Изменения, предлагаемые законопроектом:
1. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» дополняется новой статьей 29.1.
Она вносит изменения, предусматривающие учет Минюстом общественных объединений, функционирующих без приобретения прав юридического лица (далее – незарегистрированные общественные объединения), получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации. На такие общественные объединения предлагается распространить обязанности, предусмотренные для НКО, выполняющих функции иностранного агента (подача уведомления, сдача ежеквартальной финансовой отчетности по определяемым Минюстом формам, а также маркировка издаваемых/распространяемых материалов). Не совсем понятно, на какие счета незарегистрированные общественные объединения могут получать иностранное финансирование, поскольку они не имеют права открыть расчетный счет, не являясь юрлицами.
В уведомлении, подаваемом незарегистрированными общественными объединениями в Минюст, должны содержаться сведения о целях деятельности общественного объединения, его структуре, дате создания, территории, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность, об учредителях и (или) руководителях общественного объединения, об адресах для связи с руководящим органом общественного объединения, об источниках формирования денежных средств и (или) иного имущества, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности общественного объединения. К уведомлению прилагается копия устава общественного объединения.
Минюст будет обязан создать соответствующий реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. В случае выявления Минюстом незарегистрированного общественного объединения, не подавшего соответствующее уведомление, ведомство получает право включения его в реестр на основании собственного решения.
Не только само вышеуказанное общественное объединение законопроектом предлагается обязать маркировать издаваемые/распространяемые материалы, но и материалы, производимые и (или) распространяемые его учредителем, членом, участником, руководителем, или лицом, входящим в состав органа данного незарегистрированного общественного объединения также должны снабжаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения. Аналогичные изменения вносятся и в Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В случае прекращения осуществления незарегистрированным общественным объединением политической деятельности, оно имеет право подать заявление об исключении из реестра, а Минюст будет обязан провести проверку деятельности данного общественного объединения и в течение месяца со дня ее окончания принять решение об исключении. По всей видимости, подразумевается исключительно документарная проверка незарегистрированного общественного объединения, поскольку речь о выездной проверке не может идти, т.к. незарегистрированные общественные объединения не могут арендовать помещения ввиду невозможности оформления счета и ведения банковских расчетов.
Следует напомнить, что ранее Минюстом России уже предпринимались попытки закрепить в законодательстве нормы об учете незарегистрированных общественных объединений и подаче ими в Минюст уведомлений о своей деятельности, составе руководящих органов и финансировании, но они до настоящего времени так и не были приняты.
Исходя из существующего законодательного определения, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5).
В ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» уточняется, что решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Таким образом, под незарегистрированным общественным объединением следует понимать не просто группу граждан, объединившихся единожды и для решения конкретной проблемы, а должны присутствовать определенные элементы формализации (хоть и без государственной регистрации), т.е. это устойчивое объединение граждан, оформивших решение о создании общественного объединения, разработавших и утвердивших устав и сформировавших руководящие органы общественного объединения.
2. В Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 6 ст. 2) вносятся дополнения.По ним, посредничество в получении иностранного финансирования также является основанием для признания в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, при этом посредником может быть любое физическое или юридическое лицо.
В качестве посредника при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника признается российское физическое или юридическое лицо, которое осуществляет передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности на территории РФ.
При условии «размытости» определения «политической деятельности» в РФ, предлагаемая норма содержит в себе существенные предпосылки для произвольного ее толкования и применения на усмотрение должностных лиц Минюста, как это произошло с нормами ФЗ «О некоммерческих организациях» в части признания НКО «иностранными агентами».
В п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» также вносятся изменения, предполагающие, что не только сама некоммерческая организация, получившая статус «выполняющей функции иностранного агента» обязана маркировать издаваемые/распространяемые материалы, но и материалы, производимые и (или) распространяемые ее учредителем, членом, участником, руководителем, или лицом, входящим в состав ее органа управления также должны снабжаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такой НКО.
3. Предлагается разрешить руководителям территориальных органов Минюста продлевать своим решением до 45 дней (вместо существующих 20 с возможностью продления еще на 20) срок проверки любой НКО.
Продление возможно в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, производства сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований. Изменения вносятся в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», при этом коррелирующие поправки не предлагаются в Федеральный закон 26 декабря 2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующий сроки проверок. Таким образом, Минюст получает право продления в отношении НКО срока проверок большего, чем имеют другие органы государственного контроля;
4. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не смогут выдвигать кандидатуры в состав общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (изменения в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).
В настоящее время правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. В условиях неконкретности норм законодательства о признании НКО в качестве «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», предлагаемая норма существенно ограничивает возможность участия в мероприятиях общественного контроля представителей правозащитных, экологических и др. организаций, и создает некий «фильтр» для «отсеивания неугодных».
5. Запрещается распространение в СМИ без соответствующей маркировки информации об НКО, выполняющих функции иностранного агента, незарегистрированных общественных объединениях, выполняющих функции иностранного агента, и физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, за исключением информации, размещенной в официальных государственных реестрах.В соответствии с предлагаемыми изменениями, маркировке также подлежат материалы производимые/распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем, работником такой организации или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации (изменения в ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1
«О средствах массовой информации»). Таким образом, предлагается закрепить в законе, что любые материалы «иностранных агентов» (при условии законодательной неопределенности в процедуре признания их таковыми), не могут распространяться без соответствующей маркировки. На СМИ фактически накладывается дополнительная обязанность по проверке нахождения в соответствующих реестрах лиц (юридических, физических, незарегистрированных общественных объединений), чьи материалы они намереваются публиковать;
6. В Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вводится новая статья 2.1.
В ней предлагается законодательно закрепить возможность признания физического лица выполняющим функции иностранного агента вне зависимости от его гражданства или его отсутствия у него, если оно «осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (иностранный источник) политическую деятельность в сфере, целях и формах, определенных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 «Государственная измена» и 276 «Шпионаж» Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника российскими гражданами, организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ). В настоящее время такой перечень не определен и не опубликован. Физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, намеревающееся заниматься такой деятельностью, обязано еще до момента въезда в РФ подать соответствующее уведомление в Минюст (от подачи такого уведомления освобождаются дипломатические работники, иностранные аккредитованные журналисты, а также иные лица по решению Минюста).
Физические лица, признанные исполняющими функции иностранного агента, предлагается обязать 1 раз в полгода отчитываться в Минюст о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. В таком случае, контроль за доходами и расходами физических лиц будут осуществлять не только налоговые органы, но и Минюст.
Физические лица предлагается обязать указывать наличие у них статуса выполняющих функции иностранного агента при выполнении этих функций (по аналогии с маркировкой материалов юрлицами). При буквальном толковании данной нормы, все публикации (посты в социальных сетях, интервью в СМИ и т.д.) физического лица, которое может быть признано «исполняющим функции иностранного агента» при весьма спорных законодательных нормах, будет необходимо маркировать соответствующим образом.
7. Физические лица, признанные выполняющими функции иностранного агента, не могут быть назначены на должности в государственных органах и органах местного самоуправления, а также получить допуск к государственной тайне (ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»).
В настоящее время организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны (ст. 25 ФЗ «О государственной тайне») в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года №63
«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».
Вывод: Законопроект носит негативный характер, поскольку существенно ограничивает деятельность общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, а также создает для физических лиц, принимающих участие в их деятельности и деятельности зарегистрированных НКО, риски приобретения статуса «выполняющих функции иностранного агента» с установлением ограничений (например, по участию в институтах общественного контроля) и обязанностей (маркировка издаваемых/распространяемых материалов).