Минюст утвердил порядок ведения реестра общественных объединений-ИА

Анализ Приказа Министерства юстиции
C 14 июня 2021 года вступает в силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.06.2021 № 92 «Об утверждении порядка ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, порядка и сроков уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории Российской Федерации и форм документов, представляемых общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента».
Приказ разработан в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2020 года (далее — «Закон») на основании которого общественные объединения, функционирующие без приобретения прав юридического лица, могут быть признаны выполняющими функции иностранного агента (далее — «незарегистрированное ОО-ИА»).

Приказ утверждает ряд правил, форм и образцов документов во исполнение соответствующих положений Закона, в частности:

1) порядок ведения реестра незарегистрированных ОО – ИА (далее – реестр);

2) порядок и сроки уведомления незарегистрированным ОО, ‎о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории РФ;

3) форму предоставления незарегистрированным ОО – ИА отчета об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании;

4) форму представления незарегистрированным ОО - ИА информации об изменении сведений, указанных в ранее представленном уведомлении;

5) форму заявления об исключении незарегистрированного ОО - ИА ‎из реестра.

Целью настоящего обзора является информирование заинтересованных лиц о содержании положений приказа и утвержденных им документов. При этом ряд положений Закона, Приказа и утвержденных им приложений нечетко сформулированы, остается возможность их различного толкования.

Отсутствует и практика применения этих норм, практика включения/исключения из реестра незарегистрированного ОО-ИА. Ввиду этого толкование отдельных, наиболее неясных, норм Закона и подзаконных актов в настоящем обзоре является только мнением экспертов, основанном на опыте работы с законодательством об НКО-ИА. Только практика покажет, каким образом будут толковаться и применяться государственными органами положения Закона и подзаконных актов.

Напоминаем, что в соответствии с Законом, незарегистрированное ОО может быть признано ИА, если оно:
- получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников
и
- участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации,
либо
- намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

К сожалению, Приказ и подзаконные акты не вносят ясности, какие группы и кто конкретно в этих группах обязан выполнять требования для незарегистрированных ОО-ИА. В соответствии с законами РФ, под незарегистрированным ОО понимается объединение, не являющееся юридическим лицом, которое создается по инициативе не менее трех учредителей, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) с момента принятия решения о создании ОО, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов.

Нужно иметь в виду однако, что статус незарегистрированного ОО по законодательству не ясен, и любая группа из 3 и более лиц, которая имеет название и встречается более одного раза, может быть признана теоретически незарегистрированным ОО, особенно если эта группа от своего имени размещает информацию общественно политической значимости в интернете и/или отправляет обращения в государственные органы или к общественности.

При таком определении незарегистрированного ОО, неясно кто из числа группы обязан исполнять обязательства группы как ИА, и кто конкретно несет ответственность за их неисполнение. Хотя нет правоприменительной практики, можно предположить, что лица, размещающие «обращения» или информацию от имени группы, могут признаваться руководителями и нести ответственность. Руководителем, возможно, может быть признано лицо, которое получает средства из иностранного источника на политическую деятельность группы.

По другому предположению, любое аффилированное лицо (чье имя упоминается в связи с наименованием группы) может привлекаться к ответственности. Нужно также иметь в виду, что основания признания незарегистрированного ОО ИА включают в себя основания, предусмотренные для физических лиц, а это означает, что руководитель такой группы или любой ее член может быть определен как ИА индивидуально. Возможно, статус ИА будет использоваться против физических лиц, аффилированных с незарегистрированным ОО, в отношении которых невозможно доказать, что они получали иностранное финансирование.
В отличие от НКО, Минюст не включает незарегистрированные ОО в реестр по собственной инициативе и по своему усмотрению. Включение в реестр производится по двум основаниям:

а) поступление в Минюст уведомления от самого незарегистрированного общественного объединения;

б) поступление в Минюст документов от государственных органов, подтверждающих получение общественным объединением, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, и не подало уведомление, денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников ‎и участие в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. Какие именно государственные органы будут предоставлять документы в Минюст конкретно не указано, но предположительно это могут быть Росфинмониторинг и Федеральная налоговая служба (ФНС).

Незарегистрированное ОО обязано подать уведомление в Минюст о включении в реестр, если оно соответствует вышеназванным критериям.

Уведомление должно быть подано:

- в течение 10 рабочих дней после получения денежных средств ‎и (или) иного имущества от иностранных источников, если общественное объединение в течение года, предшествовавшего получению указанных денежных средств и (или) иного имущества, участвовало в политической деятельности. Предположительно, имеется в виду, что если группа лиц участвовала в политической деятельности 5-10 лет назад, то это не является квалифицирующим фактором для ИА, но если занималась такой деятельностью в последние 12 месяцев, то обязана об этом сообщить и такая деятельность будет квалифицирующей для определения статуса ИА;

- не позднее чем за 10 дней до начала осуществления объединением политической деятельности, если объединение в течение года, предшествующего осуществлению политической деятельности на территории Российской Федерации, получало денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников;

- не позднее чем за 10 рабочих дней до начала осуществления политической деятельности на территории Российской Федерации и получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников, если объединение намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации.

Незарегистрированное ОО освобождается от подачи уведомления ‎в случае, если указанные денежные средства и (или) иное имущество было возвращено отправителю в течение 3 рабочих дней с момента ‎их поступления.
Уведомление незарегистрированного ОО о включении в реестр должно включать:
  • сведения о незарегистрированном ОО (полное и сокращенное наименование, дата создания, территория деятельности, структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы, отделения и иные структурные подразделения); на момент заключения договора стороны не могли предвидеть их возникновение;
  • количество участников;
  • персональные данные руководителя и учредителей (ФИО, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, реквизиты документа, подтверждающего полномочия), эти сведения могут подтверждаться протоколом о создании ОО, в котором будут указаны как учредители, так и назначенный руководитель;
  • данные учредителя – юридического лица в незарегистрированном ОО (речь может идти только о зарегистрированном ОО (общественном движении или общественной организации), т.к. по закону иные юридические лица не могут быть учредителями ОО;
  • адрес местонахождения руководящего органа и контакты;
  • сведения о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности незарегистрированного ОО (вероятно, речь идет о банковском счете определенного физического лица, на счет которого приходят средства на осуществление политической деятельности незарегистрированного ОО, такие данные могут быть исключительно предоставлены держателем счета или с его согласия);
  • цели деятельности (цели деятельности ОО должны быть указаны в уставе ОО);
  • сферы и формы политической деятельности (по аналогии с практикой применения законодательства об НКО-ИА, можно предположить, что в самом реестре будут указываться или формирование общественного мнения, или влияние на выработку решений государственных органов. Однако сами заявители, как правило, оставляют строку незаполненной, не считая ни один из видов своей деятельности политическим.);
  • сведения об источниках формирования денежных средств и (или) иного имущества (по каждому виду источника, в т.ч. иностранного; источники формирования денежных средств и (или) иного имущества отличаются от источников для осуществления квалификационной деятельности для НКО. Вероятно, в данном случае речь может идти об источниках совместной собственности участников группы, что должно быть задокументировано договорами о совместной деятельностиили аналогичными, соответственно, могут применяться нормы гражданского законодательства об имуществе, находящемся в общей долевой собственности. Однако, возможно, что требуется указать средства, которые перечисляются на банковский счет одного из участников такого ОО специально, и это указано в каких-либо документах для деятельности такого незарегистрированного ОО.);
  • сведения о заявителе (ФИО, гражданство, данные документов, удостоверяющих личность и полномочия, адрес места жительства);
  • заверения заявителя о достоверности включенных в уведомление сведений.
Включенные в реестр незарегистрированные ОО-ИА обязаны ежеквартально представлять в Минюст отчет о своей деятельности ИА (ОИО001). Объем сведений, включаемых в отчет, аналогичен указанному выше объему сведений в подаваемом уведомлении.

За неисполнение обязанности незарегистрированными ОО, включенными в реестр, по предоставлению отчетности установлена административная ответственность в виде штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

В случае прекращения незарегистрированным ОО-ИА участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и прекращения получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников это общественное объединение имеет право подать в Минюст заявление об исключении из реестра.

Необходимо отметить, что в отличие от НКО-ИА незарегистрированному ОО-ИА теоретически нужно исключить оба критерия: и иностранное финансирование, и осуществление политической деятельности. Это, вероятно, означает, что незарегистрированное ОО-ИА должно не просто полностью прекратить любую деятельность, но распуститься/ликвидироваться, иначе доказать соответствие критериям для исключения из реестра будет невозможно.
Заявление включает в себя:
  • непосредственно ходатайство об исключении из списка незарегистрированных ОО-ИА,
  • сведения о незарегистрированном общественном объединении (наименование, порядковый номер в реестре);
  • указание причины подачи заявления (неполучение денежных средств из иностранных источников и/или неучастие в политической деятельности);
  • персональные данные заявителя (ФИО, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства);
  • заверения заявителя о том, что указанные им сведения достоверны и указание на то, что ему разъяснен порядок принятия Минюстом решения об исключении.
Решение об исключении из реестра или об отказе в исключении Минюст принимает не позднее чем через 30 дней со дня окончания проверки сведений, содержащихся в заявлении. К проверке Минюст обязан приступить после получения заявления незамедлительно с извещением об этом органов прокуратуры. Решение об отказе в исключении общественного объединения из реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →

Статья 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (данная статья была введена Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»).
п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: Иностранные источники - иностранные государства, их государственные органы, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства либо уполномоченные ими лица и (или) граждане Российской Федерации или российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).
п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: Политическая деятельность - деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия. Она может осуществляться, например, в следующих формах:

- участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

- публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

- финансирование указанной деятельности.
Статья 5 Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Рекомендуемый образец утвержден Приказом.
Ст.31 Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ ФЗ «Об общественных объединениях» Имущество общественных объединений формируется из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
Ст.1041 ГК РФ «Договор простого товарищества».
Ст. 1043 ГК РФ «Общее имущество товарищей»
Часть 1 статьи 19.7.5-3 КоАП РФ.
Образец утвержден Приказом. Форма ИОО001.