Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Июль 2020
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Уголовный кодекс дополнен новыми статьями 207.1 и 207.2, предусматривающими уголовную ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в частности о чрезвычайных ситуациях, связанных с эпидемией, а также о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приёмах и способах защиты от этих обстоятельств и за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлёкшее по неосторожности тяжкие последствия. Также внесены изменения в действующую статью 236 УК, предусматривающую уголовную ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических правил.
Закон направлен на защиту прав работников в отношении получения ими всех причитающихся выплат при ликвидации организации. Перед тем как подать заявление о государственной регистрации ликвидации организации необходимо расторгнуть все трудовые договоры с работниками и произвести все выплаты, предусмотренные для увольняемых работников.
Коррелирующие изменения вносятся также в Трудовой кодекс - Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации»
Принятые постановления Правительства
Из перечня оснований для включения НКО в реестр наиболее пострадавших в условиях COVID-19 НКО исключены критерии о применении ими упрощенной системы налогообложения и пониженных тарифов страховых взносов
В соответствии с внесенными изменениями в указанный реестр может быть включена в том числе некоммерческая организация, являющаяся благотворительной организацией, зарегистрированной в установленном законодательством РФ порядке, и представившая в Минюст России отчетность по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Минюста России от 16 августа 2018 года №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2017 - 2018 годы.

Также предусматривается, что информацию в реестр будут представлять Рособрнадзор и Минюст России (в действующей редакции - Рособрнадзор и ФНС России).

В соответствии с данным Постановлением Минэкономразвития уточнило реестр НКО для оказания мер поддержки.
Социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) выделят субсидии на дезинфекцию помещений, разметку, диспенсеры, маски и перчатки.

Постановлением предусмотрено выделение средств СОНКО и МСП, которые ведут деятельность в отраслях экономики, которым требуется поддержка для проведения профилактических и дезинфекционных мероприятий и которые в том числе осуществляют производство и реализацию подакцизной продукции. Речь идёт об организациях общественного питания, гостиницах, организациях, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, а также деятельность по предоставлению бытовых услуг населению.

Субсидия делится на первоначальную и текущую. Размер первой составит 15 000 рублей. Вторая будет рассчитываться как произведение 6 500 рублей на количество работников организации в мае 2020 года.
Соответствующее заявление в электронной форме можно направить в налоговый орган по месту нахождения организации с 15 июля 2020 года по 15 августа 2020 года включительно.

Ранее Правительством РФ издано Распоряжение от 26 июня 2020 года №1686-р, в соответствии с которым Казначейству России из резервного фонда выделены средства в размере 20 млрд рублей на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий для субъектов МСП и социально ориентированных НКО, работающих в определенных отраслях.
Утвержден порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, или учрежденным им российским юридическим лицом при ограничении доступа к его информационному ресурсу. Также установлены Правила ограничения и возобновления доступа к информационному ресурсу иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, или учрежденного им российского юридического лица и информирования граждан (физических лиц) о таком ограничении.
Постановлением уточнены меры поддержки для социально ориентированных НКО, а также НКО, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19, включенных в соответствующие реестры. Поправки касаются предоставления таким организациям отсрочки по арендным и налоговым платежам, страховым взносам.
Принятые ведомственные приказы

Заново установлены формы, форматы и правила заполнения документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах.


Новая форма заявления о постановке на учет в связи с открытием счета в банке применяется со дня опубликования приказа, прочие формы - с 1 августа 2020 года.


Установленные в 2012 году формы, форматы и правила признаны утратившими силу

Положение о Министерстве юстиции РФ приведено в соответствии с последними изменениями законодательства, в частности, в перечень функций Минюста включены обязанности по созданию и ведению перечня иностранных средств массовой информации, осуществляющих функции иностранного агента, определению порядка применения к ним положений Федерального закона «О некоммерческих организациях», определению порядка уведомления Минюста об учрежденных ими юридических лицах.
Проекты федеральных законов

Законопроектом предлагается установить перечень документов, подтверждающих право организаций и индивидуальных предпринимателей на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) при безвозмездной передаче товаров или услуг в благотворительных целях.

Предлагается считать документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения:


- договор или контракт налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров или имущественных прав (выполнение работ, оказание услуг);

- документы, подтверждающие, что получатель принял на учёт такие товары, услуги, имущественные права;

- акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных товаров или имущественных прав, оказанных или выполненных в рамках благотворительной деятельности услуг;

- копии указанных документов.


Уточняется, что федеральный закон в случае принятия вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.


По закону налогообложению не подлежат передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, за исключением подакцизных товаров. Однако законодательно список документов, подтверждающих право благотворителей на освобождение от НДС, пока не установлен.

Законопроектом предлагается возложить на Минюст России обязанность по утверждению порядка ведения перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, а также порядка ведения перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Одновременно предлагается закрепить обязанность соответствующих должностных лиц или органов направлять в Минюст России копии решений о приостановлении деятельности указанных объединений, об удовлетворении жалоб на решение о приостановлении деятельности, а также копии вступивших в законную силу решений суда по заявлению о ликвидации указанных объединений или о запрете их деятельности.

Ведение перечня некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в настоящее время ведется Минюстом России (по состоянию на 24 июля 2020 года в нем содержатся сведения о 76 организациях).

Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, также был создан Минюстом России 3 октября 2019 года, но по состоянию на 24 июля 2020 года в него не была включена ни одна организация.

Таким образом, суть предлагаемых поправок состоит лишь в возложении на Минюст России обязанности разработать ведомственные акты, регулирующие ведение данных перечней, а также в установлении требований к должностным лицам и органам, принимающим решения о приостановлении деятельности, о ликвидации или запрете деятельности НКО в связи с осуществлением экстремистской деятельности, направлять их копии в трехдневный срок со дня принятия.
Законопроектом предлагается обязать священнослужителей, получивших образование за пределами Российской Федерации, до начала своей религиозной или преподавательской деятельности в России пройти переподготовку и аттестацию в российских вузах.

Законопроект предусматривает запрет быть участником или руководителем религиозной группы иностранным гражданам, чье пребывание в РФ признано нежелательным, а также иностранным гражданам, включенным в реестр экстремистов и террористов, ведущийся Росфинмониторингом - http://www.fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act.

Законопроектом предлагается изменить периодичность уведомления религиозными группами Минюста России о продолжении своей деятельности: вместо 1 раза в 3 года – ежегодно.
21 июля 2020 года на рассмотрение Государственной Думы Правительством РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»
Законопроектом предлагается упростить получение согласия субъекта на обработку его персональных данных, в частности: закрепить возможность получения согласия субъекта на обработку его персональных данных для достижения нескольких целей (ранее закон требовал получения отдельного согласия при обработке ПДн для достижения каждой конкретной цели), а также закрепить возможность указания в согласии на обработку ПДн нескольких третьих лиц, которым обработка ПДн может быть поручена (ранее в законе была предусмотрена возможность указания только 1 лица).
В перечень мер по обеспечению безопасности ПДн предлагается включить «применение для уничтожения персональных данных средств защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия, проведенную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности (ФСБ), или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК)».

В полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) предлагается включить установление требований к обезличиванию персональных данных и методы обезличивания персональных данных (в настоящее время такие требования не установлены).
21 июля 2020 года Государственной Думой принят в 1 чтении внесенный депутатами В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы»
Законопроектом предлагается на отношения, возникающие при формировании благотворительной организацией целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, распространить нормы Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

В пункт 4 статьи 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» законопроектом предлагается внести изменения, позволяющие благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами, но только в целях получения благотворительной организацией ценных бумаг хозяйственных обществ на пополнение ее целевого капитала или приобретения благотворительной организацией акций хозяйственных обществ за счет денежных средств, составляющих ее целевой капитал, в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Закрепленное в пункте 4 статьи 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» требование об использовании не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме на благотворительные цели в течение года с момента его получения предлагается не распространять на пожертвования, полученные на формирование или пополнение целевого капитала благотворительной организации, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Аналогичное исключение предлагается ввести и для финансирования благотворительных программ (п. 3 ст. 17 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Коррелирующие поправки также предлагается внести в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Также в данном Федеральном законе (ч. 12 ст. 6) предусматривается возможность продления срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма собранных пожертвований превышает 1,5 миллиона рублей, в этой связи вводится и дополнительное исключение, позволяющее не возвращать поступившие денежные средства жертвователю – если до истечения срока (1 год со дня поступления первого пожертвования) принято решение о продлении срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма пожертвований превышает 1,5 млн рублей.

Законопроектом предлагается закрепить, что некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств не только на пополнение (в действующей редакции закона), но и на формирование целевого капитала.

Предлагается существенно изменить размер неиспользованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал – вместо не более 50% за два года подряд - не менее 25% за три года подряд.
Изменяется порядок исчисления вознаграждения и расходов управляющей компании.
Проекты постановлений Правительства

Проект постановления разработан в целях реализации Федерального закона от 18 марта 2020 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и предусматривают порядок получения социально ориентированной некоммерческой организацией заключения ‎о надлежащей реализации проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества. Указанное заключение будет выдаваться Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества.

Положения проекта постановления предусматривают освобождение СОНКО от обязанности предоставления ‎в Минюст России (его территориальные органы) заключения ‎о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе.


В случае непредставления заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение из соответствующего федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации его выдавшего в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Также проектом постановления предполагается освободить СОНКО от представления в Минюст России (его территориальные органы) заключений, выдаваемых Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе. В случае его непредставления Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение от Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества в рамках информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.


Учитывая предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сроки подготовки и направления ответа ‎на межведомственный запрос (не более 5 рабочих дней), срок принятия Минюстом России (его территориальным органом) решения о включении социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг увеличивается до 10 рабочих дней.

Проекты ведомственных приказов
Предлагается закрепить, что текстовые сообщения или материалы должны сопровождаться следующим текстовым указанием: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

Размещаться такое текстовое сообщение должно в начале сообщения (или материала), под заголовком, либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого сообщения (материала).
Размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта заголовка и текста сообщения (материала). Цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается. Не допускается наложение данного текстового указания на иные изображения и материалы.

Аудиовизуальная продукция таких организаций также должна сопровождаться текстовым сообщением аналогичного содержания. Демонстрация данного текстового указания должна быть обеспечена в начале трансляции сообщения (материала), а также при каждом возобновлении трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией). Продолжительность демонстрации должна составлять не менее 15 секунд и занимать не менее 20% от площади экрана.
Аудиопродукция должна сопровождаться звуковым текстовым сообщением аналогичного содержания (в начале трансляции, а также при каждом возобновлении трансляции), при этом не допускается применение технологий по ускорению речи и уровень громкости данного звукового текстового указания должен быть не ниже уровня громкости распространяемых сообщений (материалов).
Проект приказа разрабатывается в целях реализации положений, предусмотренных частью 4.2 статьи 12 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», вступающей в силу с 1 октября 2020 года, предусматривающей, что выплата возмещения по вкладам некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг производится Агентством по страхованию вкладов в течение 1 месяца с момента поступления в Агентство соответствующего заявления, но не ранее 3 рабочих дней с момента получения Агентством от Минюста России сведений о нахождении организации в реестр НКО – ИОПУ.
Проект приказа разрабатывается в целях реализации положений, вступающей в силу с 5 октября 2020 года статьи 16.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», регулирующей использование ящиков для сбора пожертвований.
В содержательную часть отчета предлагается включать:

- полное наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер некоммерческой организации, использующей ящик для сбора благотворительных пожертвований, а также индивидуальный номер налогоплательщика;

- дата утверждения положения о программе или иного акта, в соответствии с которым проводится сбор благотворительных пожертвований, и наименование органа некоммерческой организации, утвердившего указанный документ;

- цель (цели) сбора благотворительных пожертвований;

- этапы и сроки сбора благотворительных пожертвований;

- вид ящика для сбора благотворительных пожертвований (стационарный или переносной);

- место размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (в случае установки и использования ящика для сбора благотворительных пожертвований во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, дополнительно указывается наименование такого мероприятия);

- периодичность извлечения благотворительных пожертвований из ящика для сбора благотворительных пожертвований;

- суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества) на начало отчетного периода, извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований и не израсходованных (не использованных) в течение предыдущих отчетных периодов;

- даты извлечения благотворительных пожертвований из ящика для сбора благотворительных пожертвований в течение отчетного периода и суммы наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для благотворительных пожертвований в течение отчетного периода;

- сведения о расходовании извлеченных наличных денежных средств (об использовании иного имущества) в течение отчетного периода;

- сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, не израсходованных (не использованных) в соответствии с целями сбора благотворительного пожертвования на конец отчетного периода;

- сумма наличных денежных средств (наименование и количество иного имущества), извлеченных из ящика для сбора благотворительных пожертвований, израсходованных (использованных) на иные благотворительные цели (в случае наличия не израсходованных (не использованных) наличных денежных средств (иного имущества) в соответствии с целями сбора благотворительного пожертвования при достижении заявленной благотворительной цели некоммерческой организации) с указанием благотворительных целей, на которые направлялись не израсходованные (не использованные) благотворительные пожертвования.

В соответствии с проектом приказа, некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, обязана публиковать отчет на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет, а также на сайте некоммерческой организации, ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Проект приказа прошел общественное обсуждение в Общественной палате РФ, и к нему был высказан ряд замечаний.
Иные новости
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства