Данным законом вводится понятие «
персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения», которое фактически заменяет использовавшееся ранее понятие «
персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных».
В новом определении делается акцент на том, что это персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных
путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном ФЗ «О персональных данных». Таким образом, несмотря на то, что эти персональные данные передаются именно для распространения, т.е. сохраняют определенную часть «общедоступности», но вводится обязанность оператора персональных данных получать на это согласие субъекта. Иными словами, доступ к опубликованным (распространяемым) с разрешения субъекта персональным данным сохраняется, но использование этих персональных данных третьими лицами, не имеющими на это согласия субъекта, запрещено.
Для краткости и простоты изложения далее по тексту термин «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» предлагается именовать «общедоступными» в понимании нового определения, т.к. их использование в законе в прежнем смысле, исключается.
Необходимость получения согласия на распространение общедоступных персональных данных подчеркивается исключением их из перечня условий обработки персональных данных, согласие субъекта на обработку которых не требуется (п. 10 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»).
Требования к содержанию согласия на распространение общедоступных персональных данных должны быть установлены ведомственным актом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Проект соответствующего приказа размещен для общественного обсуждения 27 января 2021 года (см. раздел «Проекты ведомственных актов»).
ФЗ «О персональных данных» дополняется новой статьей 10.1, регулирующей особенности обработки общедоступных персональных данных.
В соответствии с данной статьей, согласие на обработку общедоступных персональных данных должно быть получено
отдельно от иных согласий субъекта на обработку его персональных данных. Оператор персональных данных обязан обеспечить возможность субъекта определить перечень персональных данных, на распространение которых дается согласие, т.е. оператор не вправе навязать субъекту заранее определенный перечень персональных данных.
В случаях, когда субъект персональных данных сам раскрыл их для неограниченного круга лиц или они были раскрыты вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, то законность их дальнейшего распространения должно будет доказывать каждое лицо, осуществившее такое распространение. Иными словами, любое лицо, скопировавшее общедоступные персональные данные и распространившее их без согласия субъекта персональных данных принимает на себя риски привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях за обработку персональных данных без согласия субъекта.
В случае, если в согласии на обработку общедоступных персональных данных не указано согласие на их распространение, то оператор вправе осуществлять только обработку без распространения.
Если в согласии субъектом персональных данных не установлены запреты, условия обработки, категории и перечень персональных данных, то они обрабатываются оператором без передачи (распространения, предоставления, доступа) и возможности осуществления иных действий с персональными данными неограниченному кругу лиц.
Законом предусматривается, что согласие может быть предоставлено оператору двумя способами:
- непосредственно;
- с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Норма о возможности использования информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных вступает в силу с 1 июля 2021 года, поскольку еще не принят проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» и о внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 (разработанный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ). Правила использования данной информационной системой также должны быть определены ведомственным актом Роскомнадзора (проект в настоящее время не разработан и для общественного обсуждения не размещен).
В Законе отдельно закреплено, что молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Т.е., если какое-либо лицо желает осуществлять обработку персональных данных, находящихся в общем доступе, и обращается к соответствующему субъекту персональных данных за получением согласия, то отсутствие ответа от субъекта не дает права данному лицу обрабатывать его персональные данные, в т.ч. под предлогом того, что были предприняты все возможные меры для получения согласия.
В согласии на обработку общедоступных персональных данных субъект имеет право строго определить кому именно они могут переданы, т.е. конкретным лицам или организациям, но не неограниченному кругу лиц. Оператор не вправе ограничить в этом субъекта персональных данных.
Оператор, получивший согласие на распространение общедоступных персональных данных, обязан опубликовать информацию об условиях обработки и установленных субъектом запретах. Установленные субъектом персональных данных запреты не распространяются на обработку в государственных, общественных и иных публичных интересах. Следует отметить, что четких законодательных определений «общественных или иных публичных интересов» не существует, а существующие разъяснения Верховного Суда РФ (ППВС №16 от 15.06.10 и ППВС №25 от 23.06.15) по этим вопросам касались в-основном деятельности журналистов.
Передача (распространение, предоставление, доступ) общедоступных персональных данных должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Действие согласия прекращается с момента поступления оператору такого требования.
Вывод: вступающие в силу законодательные изменения направлены, в первую очередь, на защиту прав субъектов от неправомерного использования их персональных данных лицами, не имеющими на это соответствующего согласия. Вместе с тем, уточнение обязанности оператора персональных данных получать согласие на распространение персональных данных (а такая обязанность была закреплена в ФЗ «О персональных данных» и в ст. 152.1 ГК РФ и до внесения рассматриваемых изменений) позволит снизить риски привлечения его к административной ответственности при условии соблюдения законодательных требований.