Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Март 2021 года
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
В соответствии с внесенными законодательными изменениями вдвое увеличены размеры штрафных санкций за административные правонарушения, предусмотренные ст. 13.11 КоАП РФ – «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных».

В статью 13.11 КоАП РФ введены новые части 1.1, 2.1, 5.1, вводящие повышенную ответственность за повторное совершение административных правонарушений:

- ч. 1 - Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

- ч. 2 - Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

- ч. 5 - Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Вывод: внесенные законом изменения носят негативный характер, поскольку существенно увеличивают размеры штрафных санкций за нарушения требований законодательства о персональных данных, выплата которых некоммерческими организациями в случае допущения таких правонарушений является практически невыполнимой задачей в связи с ограниченностью финансовых ресурсов и их целевым назначением, что может привести к ликвидации НКО.
Принятые постановления правительства
Постановлением продлено на 2021 год действие Постановления Правительства РФ от 24 июня 2020 года №915 «Об особенностях предоставления в 2020 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, продлевается действие решения о возможности предоставлении субсидий из региональных и муниципальных бюджетов юрлицам (кроме государственных и муниципальных) и ИП, которые претерпевают убытки из-за пандемии.

Перечень наиболее пострадавших отраслей экономики утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434.
Проекты федеральных законов
11 марта на рассмотрение Государственной Думы депутатом А.Л. Ветлужских и сенатором Е.Б. Алтабаевой внесен проект федерального закона №1127523-7 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Законопроект направлен на уточнение положений о заочном голосовании высших органов управления некоммерческих организаций.

Ранее в п. 4.1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» было внесено уточнение о том, что «Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам:

- образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

- утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).».

Законопроектом предлагается продлить такой порядок проведения заочных голосований и на 2021 год.

Вывод: законопроект носит положительный характер, поскольку еще на год предлагается продлить возможность решения существенных вопросов путем заочных голосований в условиях, когда распространение коронавирусной инфекции еще не прекращено и связанные с этим ограничения еще не сняты во многих субъектах РФ.
Данный законопроект является повторной инициативой внесения в КоАП норм об ответственности в сфере использования ящиков для сбора пожертвований: вначале 17.09.2020 был внесен законопроект №1022603-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», но 17.12.2020 он был отозван с одновременным внесением рассматриваемого законопроект.

В тексте внесенного законопроекта изменения коснулись вновь вводимой в КоАП статьи. Вместо статьи 19.38 (Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления) в новой редакции статья предлагается под номером 6.34 (Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность).

Итак, основной новеллой законопроекта является введение в КоАП новой статьи 6.34, предусматривающей ответственность за «Нарушение правил установки и использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований». Предлагаемая статья состоит из 2 частей:

«1. Установка и использование некоммерческой организацией, учредительным документом которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, ящика для сбора благотворительных пожертвований, с нарушением установленных законодательством требований -

влечет предупреждение наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения или без таковой, на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения или без таковой.

2. Установка и использование ящика для сбора благотворительных пожертвований от имени некоммерческой организации лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, на физических лиц - от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения».

Если к 1 части нареканий по ее логике и действию нет, то к тексту части 2 имеются сразу два существенных замечания:

1. Первое замечание скорее техническое. В тексте делается уточнение (выделено шрифтом) «2. Установка и использование ящика для сбора благотворительных пожертвований от имени некоммерческой организации лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности». Следует отметить, что в первой редакции законопроекта, который потом был отозван, такого уточнения не содержалось. Введение этого квалифицирующего признака «от имени некоммерческой организации» существенно сужает случаи практического применения данной статьи, т.к. для того, чтобы избежать наказания, правонарушителю остается незаконно использовать ящик для сбора пожертвований, всего лишь не прикрываясь при этом наименованием существующей или вымышленной некоммерческой организации. В таком случае отсутствует состав административного правонарушения. Для распространения административной ответственности на все случаи незаконного обогащения с использованием ящиков для сбора пожертвований необходимо вышеуказанное уточнение исключить.

2. Второе замечание носит концептуальный характер. В части 2 предлагаемой статьи 6.34 фактически речь идет об установлении административной ответственности за использование ящиков для сбора пожертвований теми, кто не имеет на это право. В соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» такое право использования принадлежит исключительно некоммерческой организации, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Мнения на счет того, кому принадлежит право осуществлять благотворительную деятельность расходятся: либо только тем организациям, устав которых написан в соответствии с ФЗ «О благотворительности» и в названии есть слово «благотворительный/благотворительная», либо и те организации тоже, у которых в названии нет указания на благотворительный характер их деятельности, в уставе не упоминается ФЗ «О благотворительности», но среди целей деятельности указаны одна или несколько видов деятельности, полностью или частично соответствующих перечню, приведенному в ст. 2 ФЗ «О благотворительности» (а он весьма широк!). Есть еще большая путаница в том, организации всех ли организационно-правовых форм могут осуществлять благотворительную деятельность, а неконкретность законодательных норм, отсутствие разъяснений налоговых органов и разнящаяся практика, не способствуют ясности в этом вопросе. Таким образом, законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение права, при том, что даже в кругу специалистов нет четкого понимания кому это право исключительно принадлежит. Если все эти вопросы трактуются максимально расширительно, то отпадает необходимость введения ч. 2 проектируемой ст. 6.34.

Данное изменение, по сравнению с первой редакцией законопроекта, существенно сокращает возможности привлечения к ответственности мошенников, пытающихся придать своей криминальной деятельности вид благотворительности, т.е. вводится дополнительный квалифицирующий признак, необходимый для квалификации действий в качестве административного правонарушения, при этом спектр действий лиц, наживающихся в сфере благотворительности, значительно шире.

Вывод: законопроект не достигнет той благой цели борьбы с мошенниками от благотворительности, для которой задумывался, без тщательной доработки.
Законопроектом предлагается дополнить определение иностранного источника (использующегося для признания в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) российскими юридическими лицами, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Предлагается запретить структурным подразделениям иностранной некоммерческой неправительственной организации указывать в качестве адреса регистрации жилое помещение. Вероятно, данная поправка обосновывается тем, что при регистрации организации в жилом помещении ее выездная проверка возможна только при согласии владельца жилого помещения и совместно проживающих с ним лиц (ст. 25 Конституции РФ).

В статье 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» предлагается закрепить, что некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в дополнение к своей отчетности обязаны будут ежегодно представлять в Минюст «заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об их исполнении или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились».

Структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций также будут обязаны включать в свои отчеты сведения об источниках получения денежных средств и иного имущества, о планируемом направлении денежных средств и иного имущества получателям указанных средств и имущества, не только о заявленных для осуществления и осуществляемых программах, но и об иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также информацию об их проведении или о том, что соответствующие мероприятия не проводились.

Предлагается закрепить, что сроки представления в Минюст аудиторского заключения структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций будет определяться Минюстом России (предлагаемые изменения в п 4 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В перечень оснований для проведения внеплановой проверки предлагается внести дополнение о том, что в отношении НКО она возможна в случае «поступления в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.». Таким образом, любое упоминание в деятельности НКО иностранной или международной организации, включенной в список нежелательных, позволяет Минюсту инициировать внеплановую проверку в отношении некоммерческой организации.

В пункте 12 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» предлагается закрепить дополнение, что не только структурное подразделение ИНКО, но российская некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, могут быть ликвидированы, если не выполнили решение Минюста о запрете осуществления программы (ее части).

