Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Май 2020
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы

Федеральный закон принят в целях создания дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан РФ, находящихся в день голосования за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, предусматривает в порядке эксперимента возможность голосования на специально создаваемых цифровых избирательных участках.


Голосование на цифровых избирательных участках в соответствии с Федеральным законом может проводиться в ходе дополнительных выборов депутатов Государственной Думы РФ седьмого созыва и выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, голосование на которых должно состояться 13 сентября 2020 года.


Как поясняется на официальном сайте Президента РФ, проведению указанного эксперимента способствовал положительный опыт реализации Федерального закона «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года».

Перечень цифровых избирательных участков утверждается ЦИК России на основании предложений избирательных комиссий субъектов РФ. Для участия в голосовании на цифровом избирательном участке гражданин РФ подает заявление о включении в список избирателей. Заявление подается с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а в случаях, установленных ЦИК России, - также через территориальные и участковые комиссии не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня голосования.


Особенности организации голосования на цифровом избирательном участке, оформления и хранения связанной с таким голосованием избирательной документации, порядок формирования и состав передаваемых в соответствующую избирательную комиссию данных о голосовании, включая сведения о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, и о количестве поданных за каждого кандидата, список кандидатов голосов избирателей, а также порядок передачи информации в соответствующие избирательные комиссии и порядок обработки данных о голосовании на цифровом избирательном участке и подсчета голосов избирателей в окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта РФ определяются ЦИК России.

Вместе с тем подписан Федеральный закон от 23 мая 2020 года №152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве».


В г. Москве принято решение провести эксперимент по дистанционному электронному голосованию на выборах в 2020-2021 гг. Оно будет проходить с использованием городского портала госуслуг. При этом у граждан предполагается сохранить возможность воспользоваться традиционным форматом голосования.


Также в сфере избирательного законодательства Президентом РФ подписан Федеральный закон от 23 мая 2020 года №154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»..


Федеральным законом для лиц, осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений средней тяжести и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, предусматривается запрет на участие в выборах в качестве кандидатов до истечения 5 лет со дня снятия или погашения такой судимости.


Кроме того, Федеральным законом устанавливается возможность внесения изменений в действующую схему избирательных округов в связи с существенным изменением численности избирателей в избирательном округе, уточняются отдельные положения, касающиеся опубликования информации, связанной с выборами, а также конкретизируется ряд положений законодательства РФ о выборах и референдумах в связи с предусмотренной Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» возможностью образования нового вида муниципального образования – муниципального округа.

Законом установлено, что сведения об открытии банковского счёта (банковских счетов) товарищества должны быть указаны в решении об учреждении товарищества, а также предусматривается, что отчёт председателя товарищества об открытии и (или) о закрытии банковского счёта (банковских счетов) товарищества, содержащий в том числе информацию об условиях договора банковского счёта (банковских счетов), включается в повестку ближайшего общего собрания членов товарищества.


Закрепляется, что к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится принятие решения об обращении с заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и являющиеся имуществом общего пользования, и (или) заявлением о государственном кадастровом учёте таких объектов недвижимости. Одновременно на общем собрании избирается представитель, уполномоченный на подачу соответствующего заявления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав.

Принятые постановления Правительства

На СОНКО распространены отсрочки по уплате налогов и страховых взносов По мнению Минэкономразвития, такая мера приведет к выпадению 20 млрд руб. доходов бюджетов. СОНКО, наравне с коммерческими организациями, смогут воспользоваться льготными кредитами под 2% годовых.


Речь идет о переносе сроков уплаты по налогу на прибыль, налогов по упрощенной системе налогообложения за 2019 год, авансовых платежей по налогам за март и первый квартал 2020 года (кроме НДС), а также страховых выплат, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март—май 2020 года, на 6 месяцев. Сроки уплаты налогов за второй квартал, а также страховых взносов за июнь-июль откладываются на 4 месяца.

Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» дополнен двумя новыми пунктами:


«3. Содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


4. Содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.».

Бизнес из отраслей, признанных пострадавшими и СОНКО смогут погашать долги по арендной плате за пользование государственным имуществом в течение двух лет – с 1 января 2021 года по 1 января 2023 года.


До 1 октября 2020 года также продлевается отсрочка по платежам за аренду государственного имущества. Срок действия отсрочки перенесен с 1 июля 2020 года.

Принятые ведомственные приказы
Приказ Минюста России от 26 мая 2020 года № 122 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (на момент подготовки обзора не опубликован) - https://regulation.gov.ru/projects#npa=101854 ;
https://minjust.ru/ru/novosti/o-poryadke-predstavleniya-otchetnosti-nekommercheskimi-organizaciyami-v-2020-godu-13

Приказом определены сроки представления отчетности некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, а также структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций.


Одновременно, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции Приказом перенесено ‎представление некоммерческими организациями ежегодной отчетности ‎за 2019 год и ежеквартальной отчетности за I и II кварталы 2020 года ‎на срок не позднее 1 июля 2020 года


Также Минюстом России принят Приказ 26 мая 2020 года № 123 «О внесении изменений в приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», от 13 октября 2011 года № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации» и от 07 октября 2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» (на момент подготовки обзора не опубликован) - https://regulation.gov.ru/projects#npa=101855 , https://minjust.ru/ru/novosti/o-poryadke-predstavleniya-otchetnosti-nekommercheskimi-organizaciyami-v-2020-godu-13


В соответствии с пунктом 3 приказа Минюста России от 16 апреля 2013 года № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, обязана представить в Минюст России отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных ‎от иностранных источников, и о фактическом расходовании ‎и использовании денежных средств и иного имущества, полученных ‎от иностранных источников, за I квартал 2020 года, а также аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в срок не позднее 1 июня 2020 года.


В соответствии с пунктом 3 приказа Минюста России от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации» сведения, предусмотренные частью 8 статьи 6 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ ‎«О государственной службе российского казачества», за 2019 год казачьи общества обязаны представить отчетность не позднее 1 июня 2020 года.


В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией ‎на территории Российской Федерации, проектом приказа предлагается перенести срок представления вышеуказанными некоммерческими организациями соответствующих сведений в Минюст России в текущем году на срок не позднее 1 июля 2020 года.


Одновременно Приказом переносится срок размещения ‎в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, предусмотренных пунктом 2 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности ‎и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года № 252, за 2019 год на срок не позднее 1 июля 2020 года.

Проекты федеральных законов

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, в связи с ситуацией, сложившейся в результате возникновения новой коронавирусной инфекции для некоммерческих организаций продляются сроки предоставления отчетности и аудита. Данные меры поддержки необходимы в связи с тем, что организации не имеют возможности работать в обычном режиме.

Проведение аудита фондам, являющимися социально ориентированными некоммерческими организациями за 2019 год предлагается отменить.


Текст проекта федерального закона на сегодняшний день не размещен, а только уведомление о его разработке, в связи с чем, проанализировать содержащиеся в нем предложения не представляется возможным.


19 мая 2020 года Минэкономразвития также объявило о разработке еще одного законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных».

Однако, паспорт законопроекта не содержит текста самого законопроекта, а к нему прикреплена пояснительная записка от упоминавшегося выше законопроекта «О приостановлении действия пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части фондов, являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями». В связи с этим, проанализировать инициативу Минэкономразвития России в части предлагаемых изменений в ФЗ «О персональных данных» в настоящее время не представляется возможным.

19 мая 2020 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №959325-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

21 мая законопроект был принят в 1 чтении, а 22 мая уже во втором и третьем. В настоящее время законопроект ожидает одобрения Советом Федерации.


25 мая 2020 года законопроект поступил в СФ из Госдумы и находится в стадии одобрения.


