Минюст о списке физических лиц-ИА. Анализ Приказа.
26 АВГУСТА 2021
Приказ разработан на основании федерального закона от 30 декабря 2020 года(далее «Закон»), в соответствии с которым физические лица могут быть признаны выполняющими функции иностранного агента (далее — «физическое лицо-ИА»).

Приказ утверждает ряд правил, форм и образцов документов во исполнение соответствующих положений Закона, в частности:

  • порядок подачи физическим лицом заявления о включении в список физических лиц-ИА (Приложение №1 к Приказу);

  • порядок уведомления иностранцем, постоянно проживающим ‎за пределами территории Российской Федерации (РФ), о намерении после прибытия в РФ заниматься деятельностью ИА (Приложение №2 к Приказу);

  • порядок ведения в Интернете списка физических лиц-ИА (Приложение №3 к Приказу);

  • порядок принятия решения по согласованию с государственными органами об освобождении лица от обязанности подавать заявление ‎о включении в список физических лиц-ИА (Приложение №4 к Приказу);

  • порядок представления физическим лицом-ИА отчета ‎о своей деятельности в качестве ИА, включая сведения о целях расходования денежных средств ‎и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании (Приложение №5 к Приказу);

  • форму отчета о деятельности физического лица-ИА; форму ходатайства об исключении физического лица из списка физических лиц-ИА), а также образцы документов (Приложение №6 к Приказу).

Целью настоящего обзора является информирование заинтересованных лиц о содержании положений приказа и утвержденных им документов. При этом ряд положений Закона, Приказа и утвержденных им приложений нечетко сформулированы, остается возможность их различного толкования.

Отсутствует практика применения этих норм, и практика включения/исключения из списка физических лиц-ИА. Ввиду этого толкование отдельных, наиболее неясных, норм Закона и подзаконных актов в настоящем обзоре является только мнением местных экспертов, основанном на опыте работы с законодательством об НКО-ИА. Только практика покажет, каким образом будут толковаться и применяться государственными органами положения Закона и подзаконных актов.

Напоминаем, что в соответствии с Законом, физическое лицо (гражданин РФ или иностранец) может быть признано ИА, если оно:

или
или
  • распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет), которые созданы и (или) распространены иностранным СМИ-ИА, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным СМИ-ИА;

или
  • участвует в создании вышеуказанных сообщений;

и
  • получает денежные средства, иную имущественную или организационно-методическую помощь от иностранного источника или испытывает воздействие иностранных источников.

Физическое лицо обязано подать заявление в Министерство юстиции (Минюст) о включении в список физических лиц-ИА, если оно соответствует вышеназванным критериям. Рекомендуемый образец заявления приведен в Приложении №1 к Приказу. Физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, постоянно проживающее за пределами территории РФ, намеревающееся после прибытия в РФ осуществлять деятельность ИА, обязано до момента въезда в РФ уведомить об этом Минюст. Рекомендуемый образец такого уведомления приведен в Приложении №2 к Приказу.

Заявление физического лица (уведомление для иностранца, постоянно проживающего за пределами территории РФ) о включении в список физических лиц-ИА должно содержать:
- персональные данные физического лица (ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места проживания в РФ),
- сведения обо всех иностранных источниках, информацию об осуществлении политической деятельности и (или) целенаправленном сборе сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ.

Включенные в список физические лица обязаны не реже 1 раза в 6 месяцев представлять в Минюст отчет о своей деятельности ИА по утвержденной форме (ОИФ001).

