Изменения, внесенные законом:
1. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» дополняется новой статьей 29.1, которой вносятся изменения, предусматривающие учет Минюстом общественных объединений, функционирующих без приобретения прав юридического лица (далее – незарегистрированные общественные объединения – это вольная интерпретация авторов настоящего обзора, для краткости, однако, это важно для понимания сути вносимых поправок и юридической точности), получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации. На такие общественные объединения предлагается распространить обязанности, предусмотренные для НКО, выполняющих функции иностранного агента (подача уведомления, сдача ежеквартальной финансовой отчетности по определяемым Минюстом формам, а также маркировка издаваемых/распространяемых материалов). Не совсем понятно, на какие счета незарегистрированные общественные объединения могут получать иностранное финансирование, поскольку они не имеют права открыть расчетный счет, не являясь юрлицами.
В уведомлении, подаваемом незарегистрированными общественными объединениями в Минюст, должны содержаться сведения о целях деятельности общественного объединения, его структуре, дате создания, территории, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность, об учредителях и (или) руководителях общественного объединения, об адресах для связи с руководящим органом общественного объединения, об источниках формирования денежных средств и (или) иного имущества, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности общественного объединения. К уведомлению прилагается копия устава общественного объединения.
Минюст будет обязан создать соответствующий реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. В случае выявления Минюстом незарегистрированного общественного объединения, не подавшего соответствующее уведомление, ведомство получает право включения его в реестр на основании собственного решения.
Не только само вышеуказанное общественное объединение законопроектом предлагается обязать маркировать издаваемые/распространяемые материалы, но и материалы, производимые и (или) распространяемые его учредителем, членом, участником, руководителем, или лицом, входящим в состав органа данного незарегистрированного общественного объединения также должны снабжаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения. Аналогичные изменения вносятся и в Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
В случае прекращения осуществления незарегистрированным общественным объединением политической деятельности, оно имеет право подать заявление об исключении из реестра, а Минюст будет обязан провести проверку деятельности данного общественного объединения и в течение месяца со дня ее окончания принять решение об исключении. По всей видимости, подразумевается исключительно документарная проверка незарегистрированного общественного объединения, поскольку речь о выездной проверке не может идти, т.к. незарегистрированные общественные объединения не могут арендовать помещения ввиду невозможности оформления счета и ведения банковских расчетов.
Следует напомнить, что ранее Минюстом России уже предпринимались попытки закрепить в законодательстве нормы об учете незарегистрированных общественных объединений и подаче ими в Минюст уведомлений о своей деятельности, составе руководящих органов и финансировании, но они до настоящего времени так и не были приняты.
Исходя из существующего законодательного определения, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5).
В ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» уточняется, что решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Таким образом, под незарегистрированным общественным объединением следует понимать не просто группу граждан, объединившихся единожды и для решения конкретной проблемы, а должны присутствовать определенные элементы формализации (хоть и без государственной регистрации), т.е. это устойчивое объединение граждан, оформивших решение о создании общественного объединения, разработавших и утвердивших устав и сформировавших руководящие органы общественного объединения.
В ходе рассмотрения законопроекта внесены поправки, предполагающие изменения, уточняющие привязку определения понятия «политическая деятельность» к определению, содержащемуся в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», однако, в соответствии со ст. 48 и 50 Гражданского кодекса РФ, к незарегистрированным общественным объединениям не могут быть применены положения о юридических лицах.
Также, внесенными поправками в первоначальный текст законопроекта, исключена обязанность незарегистрированных ОО, которым присвоен статус «выполняющих функции иностранного агента» маркировать свои материалы.
2. В Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» (п. 6 ст. 2) вносятся дополнения о том, что и посредничество в получении иностранного финансирования также является основанием для признания в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, при этом посредником может быть любое физическое или юридическое лицо.
В качестве посредника при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника признается российское физическое или юридическое лицо, которое осуществляет передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности на территории РФ.
При условии «размытости» определения «политической деятельности» в РФ, предлагаемая норма содержит в себе существенные предпосылки для произвольного ее толкования и применения на усмотрение должностных лиц Минюста, как это произошло с нормами ФЗ «О некоммерческих организациях» в части признания НКО «иностранными агентами».
Ко 2 чтению была внесена поправка о том, что в качестве иностранного источника предлагается считать и «
граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее – иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.».
Таким образом, Минюст России вновь пытается получить доступ к контролю доходов физлиц.
В п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» также вносятся изменения, предполагающие, что не только сама некоммерческая организация, получившая статус «выполняющей функции иностранного агента» обязана маркировать издаваемые/распространяемые материалы, но и материалы, производимые и (или) распространяемые ее учредителем, членом, участником, руководителем, или лицом, входящим в состав ее органа управления также должны снабжаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такой НКО. ;
3. Предлагается разрешить руководителям территориальных органов Минюста продлевать своим решением до 45 дней (вместо существующих 20 с возможностью продления еще на 20) срок проверки любой НКО в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, производства сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований. Изменения вносятся в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», при этом коррелирующие поправки не предлагаются в Федеральный закон 26 декабря 2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующий сроки проверок. Таким образом, Минюст получает право продления в отношении НКО срока проверок большего, чем имеют другие органы государственного контроля.
4. В ходе рассмотрения законопроекта, была исключена норма о том, что некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не смогут выдвигать кандидатуры в состав общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (изменения в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «
Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). В настоящее время правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. В условиях неконкретности норм законодательства о признании НКО в качестве «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», предлагаемая норма существенно ограничивает возможность участия в мероприятиях общественного контроля представителей правозащитных, экологических и др. организаций, и создает некий «фильтр» для «отсеивания неугодных»;
5. В соответствии предлагаемыми законом поправками, запрещается распространение в СМИ и в сообщениях и материалах средств массовой информации, без соответствующей маркировки информации об НКО, выполняющих функции иностранного агента, незарегистрированных общественных объединениях, выполняющих функции иностранного агента, и физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, за исключением информации, размещенной в официальных государственных реестрах. В соответствии с предлагаемыми изменениями, маркировке также подлежат материалы производимые/распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем, работником такой организации или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации (изменения в ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1
«О средствах массовой информации»). Таким образом, предлагается закрепить в законе, что любые материалы «иностранных агентов» (при условии законодательной неопределенности в процедуре признания их таковыми), не могут распространяться без соответствующей маркировки. На СМИ фактически накладывается дополнительная обязанность по проверке нахождения в соответствующих реестрах лиц (юридических, физических, незарегистрированных общественных объединений), чьи материалы они намереваются публиковать В принятой редакции речь идет исключительно о средствах массовой информации, т.е. о зарегистрированных в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» организациях, и, по заявлениям инициаторов законопроекта, это не должно коснуться интернет-пользователей или блогеров -
https://tass.ru/politika/10285705.
6. В Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ
«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вводится новая статья 2.1 и предлагается законодательно закрепить возможность признания физического лица выполняющим функции иностранного агента вне зависимости от его гражданства или его отсутствия у него, если оно «осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (иностранный источник) политическую деятельность в сфере, целях и формах, определенных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 «Государственная измена» и 276 «Шпионаж» Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника российскими гражданами, организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ). В настоящее время такой перечень не определен и не опубликован. Физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, намеревающееся заниматься такой деятельностью, обязано еще до момента въезда в РФ подать соответствующее уведомление в Минюст (от подачи такого уведомления освобождаются дипломатические работники, иностранные аккредитованные журналисты, а также иные лица по решению Минюста);
Физические лица, признанные исполняющими функции иностранного агента, предлагается обязать 1 раз в полгода отчитываться в Минюст о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. В таком случае, контроль за доходами и расходами физических лиц будут осуществлять не только налоговые органы, но и Минюст;
Физические лица предлагается обязать указывать наличие у них статуса выполняющих функции иностранного агента при выполнении этих функций (по аналогии с маркировкой материалов юрлицами). При буквальном толковании данной нормы, все публикации (посты в социальных сетях, интервью в СМИ и т.д.) физического лица, которое может быть признано «исполняющим функции иностранного агента» при весьма спорных законодательных нормах, будет необходимо маркировать соответствующим образом;
7. Физические лица, признанные выполняющими функции иностранного агента, не могут быть назначены на должности в государственных органах и органах местного самоуправления, а также получить допуск к государственной тайне (ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1
«О государственной тайне»). В настоящее время организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны (ст. 25 ФЗ «О государственной тайне») в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».
Все иные поправки, внесенные в законопроект после 1 чтения, не меняют сути законопроекта, сделаны в духе «отписки» (вплоть до простого изменения мест слов в предложении) после публичного обсуждения данного законопроекта в Общественной палате РФ.