Данный законопроект является повторной инициативой внесения в КоАП норм об ответственности в сфере использования ящиков для сбора пожертвований: вначале 17.09.2020 был внесен законопроект №1022603-7
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», но 17.12.2020 он был отозван с одновременным внесением рассматриваемого законопроект.
В тексте внесенного законопроекта изменения коснулись вновь вводимой в КоАП статьи. Вместо статьи 19.38 (Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления) в новой редакции статья предлагается под номером 6.34 (Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность).
Итак, основной новеллой законопроекта является введение в КоАП новой статьи 6.34, предусматривающей ответственность за «Нарушение правил установки и использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований». Предлагаемая статья состоит из 2 частей:
«1. Установка и использование некоммерческой организацией, учредительным документом которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, ящика для сбора благотворительных пожертвований, с нарушением установленных законодательством требований -
влечет предупреждение наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения или без таковой, на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения или без таковой.
2. Установка и использование ящика для сбора благотворительных пожертвований от имени некоммерческой организации лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, на физических лиц - от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения».
Если к 1 части нареканий по ее логике и действию нет, то к тексту части 2 имеются сразу два существенных замечания:
1. Первое замечание скорее техническое. В тексте делается уточнение (выделено шрифтом) «2. Установка и использование ящика для сбора благотворительных пожертвований
от имени некоммерческой организации лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности». Следует отметить, что в первой редакции законопроекта, который потом был отозван, такого уточнения не содержалось. Введение этого квалифицирующего признака «от имени некоммерческой организации» существенно сужает случаи практического применения данной статьи, т.к. для того, чтобы избежать наказания, правонарушителю остается незаконно использовать ящик для сбора пожертвований, всего лишь не прикрываясь при этом наименованием существующей или вымышленной некоммерческой организации. В таком случае отсутствует состав административного правонарушения. Для распространения административной ответственности на все случаи незаконного обогащения с использованием ящиков для сбора пожертвований необходимо вышеуказанное уточнение исключить.
2. Второе замечание носит концептуальный характер. В части 2 предлагаемой статьи 6.34 фактически речь идет об установлении административной ответственности за использование ящиков для сбора пожертвований теми, кто не имеет на это право. В соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» такое право использования принадлежит исключительно некоммерческой организации, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Мнения на счет того, кому принадлежит право осуществлять благотворительную деятельность расходятся: либо только тем организациям, устав которых написан в соответствии с ФЗ «О благотворительности» и в названии есть слово «благотворительный/благотворительная», либо и те организации тоже, у которых в названии нет указания на благотворительный характер их деятельности, в уставе не упоминается ФЗ «О благотворительности», но среди целей деятельности указаны одна или несколько видов деятельности, полностью или частично соответствующих перечню, приведенному в ст. 2 ФЗ «О благотворительности» (а он весьма широк!). Есть еще большая путаница в том, организации всех ли организационно-правовых форм могут осуществлять благотворительную деятельность, а неконкретность законодательных норм, отсутствие разъяснений налоговых органов и разнящаяся практика, не способствуют ясности в этом вопросе. Таким образом, законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение права, при том, что даже в кругу специалистов нет четкого понимания кому это право исключительно принадлежит. Если все эти вопросы трактуются максимально расширительно, то отпадает необходимость введения ч. 2 проектируемой ст. 6.34.
Данное изменение, по сравнению с первой редакцией законопроекта, существенно сокращает возможности привлечения к ответственности мошенников, пытающихся придать своей криминальной деятельности вид благотворительности, т.е. вводится дополнительный квалифицирующий признак, необходимый для квалификации действий в качестве административного правонарушения, при этом спектр действий лиц, наживающихся в сфере благотворительности, значительно шире.
Вывод: законопроект не достигнет той благой цели борьбы с мошенниками от благотворительности, для которой задумывался, без тщательной доработки.