Вывод: законопроект носит негативный характер, поскольку усложняет отчетность, вводит новый запрет для структурных подразделений ИНКО, а для российских НКО вводит новое основание для внеплановой проверки и новое основание для ликвидации.
Проекты ведомственных приказов
5 марта 2021 года истек срок общественного обсуждения разрабатываемого Минюстом России проекта ведомственного приказа «О реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента» (по состоянию на 29 марта 2021 не принят).
Проект приказа разработан в целях реализации норм Федерального закона от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», которым в Федеральный закон от 19 мая1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» была введена новая статья 29.1, предусматривающая учет общественных объединений, которые функционируют без приобретения прав юридического лица, получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

Суть проекта состоит в создании и ведении реестра незарегистрированных общественных объединений, получающих финансирование из иностранных источников и участвующих в политической деятельности. Следует отметить, что до внесения поправок 481-ФЗ, никакой учет общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, не велся.

Включение в реестр производится по 2 основаниям:

а) поступление в Минюст уведомления от самого незарегистрированного общественного объединения;

б) поступление в Минюст документов от государственных органов, подтверждающих получение общественным объединением, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, и не подало уведомление, денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников ‎и участие в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

Уведомление должно быть подано:

- до начала осуществления объединением политической деятельности;

- в течение 10 рабочих дней после получения денежных средств ‎и (или) иного имущества от иностранных источников, если общественное объединение в течение года, предшествовавшего получению указанных денежных средств и (или) иного имущества, участвовало в политической деятельности. Объединение освобождается от подачи уведомления ‎в случае, если указанные денежные средства и (или) иное имущество было возвращено отправителю в течение 3 рабочих дней с момента ‎их поступления.

Проектом приказа предлагается утвердить (приложения к приказу):

- порядок ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента;

- порядок и сроки уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, ‎о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории РФ;

- форму предоставления общественным объединением, включенным ‎в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, информации об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании;

- форму представления общественным объединением, включенным ‎в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, информации об изменении сведений, указанных в ранее представленном уведомлении;

- форму заявления об исключении общественного объединения ‎из реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Несмотря на закрепление в законе обязанности незарегистрированных общественных объединений подавать уведомление, если они соответствуют необходимым признакам (иностранное финансирование и политическая деятельность), остается непонятным, как именно данные нормы могут реализовываться на практике, поскольку общественное объединение без статуса юрлица не может иметь банковские счета и вести финансово-хозяйственную деятельность. Фактическое же принуждение физических лиц, входящих в органы управления незарегистрированного общественного объединения, сообщать Минюсту сведения о своих личных счетах, использование которых для финансирования деятельности незарегистрированного общественного объединения неочевидно и недоказуемо, опять же в связи с невозможностью получения этих средств на счет объединения, является нарушением прав граждан.

Это же касается и необходимости указания в подаваемом уведомлении о полученных незарегистрированным общественным объединением пожертвованиях, поскольку получение пожертвований в виде денежных средств невозможно из-за отсутствия счета у объединения, на который они должны быть зачислены, а в случае получения пожертвования в виде имущества его невозможно поставить на баланс объединения ввиду нераспространения на объединения, не имеющие статуса юридического лица, требований законодательства о бухучете. Получение же пожертвования гражданином в соответствии с ч. 3 ст. 582 Гражданского кодекса РФ должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Только наличие такого условия может «привязать» пожертвование к деятельности незарегистрированного общественного объединения. При отсутствии такого условия пожертвование гражданину считается обычным пожертвованием.

Вывод: проект ведомственного приказа Минюста носит крайне негативный характер, поскольку является попыткой распространить на деятельность общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, нормы, применимые исключительно к юридическим лицам. Отсутствие механизма реализации внесенных в законодательство размытых и произвольно трактуемых норм об учете незарегистрированных общественных объединений фактически позволяет Минюсту требовать предоставления информации о получении денежных средств или иного имущества от физических лиц, в то время как «связь» этих денежных средств или иного имущества с деятельностью незарегистрированных общественных объединений в подавляющем большинстве случаев неочевидна и недоказуема.
4 марта 2021 года Минюстом России объявлено о разработке проекта ведомственного приказа «О списке физических лиц, выполняющих функции иностранного агента» (по состоянию на 29 марта 2021 года не принят).

