако, остается непонятным, как иностранный гражданин или лицо без гражданства может представить уведомление в Минюст непосредственно, если оно должно быть подано не позднее чем за 1 месяц до его прибытия в РФ. Что же касается электронного документа, подписанного ЭЦП, то остается надеяться, что Минюстом России учтены нормы ст. 7 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №63 «Об электронной подписи» о признании электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами, хотя упоминания об этом в тексте Приказа нет.
Перечень сведений, включаемых в уведомление иностранного гражданина или лица без гражданства, полностью идентичен перечню сведений, включаемых в заявление гражданина РФ.
Приложением 3 к Приказу закреплен Порядок ведения и размещения в сети Интернет списка физлиц-ИА. В Порядке (п. 9) закреплено, что основаниями для включения в список физлиц-ИА являются:
1. заявление;
2. уведомление;
3. документ, подтверждающий осуществление деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление или уведомление в порядке, установленном Приказом, поступившего от государственных органов;
4. документ, подтверждающий осуществление иностранным журналистом, аккредитованным в РФ, деятельности, деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, несовместимой с его профессиональной деятельностью журналиста, поступившего от государственных органов.
Включение физлица в список физлиц-ИА осуществляется не позднее чем через 10 рабочих дней со дня поступления в Минюст заявления, уведомления или документа от государственного органа. Основанием для исключения из списка является подтверждение прекращения осуществления деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента. Решение об исключении из списка принимается Минюстом в течение 60 дней со дня поступления соответствующего ходатайства (приложение 7 к Приказу) при подтверждении прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента. При этом, никаких разъяснений по поводу того, каким образом должно быть подтверждено прекращение такой деятельности, в тексте Приказа не содержится.
В случае изменения сведений, содержащихся в списке физлиц-ИА, физическое лицо может направить в Минюст сообщение, рекомендованный образец которого утвержден в приложении 3 к Приказу.
Приложением 4 к Приказу утвержден порядок согласования Минюстом с ФСБ, ФСО, СВР, Минобороны решений об освобождении лиц (категорий лиц) от обязанности подавать заявление о включении в список физлиц-ИА.
При поступлении в Минюст информации от государственных органов о лицах (категориях лиц), в отношении которых целесообразно принять решение об освобождении от обязанности подавать заявление о включении в список физлиц-ИА, Минюст готовит проект такого решения и направляет его на согласование в ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны, которые в срок, не превышающий 20 рабочих дней, направляют в Минюст документы о согласовании. Решение принимается Минюстом только в случае согласования всеми вышеуказанными органами. Если проект решения не согласован, то лица, в отношении которых рассматривался вопрос, должны подать заявление о включении в список физлиц-ИА.
Исходя из текста приложения 4 к Приказу, порядок согласования решений об освобождении лиц (категорий лиц) не распространяется на физических лиц, не являющихся гражданами РФ, постоянно проживающих за пределами РФ, т.к. речь идет исключительно о возможности освобождения от подачи заявления, но не уведомления.
Следует отметить, что приложение 4 к Приказу не содержит никаких указаний на публикацию Минюстом принятых решений об освобождении конкретных физических лиц или категорий лиц от необходимости подачи заявления.
В приложении 5 к Приказу урегулирован порядок представления физлицом-ИА отчета о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях и фактическом расходовании денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников.
Отчет по форме №ОИФ001, утвержденной приложением 6 к приказу, физлицо обязано представлять в Минюст не реже 1 раза в 6 месяцев (15 января и 15 июля). Он может быть представлен в Минюст непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо направляется в форме электронных документов с использованием сети Интернет, в т.ч. путем их размещения на информационных ресурсах Минюста.
Форма отчета ОИФ001 включает в себя сведения за отчетный период в объеме, идентичном объему сведений, включаемых в заявление (приложение 1 к Приказу) или в уведомление (приложение 2 к Приказу).
Ходатайство об исключении из списка физлиц ИА (приложение 7 к Приказу) включает в себя сведения о заявителе, просьбу об исключении из списка и заверение заявителя в достоверности сведений, содержащихся в ходатайстве.
Вывод: несмотря на то, что Приказ является технической реализацией обязанности Минюста по разработке нормативных актов в соответствии со ст. 2.1 Закона 272-ФЗ, в самом Приказе присутствуют положения, носящие спорный характер или не соответствующие нормам закона. Так, практически во всех утвержденных Приказом документах используется формулировка «целенаправленный сбор сведений», в то время как в Законе 272-ФЗ речь идет о «целенаправленном сборе сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации)». Также в тексте Приказа отсутствует указание на то, что перечень таких сведений должен быть утвержден отдельным ведомственным актом ФСБ России. Использование в Приказе такой некорректной по отношению к закону формулировки может ввести в заблуждение лицо, заполняющее данные документы.