Правовая командА

Обзор некоммерческого законодательства

Август 2020 года
Так, по данным Минюста России по состоянию на 31 декабря 2019 года в Российской Федерации зарегистрировано 213 290 некоммерческих организаций, из которых федеральному государственному надзору подлежат 198 981:
  • 1
    90 622 общественных объединения, в том числе 53 политические партии и 2 981 их структурное подразделение;
  • 2
    31 374 религиозные организации, включая 184 духовные образовательные организации;
  • 3
    91 294 иные некоммерческие организации, в том числе 7 отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
  • 1
    90 622 общественных объединения, в том числе 53 политические партии и 2 981 их структурное подразделение;
  • 2
    31 374 религиозные организации, включая 184 духовные образовательные организации;
  • 3
    91 294 иные некоммерческие организации, в том числе 7 отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Также на территории Российской Федерации зарегистрировано 1 215 национально-культурных автономий, из них федеральных – 20, региональных – 291 и местных – 904.
В реестр филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в 2019 году сведения о новых структурных подразделениях не вносились (всего в реестре по состоянию на 31 декабря 2019 года содержатся сведения о 106 структурных подразделениях: 74 представительствах и 32 филиалах).
В 2019 году в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг включено 190 социально ориентированных некоммерческих организаций (всего в реестре по состоянию на 31 декабря 2019 г. содержатся сведения о 324 организациях).
В 2019 году проведено 4 230 плановых проверок некоммерческих организаций. Во внеплановом порядке в 2019 году проведены 323 проверки.
По результатам проведенных проверок деятельности некоммерческих организаций, а также по результатам контроля соблюдения некоммерческими организациями установленных законами обязанностей, иных обязательных требований в 2019 году Минюстом России (его территориальными органами) приняты следующие меры правового реагирования:
  • 1
    в адрес руководящих органов общественных объединений вынесено 12 325 письменных предупреждений (сделано представлений);
  • 2
    в связи с неустранением в установленный срок нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для представления, принято 24 решения о приостановлении деятельности общественных объединений;
  • 3
    в отношении общественных объединений и их должностных лиц составлен 4 741 протокол об административных правонарушениях;
  • 1
    в адрес руководящих органов общественных объединений вынесено 12 325 письменных предупреждений (сделано представлений);
  • 2
    в связи с неустранением в установленный срок нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для представления, принято 24 решения о приостановлении деятельности общественных объединений;
  • 3
    в отношении общественных объединений и их должностных лиц составлен 4 741 протокол об административных правонарушениях;
в суды направлено:
  • 1
    2 475 исковых заявлений в связи с прекращением деятельности общественных объединений;
  • 2
    274 исковых заявления о ликвидации общественных объединений в связи с выявленными нарушениями законодательства;
  • 3
    в адрес руководящих органов некоммерческих организаций вынесено 18 256 письменных предупреждений;
  • 4
    в отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлен 5 271 протокол об административных правонарушениях;
  • 5
    в суды направлено 2 679 исковых заявлений о ликвидации в связи с выявленными нарушениями законодательства;
  • 6
    в отношении отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций вынесено 7 письменных предупреждений;
  • 7
    в связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации (преимущественно ввиду непредставления установленной законом ежеквартальной отчетности и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности) Минюстом России в адрес руководителей филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций вынесено 38 письменных предупреждений;
  • 8
    сведения о 5 филиалах исключены решением Минюста России из реестра филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных.
  • 1
    2 475 исковых заявлений в связи с прекращением деятельности общественных объединений;
  • 2
    274 исковых заявления о ликвидации общественных объединений в связи с выявленными нарушениями законодательства;
  • 3
    в адрес руководящих органов некоммерческих организаций вынесено 18 256 письменных предупреждений;
  • 4
    в отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлен 5 271 протокол об административных правонарушениях;
  • 5
    в суды направлено 2 679 исковых заявлений о ликвидации в связи с выявленными нарушениями законодательства;
  • 6
    в отношении отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций вынесено 7 письменных предупреждений;
  • 7
    в связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации (преимущественно ввиду непредставления установленной законом ежеквартальной отчетности и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности) Минюстом России в адрес руководителей филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций вынесено 38 письменных предупреждений;
  • 8
    сведения о 5 филиалах исключены решением Минюста России из реестра филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных.
Также необходимо отметить обновление сайта Минюста России, который стал значительно удобнее и содержательнее:
Законы разрабатывались Минэкономразвития России во исполнение Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины».
Законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определяются правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, аккредитации и иных разрешений, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Закрепляется, что понимается под обязательными требованиями, определяются цели и основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
Также данным Федеральным законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2021 г. обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Вместо нормативных правовых актов, прекращающих свое действие, должно быть обеспечено принятие нормативных правовых актов, соответствующих новым принципам установления обязательных требований.
Закон вступит в силу с 1 ноября 2020 г. за исключением некоторых положений, для которых установлены более поздние сроки.
Закон о госконтроле призван частично заменить Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.
Одно из главных положений нового правового акта – создание полноценной системы анализа и учета рисков. В настоящее время риск-ориентированный подход применяется в 34 видах контроля. После вступления в силу закона о контроле он будет распространяться более чем на 200 видов федерального государственного контроля. По видам контроля, где применяется плановый контроль, будут установлены критерии и категории риска, а плановые надзорные мероприятия будут проводиться с периодичностью, установленной для каждой из данных категорий. Например, для объектов высокого и значительного риска плановый контроль будет осуществляться не чаще одного раза в два года, а объекты, отнесенные к категории низкого риска (а большинство НКО относится именно к ним), вообще освобождаются от планового контроля. Также плановые контрольные мероприятия не будут проводиться по тем видам контроля, где критерии и категории риска не установлены. Утверждаемые индикаторы риска нарушения обязательных требований станут одним из оснований для проведения внепланового контроля.
Виды контроля (надзора), в свою очередь, будут закреплены в специальном электронном реестре, который будет запущен к 2022 году. Отсутствие вида контроля в реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.
Новшеством закона является и наличие развернутой системы контрольных мероприятий. Помимо этого, законом расширяется перечень профилактических инструментов. К использующимся в настоящее время информированию, обобщению правоприменительной практики добавляются такие меры, как стимулирование добросовестности, профилактический визит, консультирование и многое другое. Также законом вводится институт независимой оценки соблюдения обязательных требований. Такая оценка может проводиться аккредитованными органами инспекции. Еще одним новым институтом системы контроля станет механизм досудебного обжалования. Его особенности – отсутствие «бумажной» переписки, а также сокращенные сроки рассмотрения и реагирования на жалобы. Жалобы могут быть поданы через новый цифровой сервис Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении них государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Закон вступит в силу с 1 июля 2021 года за исключением положений, для которых установлены более поздние сроки.
Новшеством закона является и наличие развернутой системы контрольных мероприятий. Помимо этого, законом расширяется перечень профилактических инструментов. К использующимся в настоящее время информированию, обобщению правоприменительной практики добавляются такие меры, как стимулирование добросовестности, профилактический визит, консультирование и многое другое. Также законом вводится институт независимой оценки соблюдения обязательных требований. Такая оценка может проводиться аккредитованными органами инспекции. Еще одним новым институтом системы контроля станет механизм досудебного обжалования. Его особенности – отсутствие «бумажной» переписки, а также сокращенные сроки рассмотрения и реагирования на жалобы. Жалобы могут быть поданы через новый цифровой сервис Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В пункт 4 статьи 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» законопроектом внесены изменения, позволяющие благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами, но только в целях получения благотворительной организацией ценных бумаг хозяйственных обществ на пополнение ее целевого капитала или приобретения благотворительной организацией акций хозяйственных обществ за счет денежных средств, составляющих ее целевой капитал, в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Закрепленное в пункте 4 статьи 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» требование об использовании не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме на благотворительные цели в течение года с момента его получения больше не распространяется на пожертвования, полученные на формирование или пополнение целевого капитала благотворительной организации, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Аналогичное исключение введено и для финансирования благотворительных программ (п. 3 ст. 17 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Коррелирующие поправки также внесены в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Также в данном Федеральном законе (ч. 12 ст. 6) предусматривается возможность продления срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма собранных пожертвований превышает 1,5 миллиона рублей, в этой связи вводится и дополнительное исключение, позволяющее не возвращать поступившие денежные средства жертвователю – если до истечения срока (1 год со дня поступления первого пожертвования) принято решение о продлении срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма пожертвований превышает 1,5 млн рублей.
Законом закрепляется, что некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств не только на пополнение, но и на формирование целевого капитала.

Существенно изменяется размер неиспользованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал – вместо не более 50% за два года подряд - не менее 25% за три года подряд.
Изменяется порядок исчисления вознаграждения и расходов управляющей компании.

Закон вступил в силу с 11 августа 2020 года.
Данным законом уточнено правовое содержание понятия «экстремистская деятельность (экстремизм)» в части, касающейся отнесения к этой деятельности деяний, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами.
Согласно внесенным изменениям, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части, решения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путём проведения заочного голосования, в том числе по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.