Проект приказа разработан в соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года ‎№272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (данная статья была введена Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»), в соответствии с которой физические лица могут быть признаны выполняющими функции иностранного агента.

В соответствии с ранее внесенными законодательными изменениями, физическое лицо, деятельность которого подпадает под признаки выполняющего функции иностранного агента, обязано в порядке, установленном Минюстом России, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом Минюст России в установленном им порядке.

От обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, освобождаются:

1) сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации по официальному приглашению;

2) иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

3) иные лица по решению Минюста России, принятому в установленном им порядке по согласованию с ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны.

Включенные в список физические лица обязаны не реже 1 раза в 6 месяцев представлять в Минюст России (его территориальный орган) отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента.

Проектом приказа предлагается утвердить (7 приложений к приказу):

1. порядок подачи физическим лицом заявления о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (рекомендуемый образец заявления приведен в тексте);

2. порядок уведомления физическим лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим ‎за пределами территории Российской Федерации, о намерении после прибытия в Российскую Федерацию заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций иностранного агента (рекомендуемый образец уведомления приведен в тексте, может быть заполнен только на русском языке);

3. порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (в тексте приведен образец формы для подачи информации об изменении сведений, содержащихся в списке);

4. порядок принятия решения по согласованию с ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны об освобождении лица от обязанности подавать заявление ‎о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (если данное решение Минюста не согласовано, то физическое лицо обязано подать заявление/уведомление в установленном порядке);

5. порядок представления физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, отчета ‎о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств ‎и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании (отчет может быть подан в том числе через портал госуслуг);

6. форму отчета о деятельности физического лица, включенного ‎в список физических лиц, выполняющих функции иностранного ‎агента, связанной с выполнением функций иностранного агента, ‎а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании (форма ОИФ001);

7. форму ходатайства об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (форма ОИФ 002).

Вывод: проект приказа носит негативный характер, поскольку развивает размытые и крайне спорные нормы, введенные Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности».
Проектом приказа предлагается внести следующие изменения:

1) Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.11.2012 № 223, предлагается дополнить положениями о включении в вышеуказанный реестр и бланк заявления сведений о гражданах РФ и российских юридических лицах, действующих в качестве посредников при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников;

2) в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» предлагается внести дополнение о включении в форму ОИА001 сведений не только о персональном составе руководящих органов, но и работников;

3) в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» предлагается внести изменения, в соответствии с которыми в формы ОН0001, ОН0002, ОН0003 должны включаться сведения о составе работников НКО и о гражданах РФ и российских юридических лицах, действующих в качестве посредников при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников.

Вывод: проект приказа носит негативный характер, поскольку развивает размытые и крайне спорные нормы, введенные Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности».
Сам вышеуказанный перечень ведется с 2009 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года №602, по состоянию на 31 марта 2021 года в нем содержатся сведения о 32 организациях.

Следует отметить, что в проекте постановления добавлена новая сфера – «решение социальных проблем», которая отсутствует в действующем Постановлении Правительства №602.

Проектом постановления предлагается установить, что для включения в перечень организации должны соответствовать следующим требованиям:

- вести деятельность в соответствии с положениями, установленными для некоммерческих организаций Федеральными законами от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и от 12 декабря 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- иметь опыт реализации грантовой поддержки на территории Российской Федерации не менее 5 лет;

- иметь официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором ежегодно публикуется отчет о деятельности организации;

- предоставлять отчеты о своей деятельности в соответствии со статьей 32 Федерального закона ‎от 12 декабря 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- поддерживать проекты (программы) только в области науки, образования, искусства, культуры, решения социальных проблем, а также на проведение конкретных научных исследований. Данные программы также должны соответствовать основным документам стратегического планирования в области образования, искусства, культуры, науки, решения социальных проблем и законодательству Российской Федерации;

- не иметь статус некоммерческой организации – иностранного агента.

Проектом предлагается закрепить, что гранты не могут быть предоставлены если грантодателем не определено направление расходования средств или средства предполагается направлять на призы. Средства гранта могут быть направлены на оплату труда только ‎в рамках реализации проекта (программы).

Организация исключается из перечня в случае ликвидации, реорганизации, несоответствия требованиям включения организации ‎в указанный перечень.

Вывод: с одной стороны, проект расширяет области, в которых могут предоставляться гранты, но с другой стороны, установление дополнительных требований к соискателям и сложная процедура включения в перечень не будут способствовать активности организаций, желающих быть включенными в данный перечень. Очевидно, что проект нуждается в дополнительной проработке.
Вышеуказанный перечень ведется с 2009 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 года № 485, по состоянию на 31 марта 2021 года в нем содержатся сведения о 13 организациях. Следует отметить, что в действующем Постановлении Правительства №485 отсутствуют указания на сферы деятельности, а в проекте нового постановления они конкретизируются: поддержка науки, образования, культуры, искусства, решение социальных проблем (в пояснительной записке почему-то также фигурирует «развитие гражданского общества», чего нет в самом опубликованном тексте проекта постановления Правительства).

Организации для включения в перечень должны соответствовать следующим требованиям:

- иметь межправительственный или межгосударственный статус;

- иметь опыт реализации грантовой поддержки не менее 5 лет;

- проекты (программы), реализуемые на средства, предоставленные некоммерческой организацией, входящей в перечень иностранных ‎и международных организаций, гранты которых не подлежат налогообложению, должны реализовываться в области науки, образования, искусства, культуры, решения социальных проблем, а также быть направлены на проведение конкретных научных исследований. Программы также должны соответствовать национальным интересам Российской Федерации в области образования, искусства, культуры, науки, решения социальных проблем и законодательству Российской Федерации (в данном пункте почему-то уточняется, что речь идет о грантах только некоммерческих организаций, однако, в остальном тексте проекта постановления такое уточнение не встречается);

- иметь зарегистрированное представительство или филиал ‎на территории Российской Федерации;

- иметь зарегистрированную грантовую программу, где указано, ‎что поддержка осуществляется, в том числе, на территории Российской Федерации;

- иметь сайт на русском языке, на котором опубликована информация ‎о грантовых конкурсах и их победителях.

Проект постановления содержит очень важное положение о том, что средства, на которые предоставляются гранты в соответствии ‎с данным порядком, не относятся к иностранным источникам в понимании Федерального закона от 12 декабря 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Эта норма абсолютно логична, поскольку раз уж государство поощряет гранты таких организаций освобождением от налогообложения, то и для получателей грантов должен быть исключен риск использования Минюстом факта получения этих средств как основания для признания получателей «выполняющими функции иностранного агента». В случае принятия данного проекта постановления Правительства, очевидно, должен быть инициирован проект внесения коррелирующих изменений в ФЗ «О некоммерческих организациях».

Проектом постановления предлагается закрепить, что гранты не могут быть предоставлены если грантодателем не определено направление расходования средств или средства предполагается направлять на призы. Средства гранта могут быть направлены на оплату труда только ‎в рамках реализации проекта (программы).

Организация исключается из перечня в случае ликвидации, реорганизации, несоответствия требованиям включения организации ‎в указанный перечень

Вывод: несмотря на то, что в проекте содержится очевидно позитивное предложение не учитывать у получателей грантов таких организаций их в качестве иностранного финансирования, в целом, проект скорее носит негативный характер, поскольку установление каких-то новых (и не всегда понятных) требований для включения в перечень, будет способствовать прекращению соответствующей грантовой деятельности существующих организаций и отсутствию новых. Проект нуждается в новой очень тщательной проработке.
Проектом приказа предлагается установить срок представления форм отчетности № ОН0001, № ОН0002 и № ОН0003, предусматривающих информацию об иностранных источниках за 2020 год, не позднее 15 июля 2021 года.
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства