Приказ разработан в соответствии с
федеральным законом от 30 декабря 2020 года (далее — «Закон») на основании которого общественные объединения, функционирующие без приобретения прав юридического лица, могут быть признаны выполняющими функции иностранного агента (далее — «незарегистрированное ОО-ИА»).
Приказ утверждает ряд правил, форм и образцов документов во исполнение соответствующих положений Закона, в частности: 1) порядок ведения реестра незарегистрированных ОО – ИА (далее – реестр);
2) порядок и сроки уведомления незарегистрированным ОО, о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от
иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в
политической деятельности на территории РФ;
3) форму предоставления незарегистрированным ОО – ИА отчета об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании;
4) форму представления незарегистрированным ОО - ИА информации об изменении сведений, указанных в ранее представленном уведомлении;
5) форму заявления об исключении незарегистрированного ОО - ИА из реестра.
Целью настоящего обзора является информирование заинтересованных лиц о содержании положений приказа и утвержденных им документов. При этом
ряд положений Закона, Приказа и утвержденных им приложений нечетко сформулированы, остается возможность их различного толкования. Отсутствует и практика применения этих норм, практика включения/исключения из реестра незарегистрированного ОО-ИА. Ввиду этого толкование отдельных, наиболее неясных, норм Закона и подзаконных актов в настоящем обзоре является только мнением экспертов, основанном на опыте работы с законодательством об НКО-ИА. Только практика покажет, каким образом будут толковаться и применяться государственными органами положения Закона и подзаконных актов.
Напоминаем, что в соответствии с Законом,
незарегистрированное ОО может быть признано ИА, если оно: - получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников
и - участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации,
либо - намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
К сожалению, Приказ и подзаконные акты
не вносят ясности, какие группы и кто конкретно в этих группах обязан выполнять требования для незарегистрированных ОО-ИА. В соответствии с
законами РФ, под незарегистрированным ОО понимается объединение, не являющееся юридическим лицом, которое создается по инициативе не менее трех учредителей, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) с момента принятия решения о создании ОО, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов.
Нужно иметь в виду однако, что
статус незарегистрированного ОО по законодательству не ясен, и любая группа из 3 и более лиц, которая имеет название и встречается более одного раза, может быть признана теоретически незарегистрированным ОО, особенно если эта группа от своего имени размещает информацию общественно политической значимости в интернете и/или отправляет обращения в государственные органы или к общественности.
При таком определении незарегистрированного ОО,
неясно кто из числа группы обязан исполнять обязательства группы как ИА, и кто конкретно несет ответственность за их неисполнение. Хотя нет правоприменительной практики, можно предположить, что лица, размещающие «обращения» или информацию от имени группы, могут признаваться руководителями и нести ответственность.
Руководителем, возможно, может быть признано лицо, которое получает средства из иностранного источника на политическую деятельность группы. По другому предположению,
любое аффилированное лицо (чье имя упоминается в связи с наименованием группы) может привлекаться к ответственности. Нужно также иметь в виду, что основания признания незарегистрированного ОО ИА включают в себя основания, предусмотренные для физических лиц, а это означает, что руководитель такой группы или любой ее член может быть определен как ИА индивидуально. Возможно, статус ИА будет использоваться против физических лиц, аффилированных с незарегистрированным ОО, в отношении которых невозможно доказать, что они получали иностранное финансирование.