Кроме того, устанавливается возможность принятия в таком же порядке решения общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества в 2020 году, что обусловлено необходимостью соблюдения режима самоизоляции в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID‑19).
31 июля 2020 года Минэконоразвития объявило о разработке проекта постановления правительства «О реестре некоммерческих организаций»
Минэкономразвития предложило сформировать реестр некоммерческих организаций (НКО) для повышения эффективности мер господдержки и налогового стимулирования пожертвований в адрес НКО.
Предлагается определить Минэкономразвития уполномоченным органом по формированию и ведению реестра.
Согласно пояснительной записке, юрлица, передавшие на безвозмездной основе НКО из официального реестра имущество, в том числе денежные средства, могут включить его в состав внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Такие организации должны будут предоставлять ежегодно отчет в Минюст и проходить аудит в случае, если это требуется в соответствии с законодательством.
В соответствии с проектом постановления в реестр могут войти социально ориентированные некоммерческие организации, которые с 2017 года являются получателями грантов президента РФ, субсидий и грантов в рамках программ федеральных и региональных органов власти, исполнители общественно полезных услуг, поставщики социальных и образовательных услуг, благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, а также централизованные религиозные организации.
Предполагается, что в реестр войдет значительный объем сведений о более чем 40 000 некоммерческих организациях. Реестр будет размещен на официальном портале Минэкономразвития.
Установлено, что результатом предоставления субсидии является активное вовлечение некоммерческих организаций в совместную с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации выработку решений, мероприятий и программ развития индустрии, увеличение спроса на производимую отечественную социально значимую продукцию.
Показатели, необходимые для достижения результата предоставления субсидии:
  • 1
    индекс производства по совокупности производителей, осуществляющих деятельность в рамках соответствующей отрасли, - членов некоммерческой организации;
  • 2
    индекс объема отгруженных товаров по совокупности производителей, осуществляющих деятельность в рамках соответствующей отрасли, - членов некоммерческой организации;
  • 3
    количество проведенных в рамках проекта мероприятий, направленных на продвижение продукции отрасли;
  • 4
    количество организаций отрасли, которые воспользуются льготным доступом к специализированному программному обеспечению и услугам в результате выполнения проекта."
  • 1
    индекс производства по совокупности производителей, осуществляющих деятельность в рамках соответствующей отрасли, - членов некоммерческой организации;
  • 2
    индекс объема отгруженных товаров по совокупности производителей, осуществляющих деятельность в рамках соответствующей отрасли, - членов некоммерческой организации;
  • 3
    количество проведенных в рамках проекта мероприятий, направленных на продвижение продукции отрасли;
  • 4
    количество организаций отрасли, которые воспользуются льготным доступом к специализированному программному обеспечению и услугам в результате выполнения проекта."
Проект приказа разрабатывается в целях реализации положений, вступающей в силу с 5 октября 2020 года статьи 16.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», регулирующей использование ящиков для сбора пожертвований.
В содержательную часть отчета предлагается включать:
  • 1
    полное наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер некоммерческой организации, использующей ящик для сбора благотворительных пожертвований, а также индивидуальный номер налогоплательщика;
  • 2
    дата утверждения положения о программе или иного акта, в соответствии с которым проводится сбор благотворительных пожертвований, и наименование органа некоммерческой организации, утвердившего указанный документ;
  • 3
    цель (цели) сбора благотворительных пожертвований;
  • 4
    этапы и сроки сбора благотворительных пожертвований;
  • 5
    вид ящика для сбора благотворительных пожертвований (стационарный или переносной);
  • 6
    место размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (в случае установки и использования ящика для сбора благотворительных пожертвований во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, дополнительно указывается наименование такого мероприятия);
  • 7
    периодичность извлечения благотворительных пожертвований ‎из ящика для сбора благотворительных пожертвований;
  • 8
    суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества) на начало отчетного периода, извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований и не израсходованных ‎(не использованных) в течение предыдущих отчетных периодов;
  • 9
    даты извлечения благотворительных пожертвований из ящика для сбора благотворительных пожертвований в течение отчетного периода ‎и суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований в течение отчетного периода;
  • 10
    сведения о расходовании извлеченных наличных денежных средств ‎(об использовании иного имущества) в течение отчетного периода;
  • 11
    сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, не израсходованных (не использованных) в соответствии ‎с целями сбора благотворительного пожертвования на конец отчетного периода;
  • 12
    сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, израсходованных (использованных) на иные благотворительные цели (в случае наличия не израсходованных ‎(не использованных) наличных денежных средств (иного имущества) ‎в соответствии с целями сбора благотворительного пожертвования при достижении заявленной благотворительной цели некоммерческой организации) с указанием благотворительных целей, на которые направлялись не израсходованные (не использованные) благотворительные пожертвования.
  • 1
    полное наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер некоммерческой организации, использующей ящик для сбора благотворительных пожертвований, а также индивидуальный номер налогоплательщика;
  • 2
    дата утверждения положения о программе или иного акта, в соответствии с которым проводится сбор благотворительных пожертвований, и наименование органа некоммерческой организации, утвердившего указанный документ;
  • 3
    цель (цели) сбора благотворительных пожертвований;
  • 4
    этапы и сроки сбора благотворительных пожертвований;
  • 5
    вид ящика для сбора благотворительных пожертвований (стационарный или переносной);
  • 6
    место размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (в случае установки и использования ящика для сбора благотворительных пожертвований во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, дополнительно указывается наименование такого мероприятия);
  • 7
    периодичность извлечения благотворительных пожертвований ‎из ящика для сбора благотворительных пожертвований;
  • 8
    суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества) на начало отчетного периода, извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований и не израсходованных ‎(не использованных) в течение предыдущих отчетных периодов;
  • 9
    даты извлечения благотворительных пожертвований из ящика для сбора благотворительных пожертвований в течение отчетного периода ‎и суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований в течение отчетного периода;
  • 10
    сведения о расходовании извлеченных наличных денежных средств ‎(об использовании иного имущества) в течение отчетного периода;
  • 11
    сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, не израсходованных (не использованных) в соответствии ‎с целями сбора благотворительного пожертвования на конец отчетного периода;
  • 12
    сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, израсходованных (использованных) на иные благотворительные цели (в случае наличия не израсходованных ‎(не использованных) наличных денежных средств (иного имущества) ‎в соответствии с целями сбора благотворительного пожертвования при достижении заявленной благотворительной цели некоммерческой организации) с указанием благотворительных целей, на которые направлялись не израсходованные (не использованные) благотворительные пожертвования.
В соответствии с проектом приказа, некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, обязана публиковать отчет на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России www.minjust.ru и официальные сайты его территориальных органов ‎в сети Интернет, а также на сайте некоммерческой организации, ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего ‎за отчетным периодом.
Проект приказа прошел общественное обсуждение в Общественной палате РФ и к нему был высказан ряд замечаний.
Как сообщается на официальном сайте Минюста России, в доработанном проекте приказа учтены замечания в отношении ежегодного (а не ежеквартального) представления некоммерческими организациями отчета об использовании собранных благотворительных пожертвований, указания в отчете общих сумм средств, собранных в течение года, а не по каждому ящику отдельно, а также единиц измерения, в которых должны учитываться пожертвования, собранные в ящик для сбора благотворительных пожертвований.
Дополнительно из проекта приказа исключено требование об указании в отчете периодичности извлечения благотворительных пожертвований из ящика для сбора благотворительных пожертвований и этапов сбора благотворительных пожертвований.
Увеличены с 500 млн рублей до 2 млрд рублей субсидии, которые выделят из резервного фонда правительства для социально ориентированных некоммерческих организаций на профилактику коронавируса.
При этом правительство сократило с 19,5 млрд рублей до 18 млрд рублей объем субсидий, которые выделяются на эти же цели малым и средним предприятиям.
Проект подготовлен в целях реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Предусматривается упростить порядок включения в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций, успешно реализовавших проекты, предусматривающие осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.
Также предлагается освободить социально ориентированные некоммерческие организации от представления в Минюст России (его территориальные органы) заключений, выдаваемых Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества.
Документ организация вправе представить по собственной инициативе. В случае его непредставления Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение от Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества в рамках информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Ранее, 16 июня 2020 года Минюстом России для общественного обсуждения размещен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89»
Проект постановления разработан в целях реализации Федерального закона от 18 марта 2020 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и предусматривают порядок получения социально ориентированной некоммерческой организацией заключения ‎о надлежащей реализации проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества. Указанное заключение будет выдаваться Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества.
Положения проекта постановления предусматривают освобождение СОНКО от обязанности предоставления ‎в Минюст России (его территориальные органы) заключения ‎о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе.
В случае непредставления заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение из соответствующего федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации его выдавшего в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Также проектом постановления предполагается освободить СОНКО от представления в Минюст России (его территориальные органы) заключений, выдаваемых Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе. В случае его непредставления Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение от Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества в рамках информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Учитывая предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сроки подготовки и направления ответа ‎на межведомственный запрос (не более 5 рабочих дней), срок принятия Минюстом России (его территориальным органом) решения о включении социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг увеличивается до 10 рабочих дней.