Отчет должен включать в себя:

  • персональные данные физического лица (ФИО, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства),

  • информацию об объеме денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи, полученных от иностранных источников ‎в отчетный период; при этом неясно, нужно указывать объем только тех средств, которые были/ будут в дальнейшем потрачены на политическую деятельность или на иную квалифицирующую деятельность для ИА, или объем любых средств из любых иностранных источников, будь то сдача в наем квартиры иностранцу или заработная плата, полученная за работу в иностранной компании. В форме отчета необходимо указать, какие денежные средства и в каком объеме получены от какого конкретно иностранного источника, были ли получены от иностранных источников неденежные средства (например, транспортные средства, земельные участки, иное движимое или недвижимое имущество); непонятно, что понимается под «получением информационно-методической помощи», вероятно, под такой помощью может пониматься, например, документально подтвержденные оплата участия и само участие в обучающих мероприятиях, оплата литературы или получение информационных материалов, оплата проезда на мероприятия. Необходимо указывать реквизиты документов, например, договоров, на основании которых предоставлялись средства, имущество или иная помощь.

  • информацию о целях расходования этих денежных средств ‎и использования иного имущества: необходимо указать, на что были фактически израсходованы денежные средства, например, были ли переданы третьим лицам и кому конкретно, на основании каких документов, каким образом использовалось полученное от иностранных источников имущество. Также необходимо указывать реквизиты документов, на основании которых средства или имущество передавались третьим лицам.

За неисполнение обязанности по сдаче отчета предусмотрена административная ответственность в размере от 30 до 50 тысяч рублей.

    В случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций ИА, физическое лицо вправе подать в Минюст ходатайство об исключении из списка ИА.

    Прекращением деятельности для целей определения ИА можно считать либо прекращение получения средств и иного имущества из иностранных источников, либо отказ от осуществления политической деятельности или иной квалифицирующей ИА деятельности.

    По аналогии с практикой применения норм об исключении из соответствующего реестра НКО-ИА, практическим основанием скорее всего будет являться отказ от иностранного финансирования, в особенности от источника, получение средств из которого привело к признанию ИА, так как доказать факт прекращения какой-либо деятельности, в том числе политической, практически невозможно.

    Приложение №7 Приказа утвердило форму ходатайства об исключении из списка физических лиц–ИА, которое должно включать в себя:
    - непосредственно ходатайство об исключении из списка ИА,
    - персональные данные заявителя,
    - заверения заявителя о том, что указанные им сведения достоверны,
    - указание на то, что ему разъяснен порядок принятия Минюстом решения об исключении (такое решение принимается не позднее чем через 60 дней после подачи ходатайства).

    Вероятнее всего, исключению из списка ИА будет предшествовать проверка деятельности физического лица по аналогии с правилами, применяющимися к процессу исключения из реестров НКО-ИА. Однако, если проверка деятельности последних входит в полномочия Минюста, то какой орган будет осуществлять проверку достоверности сведений, сообщенных физическим лицом в ходатайстве об исключении – неясно.

    Приказ утверждает порядок ведения и размещения Минюстом в сети Интернет списка физических лиц-ИА (Приложение №3 к Приказу), а также порядок принятия решения об освобождении лица от обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц-ИА по согласованию с ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны (Приложение №4 к Приказу).
    Статья 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года ‎№272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (данная статья была введена Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»).
    Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба охраны (ФСО), Служба внешней разведки (СВР), Министерство обороны (Минобороны).
    Закон предусматривает ряд случаев, когда физическое лицо не может быть признано ИА, например, освобождаются сотрудники дипломатических представительств, иностранные журналисты, аккредитованные в РФ, иные лица по решению государственных органов.
    Иностранные источники - иностранные государства, их государственные органы, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства либо уполномоченные ими лица и (или) граждане Российской Федерации или российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).
    Политическая деятельность - деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
    В соответствии с ч.1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» иностранными источниками являются: иностранное государство; государственные органы иностранного государства; международная или иностранная организация; иностранный гражданин; лицо без гражданства, действующие в интересах иностранных источников. российские граждане и российские юридические лица.
    Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников (ст 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020) "О средствах массовой информации).
    Образец утвержден Приложением №1 Приказа.
    Образец утвержден Приложением №2 Приказа.
    В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» к ней относится:

    - участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

    - участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

    - публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

    - распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

    - формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

    - вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

    - финансирование указанной деятельности.