Согласно тексту законопроекта, организации из реестра СО НКО, которые с 2017 года получают президентские гранты, субсидии и другие гранты по программам, что реализуют федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, или являются исполнителями общественно полезных услуг либо поставщиками социальных услуг, освободят от части налогов.


В частности, такие НКО хотят освободить от налога на прибыль организации, это коснется:

- авансовых платежей, которые нужно уплатить во втором квартале 2020 года;

- авансовых платежей, которые нужно уплатить за отчетные периоды 4-5-6 месяцев 2020 года, «за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за отчетный период три месяца»;

- авансовых платежей, которые нужно уплатить за первое полугодие 2020 года, также за минусом авансовых платежей, начисленных за первый квартал ранее.


Налог на прибыль организации за отчетные периоды после шести месяцев 2020 года рассчитывается с учетом представленных выше авансовых платежей.


НКО наравне с индивидуальными предпринимателями, которые работают в наиболее пострадавших от пандемии сферах, планируют освободить от налогов по акцизам за апрель-июнь 2020 года, по водному налогу за второй квартал 2020 года, по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель-июнь 2020 года, по единому сельскохозяйственному налогу за полугодовой период 2020 года.


Освободят от выплат по налогу, который платится из-за упрощенной системы налогообложения: В части авансового платежа за отчетный период полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период первый квартал 2020 года. Он будет засчитываться при исчислении авансового платежа за отчетный период девять месяцев 2020 года и суммы налога за налоговый период 2020 года.


Поправки касаются и транспортного налога, налога на имущество организаций и имущество физических лиц, а также земельного налога — все с одинаковыми сроками: от обязанности платить за владение объектом с 1 апреля до 30 июня 2020 года НКО освободят.


Еще одно освобождение от уплаты планируется в налогах на доходы физических лиц - это авансовый платеж за первое полугодие 2020 года. Засчитываться он будет во время исчисления суммы авансового платежа по налогу за десять месяцев 2020 года и суммы налога за налоговый период 2020 года.


Согласно проекту, планируется понизить тарифы по страховым взносам, в том числе и для СОНКО. В частности, тарифы на выплаты, начисленные за апрель — июнь 2020 года, понижаются на обязательное пенсионное страхование — до 0,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — до 0,0 процента, на обязательное медицинское страхование — также до 0,0 процента.


Согласно новому законопроекту, к внереализационным расходам будут относиться в том числе расходы в виде стоимости имущества, которое бизнес передает медицинским некоммерческим организациям и социально ориентированным НКО из списка Минэкономразвития. Эти расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки.

26 мая 2020 года данный законопроект был внесен не рассмотрение ГД РФ.

Законопроектом предлагается на отношения, возникающие при формировании благотворительной организацией целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, распространить нормы Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».


В пункт 4 статьи 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» законопроектом предлагается внести изменения, позволяющие благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами, но только в целях получения благотворительной организацией ценных бумаг хозяйственных обществ на пополнение ее целевого капитала или приобретения благотворительной организацией акций хозяйственных обществ за счет денежных средств, составляющих ее целевой капитал, в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Закрепленное в пункте 4 статьи 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» требование об использовании не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме на благотворительные цели в течение года с момента его получения предлагается не распространять на пожертвования, полученные на формирование или пополнение целевого капитала благотворительной организации, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Аналогичное исключение предлагается ввести и для финансирования благотворительных программ (п. 3 ст. 17 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».


Коррелирующие поправки также предлагается внести в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Также в данном Федеральном законе (ч. 12 ст. 6) предлагается ввести дополнительное исключение, позволяющее не возвращать поступившие денежные средства жертвователю - до истечения срока (1 год со дня поступления первого пожертвования) принято решение о продлении срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма пожертвований превышает 1,5 млн рублей.


Законопроектом предлагается закрепить, что некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств не только на пополнение (в действующей редакции закона), но и на формирование целевого капитала.


Предлагается существенно изменить размер неиспользованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал – вместо не более 50% за два года подряд - не менее 25% за три года подряд.

Изменяется порядок исчисления вознаграждения и расходов управляющей компании.

Изменения предлагается внести в 21 федеральный закон, что обусловлено введением ранее электронных трудовых книжек. Сопутствующие поправки будут внесены в Законы о занятости населения, о прокуратуре, о статусе судей, о с/х кооперации, о службе в таможенных органах, об обязательном соцстраховании, о госрегистрации юрлиц и ИП, об адвокатской деятельности, о несостоятельности (банкротстве) и другие.
Проекты постановлений Правительства

Проект постановления Правительства РФ разработан ‎в рамках реализации поручения Президента РФ от 9 мая 2020 года № Пр-791, данного по итогам встречи Президента РФ с участниками Всероссийской акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ 30 апреля ‎2020 года и в соответствии со статьей 2 проекта федерального закона № 959325-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (22 мая 2020 года принят Государственной Думой в 3 чтении - https://sozd.duma.gov.ru/bill/959325-7).


Минэкономразвития РФ определяется уполномоченным органом по ведению данного реестра. Порядок ведения реестра должен быть определен отдельным актом министерства.


В соответствии с проектом постановления в реестр входят СОНКО, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг.


Реестр должен являться открытым и размещаться на официальном сайте уполномочено органа (Минэкономразвития РФ).

Минэкономразвития планирует утвердить данный реестр до 5 июня 2020 года - https://rg.ru/2020/05/22/reestr-poluchatelej-gospodderzhki-sredi-nko-utverdiat-v-iiune.html.


Также Правительством РФ разрабатывается проект постановления Правительства РФ «О реестре некоммерческих организаций в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».


В соответствии с проектом постановления включение некоммерческих организаций в реестр осуществляется на основании следующих критериев:


- некоммерческая организация является частной образовательной организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;


- некоммерческая организация является благотворительной организацией, зарегистрированной в установленном законодательством РФ порядке и применяющей пониженные страховые взносы в соответствии со подпунктами 7 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ;


- некоммерческая организация является некоммерческой организацией (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) и применяющей пониженные страховые взносы в соответствии со подпунктом 8 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации;


- некоммерческая организация включена в перечень организаций получаемые налогоплательщиками гранты которых, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 6 статьей 217 Налогового кодекса РФ.


Порядок ведения реестра утверждается представленным постановлением и включает положения о том, что он должен являться открытым и размещаться на официальном сайте уполномочено органа, порядок включения и исключения из реестра, обязанности уполномоченного органа по его ведению.


Информацию об организациях в реестр предоставляет Федеральная налоговая служба России и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Иные новости

Президентом РФ принято решение о выделении из резервного фонда трех миллиардов рублей для увеличения в 2020 году объема субсидий, предоставляемых фонду — оператору президентских грантов по развитию гражданского общества.


Это одна из мер поддержки некоммерческого сектора, которые Президент РФ анонсировал 30 апреля на встрече с участниками общероссийской акции «Мы вместе» по вопросу поддержки социально ориентированных организаций - http://kremlin.ru/events/president/news/63294.


На реализацию специальной программы из резервного фонда Президента предлагаю выделить дополнительно три миллиарда рублей, в том числе обязательно предусмотреть ресурсы на приобретение индивидуальных средств защиты для сотрудников НКО и волонтеров.

7 мая 2020 года Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Агентством социальной информации и Общественной палатой России запустило специальный сервис по мониторингу состояния негосударственного сектора в социальной сфере.

Сервис позволит оценить эффективность мер, принимаемых государством в период пандемии коронавируса (COVID-19), и сформировать дополнительный пакет предложений по поддержке социальных предпринимателей и некоммерческих организаций (НКО) для последующего выхода из кризисной ситуации.


Представителям негосударственного сектора предлагают пройти онлайн-опросна платформе «Смартека» или воспользоваться чат-ботом в Telegram.

Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства