Правовая командА
Обзор некоммерческого законодательства
Ноябрь 2020 года
Проекты федеральных законов
Иные новости некоммерческого законодательства
Принятые федеральные законы
Федеральный конституционный закон от 06 ноября 2020 года № 4-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации»
Необходимость принятия данного федерального конституционного закона обусловлена ранее внесенными поправками в Конституцию Российской Федерации (Федеральный конституционный закона от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»). Законом установлено, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Общее руководство Правительством РФ осуществляет Президент РФ.

Вывод: Принятые поправки можно расценивать как положительные, поскольку акцент сделан на социально ориентированном характере государственной политики, проводимой Правительством РФ.
Внесенные изменения направлены на приведение законодательства в соответствие с внесенными ранее изменениями в Конституцию РФ.

Так, число судей сокращается с 19 до 11. У Президента РФ появилось право вносить в Совет Федерации представление об их увольнении. Раньше увольнение судьи было возможно только по представлению самого суда.

Важным изменением является то, что судьям Конституционного Суда запрещено публиковать особые мнения и ссылаться на них в тех случаях, когда они не согласны с решением коллег. Ранее у судей была возможность публично не соглашаться с коллективными решениями коллег. По закону, принятому ещё в 1991 году, особое мнение могло быть опубликовано даже раньше основного решения суда. В 2001 году особое мнение судей было разрешено публиковать только в выходящем шесть раз в год «Вестнике Конституционного суда» — и только вместе с самим решением. По имеющейся в свободном доступе статистике, с 1991 по 2017 год конституционные судьи воспользовались своим правом на особое мнение 360 раз. В некоторых случаях это становилось предметом широкой общественной дискуссии. В 2014 году судья Ярославцев выступил против поправок в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части появления статуса некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Он отметил, что закон закрепляет неравенство общественных организаций и не даёт чёткого определения, что такое «политическая деятельность» для НКО. По его мнению, сам термин «иностранный агент» несовместим с чувством человеческого достоинства. Судья Арановский в 2019-м выразил особое мнение против введения запрета на владение СМИ иностранными гражданами и называл его цензурой и «контролем над умами».

В соответствии с принятыми поправками, прекращение полномочий судьи КС осуществляется Советом Федерации по представлению Президента в случае совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Отныне Конституционный Суд сможет по запросу президента проверять конституционность законопроектов и принятых законов — до их подписания главой государства, а также законов субъектов РФ — до их обнародования главой региона. Внесение в КС РФ такого запроса приостанавливает дальнейшую работу с проектами данных нормативных правовых актов.

Конституционный Суд наделяется правом разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод Конституционный Суд проверяет конституционность законов и иных актов, примененных в конкретном деле — в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Согласно законопроекту, правом на такое обращение в КС РФ обладают граждане, юридические лица, а также в их интересах — Уполномоченный по правам человека, общероссийские организации и иные органы, и должностные лица в соответствии с федеральным законом.
Принятые ведомственные приказы
Приказом утверждена новая форма 6-НДФЛ,порядок её заполнения и предоставления, а также форма справки (2-НДФЛ) о полученных физическим лицом доходов и удержанных сумм НДФЛ. Новая форма отчетности вводится с 1 квартала 2021 года.

Вносятся следующие изменения:

1
добавлен новый раздел для указания данных об обязательствах налогового агента;
2
добавлен раздел «Расчет исчисленных, удержанных и перечисленных сумм налога на доходы физических лиц»;
3
в самой форме предоставляется возможность сообщения о невозможности удержания налога с физического лица;
4
форма 2-НДФЛ будет сдаваться будет в составе 6-НДФЛ за период 2021 года. Отдельно теперь справки в налоговую инспекцию предоставляться не будут, а 2-НДФЛ становятся официальным приложением 6-НДФЛ.
1
добавлен новый раздел для указания данных об обязательствах налогового агента;
2
добавлен раздел «Расчет исчисленных, удержанных и перечисленных сумм налога на доходы физических лиц»;
3
в самой форме предоставляется возможность сообщения о невозможности удержания налога с физического лица;
4
форма 2-НДФЛ будет сдаваться будет в составе 6-НДФЛ за период 2021 года. Отдельно теперь справки в налоговую инспекцию предоставляться не будут, а 2-НДФЛ становятся официальным приложением 6-НДФЛ.
Вывод: анализ внесенных изменений показывает, что процесс заполнения новой формы 6-НДФЛ не станет проще по сравнению с действовавшими ранее формами. В новой форме придется показывать детализацию выплат в разрезе трудовых договоров и договоров ГПХ и показывать данные по возврату НДФЛ.
Настоящий Приказ принят в связи с изданием приказа Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617 «Об утверждении форм ‎и требований к оформлению документов, представляемых ‎в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», которым утверждены новые формы документов, представляемых в ФНС России при государственной регистрации юридических лиц.

Приказом установлено, что некоммерческие организации для государственной регистрации представляют в Минюст России и его территориальные органы формы документов, утвержденные приказом № ЕД-7-14/617, в то время как прежний приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25 ‎»Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ‎и крестьянских (фермерских) хозяйств» признается утратившим свою силу.

Новые формы документов для государственной регистрации представляются с 25 ноября 2020 года.

Вывод: принятие приказа закономерно и ожидаемо, поскольку он устраняет коллизию, возникшую после утверждения ФНС новых форм (в случае отсутствия Приказа Минюста, НКО были бы вынуждены подавать документы по старым формам и получать отказ в регистрации от ФНС, требующей подачи документов по новым формам).

Новые формы расширяют перечень запрашиваемых сведений об учредителе и руководителе (появляются дополнительные графы про пол и гражданство), а также вводят дополнительные графы для сведений об организации (появились графы для указания сведений о наличии у организации наименования на иностранном языке, а также графа для внесения наименования организации на английском языке).


Проекты федеральных законов
Законопроектом вносятся изменения в сфере проведения общих собраний и заседаний иных органов управления некоммерческих и религиозных организаций. Предлагается предусмотреть возможность проведения в онлайн-формате без личного присутствия общих собраний и заседаний иных органов управления некоммерческих организаций по вопросам, относящимся к их сфере деятельности и в соответствии с их компетенцией, за исключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием.

Положения разработанного законопроекта предлагается распространить на ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, общественные организации, политические партии, религиозные организации и иные некоммерческие организации, в отношении которых применяется специальный порядок государственной регистрации. Одновременно законопроект определяет способы направления информации для подготовки к указанным собраниям и заседаниям, а также способы уведомления лиц, участвующих в таких собраниях и заседаниях.

Вывод: Принятие поправок, предусмотренных законопроектом, позитивно скажется на организации проведения заседаний органов управления некоммерческих организаций. Указанные поправки устранят «спорный характер» в отношении легитимности принятых на таких собраниях решений, а также позволят устранить неопределенность в оформлении этих решений. Законодательное закрепление возможности проведения собраний органов управления НКО в онлайн-формате упростит жизнь многим организациям, ограниченным в возможности собираться в форме личного присутствия.
Законопроектом предлагается включить в определение иностранного источника (использующегося для признания в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) также и организации, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном в пункте 8 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства.

Предлагается запретить структурным подразделениям иностранной некоммерческой неправительственной организации указывать в качестве адреса регистрации жилое помещение. Вероятно, данная поправка обосновывается тем, что при регистрации организации в жилом помещении ее выездная проверка возможна только при согласии владельца жилого помещения и совместно проживающих с ним лиц (ст. 25 Конституции РФ).

В статье 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» предлагается закрепить, что некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента в дополнение к своей отчетности обязаны будут ежегодно представлять в Минюст «заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об их исполнении или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились».

Предлагается закрепить, что сроки представления в Минюст аудиторского заключения структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций будет определяться Минюстом России (предлагаемые изменения в п 4 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Это может свидетельствовать о намерении со стороны Минюста каким-то образом изменить существующий ежегодный порядок предоставления копии аудиторского заключения ИНКО.

В перечень оснований для проведения внеплановой проверки предлагается внести дополнение о том, что в отношении НКО она возможна в случае «поступления в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации». Таким образом, любое упоминание в деятельности НКО иностранной или международной организации, включенной в список нежелательных позволяет Минюсту инициировать внеплановую проверку в отношении некоммерческой организации.

Необходимо напомнить, что внеплановые проверки в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» проводятся лишь при появлении соответствующих оснований для их проведения.

Пункт 12 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» предлагается дополнить положением о том, что не только структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из соответствующего реестра после направления Минюстом в письменной форме мотивированного решения о запрете осуществления на территории РФ заявленной для осуществления на территории РФ программы или ее части (в действующей редакции закона), но и российские некоммерческие организации, получившие статус «выполняющих функции иностранного агента», также могут быть ликвидированы судебным решением за неисполнение данного письменного уведомления Минюста.

Вывод: законопроект носит негативный характер, поскольку расширяет и без того размытое законодательное определение «иностранного источника», дополнительно ограничивает права структурных подразделений ИНКО по регистрации в жилых помещениях, расширяет перечень сведений, представляемых в рамках отчетности НКО, выполняющих функции иностранного агента, предоставляет Минюсту право определять сроки исполнения НКО такой финансово- и трудозатратной обязанности как прохождение аудита своей бухгалтерской отчетности, расширяет перечень оснований для проведения Минюстом проверок НКО, а также оснований для обращения Минюста в суд с заявлением о ликвидации НКО.

На практике некоммерческие организации часто привлекают сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, в связи с чем, актуальным является предлагаемое законопроектом изменение - возможность заключения некоммерческими организациями срочного трудового договора по аналогии с работодателями - субъектами малого предпринимательства (статья 59 Трудового кодекса РФ), по соглашению сторон.

Законопроектом предлагается, что для НКО будут упрощены требования трудового законодательства. Они, также как и микропредприятия, будут вправе полностью или частично не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др. будут включаться в текст трудовых договоров. Данная норма распространится на некоммерческие организации с аналогичной микропредприятиям среднесписочной численности работников (до 15 человек) и объемов дохода за предшествующий календарный год (до 120 млн. рублей в год).

Вывод: Законопроект можно расценивать как положительный, поскольку упростит документооборот значительного числа некоммерческих организаций в части кадровых документов, снизит экономические и временные затраты НКО.
17 ноября 2020 года Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона № 1056820-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения требований в отношении религиозных организаций и создаваемых ими юридических лиц»
В соответствии с законопроектом, юридические лица, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации, получат право не предоставлять Росфинмониторингу информацию о своих бенефициарных владельцах, поскольку у таких организаций (согласно пояснительной записке к законопроекту) «низкие риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения».

Вывод: для религиозных организаций законопроект носит положительный характер, поскольку призван частично избавить от представления предусмотренной законом отчетности.
18 ноября 2020 года Государственной Думой РФ принят в 1 чтении проект федерального закона № 975888-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
Законопроектом, в частности, предлагается освободить от обязательного ежегодного аудита фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), поступления имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышают 3 миллиона рублей.

Вывод: характер законопроекта носит положительный характер, поскольку призван освободить фонды, с ежегодным оборотом денежных средств менее 3 млн. рублей от финансово- и трудозатратной процедуры аудита бухгалтерской отчетности.
Изменения, предлагаемые законопроектом:

1. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» дополняется новой статьей 29.1.

Она вносит изменения, предусматривающие учет Минюстом общественных объединений, функционирующих без приобретения прав юридического лица (далее – незарегистрированные общественные объединения), получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации. На такие общественные объединения предлагается распространить обязанности, предусмотренные для НКО, выполняющих функции иностранного агента (подача уведомления, сдача ежеквартальной финансовой отчетности по определяемым Минюстом формам, а также маркировка издаваемых/распространяемых материалов). Не совсем понятно, на какие счета незарегистрированные общественные объединения могут получать иностранное финансирование, поскольку они не имеют права открыть расчетный счет, не являясь юрлицами.

В уведомлении, подаваемом незарегистрированными общественными объединениями в Минюст, должны содержаться сведения о целях деятельности общественного объединения, его структуре, дате создания, территории, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность, об учредителях и (или) руководителях общественного объединения, об адресах для связи с руководящим органом общественного объединения, об источниках формирования денежных средств и (или) иного имущества, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности общественного объединения. К уведомлению прилагается копия устава общественного объединения.

Минюст будет обязан создать соответствующий реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. В случае выявления Минюстом незарегистрированного общественного объединения, не подавшего соответствующее уведомление, ведомство получает право включения его в реестр на основании собственного решения.

Не только само вышеуказанное общественное объединение законопроектом предлагается обязать маркировать издаваемые/распространяемые материалы, но и материалы, производимые и (или) распространяемые его учредителем, членом, участником, руководителем, или лицом, входящим в состав органа данного незарегистрированного общественного объединения также должны снабжаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения. Аналогичные изменения вносятся и в Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В случае прекращения осуществления незарегистрированным общественным объединением политической деятельности, оно имеет право подать заявление об исключении из реестра, а Минюст будет обязан провести проверку деятельности данного общественного объединения и в течение месяца со дня ее окончания принять решение об исключении. По всей видимости, подразумевается исключительно документарная проверка незарегистрированного общественного объединения, поскольку речь о выездной проверке не может идти, т.к. незарегистрированные общественные объединения не могут арендовать помещения ввиду невозможности оформления счета и ведения банковских расчетов.

Следует напомнить, что ранее Минюстом России уже предпринимались попытки закрепить в законодательстве нормы об учете незарегистрированных общественных объединений и подаче ими в Минюст уведомлений о своей деятельности, составе руководящих органов и финансировании, но они до настоящего времени так и не были приняты.

Исходя из существующего законодательного определения, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5).

В ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» уточняется, что решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Таким образом, под незарегистрированным общественным объединением следует понимать не просто группу граждан, объединившихся единожды и для решения конкретной проблемы, а должны присутствовать определенные элементы формализации (хоть и без государственной регистрации), т.е. это устойчивое объединение граждан, оформивших решение о создании общественного объединения, разработавших и утвердивших устав и сформировавших руководящие органы общественного объединения.

2. В Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 6 ст. 2) вносятся дополнения.

По ним, посредничество в получении иностранного финансирования также является основанием для признания в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, при этом посредником может быть любое физическое или юридическое лицо.

В качестве посредника при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника признается российское физическое или юридическое лицо, которое осуществляет передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности на территории РФ.

При условии «размытости» определения «политической деятельности» в РФ, предлагаемая норма содержит в себе существенные предпосылки для произвольного ее толкования и применения на усмотрение должностных лиц Минюста, как это произошло с нормами ФЗ «О некоммерческих организациях» в части признания НКО «иностранными агентами».

В п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» также вносятся изменения, предполагающие, что не только сама некоммерческая организация, получившая статус «выполняющей функции иностранного агента» обязана маркировать издаваемые/распространяемые материалы, но и материалы, производимые и (или) распространяемые ее учредителем, членом, участником, руководителем, или лицом, входящим в состав ее органа управления также должны снабжаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такой НКО.

3. Предлагается разрешить руководителям территориальных органов Минюста продлевать своим решением до 45 дней (вместо существующих 20 с возможностью продления еще на 20) срок проверки любой НКО.

Продление возможно в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, производства сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований. Изменения вносятся в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», при этом коррелирующие поправки не предлагаются в Федеральный закон 26 декабря 2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующий сроки проверок. Таким образом, Минюст получает право продления в отношении НКО срока проверок большего, чем имеют другие органы государственного контроля;

4. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не смогут выдвигать кандидатуры в состав общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (изменения в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В настоящее время правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. В условиях неконкретности норм законодательства о признании НКО в качестве «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», предлагаемая норма существенно ограничивает возможность участия в мероприятиях общественного контроля представителей правозащитных, экологических и др. организаций, и создает некий «фильтр» для «отсеивания неугодных».

5. Запрещается распространение в СМИ без соответствующей маркировки информации об НКО, выполняющих функции иностранного агента, незарегистрированных общественных объединениях, выполняющих функции иностранного агента, и физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, за исключением информации, размещенной в официальных государственных реестрах.

В соответствии с предлагаемыми изменениями, маркировке также подлежат материалы производимые/распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем, работником такой организации или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации (изменения в ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Таким образом, предлагается закрепить в законе, что любые материалы «иностранных агентов» (при условии законодательной неопределенности в процедуре признания их таковыми), не могут распространяться без соответствующей маркировки. На СМИ фактически накладывается дополнительная обязанность по проверке нахождения в соответствующих реестрах лиц (юридических, физических, незарегистрированных общественных объединений), чьи материалы они намереваются публиковать;

6. В Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вводится новая статья 2.1.

В ней предлагается законодательно закрепить возможность признания физического лица выполняющим функции иностранного агента вне зависимости от его гражданства или его отсутствия у него, если оно «осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (иностранный источник) политическую деятельность в сфере, целях и формах, определенных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 «Государственная измена» и 276 «Шпионаж» Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника российскими гражданами, организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ). В настоящее время такой перечень не определен и не опубликован. Физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, намеревающееся заниматься такой деятельностью, обязано еще до момента въезда в РФ подать соответствующее уведомление в Минюст (от подачи такого уведомления освобождаются дипломатические работники, иностранные аккредитованные журналисты, а также иные лица по решению Минюста).

Физические лица, признанные исполняющими функции иностранного агента, предлагается обязать 1 раз в полгода отчитываться в Минюст о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. В таком случае, контроль за доходами и расходами физических лиц будут осуществлять не только налоговые органы, но и Минюст.

Физические лица предлагается обязать указывать наличие у них статуса выполняющих функции иностранного агента при выполнении этих функций (по аналогии с маркировкой материалов юрлицами). При буквальном толковании данной нормы, все публикации (посты в социальных сетях, интервью в СМИ и т.д.) физического лица, которое может быть признано «исполняющим функции иностранного агента» при весьма спорных законодательных нормах, будет необходимо маркировать соответствующим образом.

7. Физические лица, признанные выполняющими функции иностранного агента, не могут быть назначены на должности в государственных органах и органах местного самоуправления, а также получить допуск к государственной тайне (ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»).
В настоящее время организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны (ст. 25 ФЗ «О государственной тайне») в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

Вывод: Законопроект носит негативный характер, поскольку существенно ограничивает деятельность общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, а также создает для физических лиц, принимающих участие в их деятельности и деятельности зарегистрированных НКО, риски приобретения статуса «выполняющих функции иностранного агента» с установлением ограничений (например, по участию в институтах общественного контроля) и обязанностей (маркировка издаваемых/распространяемых материалов).

18 ноября 2020 года Государственной Думой принят в 3 чтении и направлен на одобрение Совета Федерации проект федерального закона № 1036254-7
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Подзаголовком данного законопроекта указано: «о приоритете Конституции Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести изменения во множество федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и др. (а всего 115).

Во все законы вносится идентичная норма о том, что: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом».

Вывод: на НКО это может повлиять в том случае, если при обращении, например, в Европейский суд по правам человека, его решение может быть признано неисполнимым на территории Российской Федерации.
Законопроект разработан в развитие ранее внесенного (18.11.2020) проекта федерального закона №1057914-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», в соответствии с которым законодательные нормы о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, предлагается распространить на физических лиц и незарегистрированные общественные объединения.

В тексте рассматриваемого законопроекта предлагается расширить действие статьи 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающей ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Данную статью предлагается дополнить тремя новыми частями об ответственности за распространение информации, соответственно, о некоммерческой организации, незарегистрированном общественном объединении, физическом лице, включенных в реестры выполняющих функции иностранного агента, но без указания на то, что они имеют такой статус. По всем новым частям статьи предлагается установить идентичные наказания: «штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой».

КоАП РФ также предлагается дополнить новыми статьями 19.7.5-3 и 19.7.5-4, которые устанавливают административную ответственность за нарушение порядка деятельности общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица (незарегистрированного общественного объединения) и нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Ответственность предлагается установить за непредставление, несвоевременное представление отчетности или ее представление в искаженном виде, а также за производство или распространение материалов без указания на статус выполняющего функции иностранного агента.

В отношении НКО и незарегистрированных общественных объединений предлагается также установить ответственность ее учредителя, члена, участника, руководителя за производство, распространение и направление в государственные или муниципальные органы власти материалов без указания на наличие у организации статуса выполняющего функции иностранного агента.

В соответствии с проектируемой статьей 19.7.5-3 КоАП, за непредставление незарегистрированным общественным объединением сведений, предусмотренных законом, предлагается установить наказание в виде штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей. За производство и распространение таким общественным объединением материалов без маркировки «иностранного агента» предлагается ввести штраф на граждан в размере от 50 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц – от 100 000 до 300 000 рублей. Если же такие материалы производятся или распространяются без соответствующей маркировки учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, то на граждан законопроектом предлагается накладывать штраф в размере 5 000 рублей.

Следует отметить, что в отношении незарегистрированных общественных объединений предлагается установить ответственность должностных лиц. В соответствии с законодательством, у общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, не может быть «должностных лиц», однако законопроектом на этот счет предусмотрено примечание о том, что «лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в общественном объединении, функционирующем без приобретения прав юридического лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица». Данная норма также является крайне спорной, поскольку осуществление, как минимум, административно-хозяйственных функций в организации, не имеющей статуса юридического лица невозможно ввиду невозможности наличия у нее расчетного счета, ведения бухгалтерского учета и наличия какого-либо имущества.

В отношении физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, по статье 19.7.5-4 КоАП предлагается установить, что за непредставление в Минюст сведений, предусмотренных законом, предусматривается штраф в размере 30 000 до 50 000 рублей, а за неуказание таким лицом своего статуса «выполняющего функции иностранного агента» - штраф от 10 000 до 30 000 рублей.

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях предлагается наделить Минюст России, за исключением следующих случаев:
1
в отношении неисполнения обязанностей физическими лицами, признанными выполняющими функции иностранного агента – органы внутренних дел (полиция);
2
в случаях распространения материалов через СМИ или направления их в адрес государственных или муниципальных органов власти без соответствующей маркировки – Федеральная служба в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
1
в отношении неисполнения обязанностей физическими лицами, признанными выполняющими функции иностранного агента – органы внутренних дел (полиция);
2
в случаях распространения материалов через СМИ или направления их в адрес государственных или муниципальных органов власти без соответствующей маркировки – Федеральная служба в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Вывод: Законопроект носит негативный характер, поскольку вводит административную ответственность за нарушение требований, вводимых проектом федерального закона № 1057914-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», которые крайне спорны и существенно ограничивают права некоммерческих организаций, общественных объединений и физических лиц.
25 ноября 2020 года Государственной Думой принят в 1 чтении проект федерального закона №1034649-7 «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Суть законопроекта состоит в отмене необходимости получать новую декларацию о проведении специальной оценки условий труда при отсутствии несчастных случаев, профзаболеваний и т.д. и в ее бессрочном действии.

Предлагаемые в законопроекте меры не приведут к снижению издержек работодателей, в том числе некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, ввиду того, что продление срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда уже осуществляется без дополнительных затрат со стороны работодателя при условии отсутствия обстоятельств, изложенных в ч. 5 ст.11 действующей редакции Федерального закона №426-ФЗ (отсутствие несчастных случаев, профессиональных заболеваний и т.д.).

Вывод: Однозначным преимуществом предлагаемых изменений является закрепление бессрочного действия декларации соответствия условий труда до наступления обстоятельств, изложенных в ч. 5 ст.11 действующей редакции Федерального закона №426-ФЗ.
25 ноября 2020 года Государственной Думой принят в 3 чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона №575535-7 «О внесении изменений в статью 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы 30 октября 2018 года.

Законопроектом предлагается распространить на НКО особые условия применения мер административной ответственности в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), а именно – распространить на них возможность замены административного штрафа на предупреждение.

Законопроектом предлагается запретить заменять предупреждением штраф по таким статьям как:

Статья 13.37. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

Статья 19.7.5-2.
Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

Статья 19.34. Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента;

Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;

ч. 2 ст. 20.28. Организация деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо участие в такой деятельности.

В случае замены административного штрафа на предупреждение не применяется дополнительное административное наказание, если оно предусмотрено соответствующей статьей.

Вывод: С одной стороны, законопроект носит положительный характер, поскольку устраняет неравенство НКО с субъектами малого и среднего предпринимательства и позволяет судам избирать в отношении НКО меру наказания в виде предупреждения, а не штрафа по совершенным впервые административным правонарушениям (за исключением строго определенных статей КоАП РФ). Вместе с тем, включенный в процессе рассмотрения законопроекта перечень.
26 ноября 2020 года Государственной Думой принят в 3 чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы»

Законопроектом предлагается серьезная реструктуризация и значительные изменения в регулировании труда дистанционных работников. Среди основных нововведений – внедрение возможности комбинированной удаленной работы и временной удаленной работы.

Потребность в возможности заключить комбинированный трудовой договор, когда работник часть времени находится на стационарном рабочем месте, а часть работает удаленно, назрела достаточно давно. Если проект будет принят, некоммерческие организации смогут устанавливать такой режим.

Кроме того, проект закрепляет возможность введения временной дистанционной работы как по соглашению сторон, так и в случае необходимости, например, катастрофы природного/техногенного характера или эпидемии. При этом по общему правилу предлагается вводить режим временной дистанционной работы путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. Если же возникнет внешняя угроза жизни и здоровью работников, работодатель получит право вводить режим дистанционной работы в упрощенном порядке. В этом случае нужно будет издать локальный нормативный акт с установлением списка работников, которые будут работать удаленно, утверждением режима рабочего времени и сроков, на которые работники переводятся на работу из дома. Проект устанавливает приоритетный перевод на удаленную работу определенных категорий граждан: беременных, инвалидов, пенсионеров и т.д.

Законопроект уточняет регулирование режима рабочего времени для дистанционных работников: работодатель должен будет согласовать часы, в которые работник обязан находиться в доступе, а работа за пределами этих часов будет считаться переработкой.

Вывод: законопроект носит положительный характер, поскольку упрощает оформление труда дистанционных работников, особенно в условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, дополняет регулирование спорных вопросов, связанных с дистанционной работой, а также создаёт новые возможности для работников и работодателей.
Проекты постановлений Правительства
4 ноября Минэкономразвития объявило разработке проекта о внесении изменений в Постановление Правительства № 858 от 27 августа 2016 года «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям»

Следует напомнить, что ранее (17 сентября 2020 года) рассмотрение Госдумы Правительством РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями», который был принят Государственной Думой в 1 чтении 11 ноября и предусматривает распространить на НКО особенности трудовых отношений, установленные для малого бизнеса.

На практике некоммерческие организации часто привлекают сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, в связи с чем, актуальным является предлагаемое законопроектом изменение - возможность заключения некоммерческими организациями срочного трудового договора по аналогии с работодателями - субъектами малого предпринимательства (статья 59 Трудового кодекса РФ), по соглашению сторон.

Законопроектом предлагается, что для НКО будут упрощены требования трудового законодательства. Они, также как и микропредприятия, будут вправе полностью или частично не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др. будут включаться в текст трудовых договоров. Данная норма распространится на некоммерческие организации с аналогичной микропредприятиям среднесписочной численности работников (до 15 человек) и объемов дохода за предшествующий календарный год (до 120 млн. рублей в год).

Для того, чтобы сократить документооборот, например, не делать локальные нормативные акты, НКО должна будет использовать типовую форму трудового договора, утвержденную Постановлением №858.
Иные новости некоммерческого законодательства
20 ноября 2020 года ГИТ запустила сервис по электронному обмену документами между работодателями и проверяющими. Организации, которые имеют личный кабинет на портале Онлайнинспекция.рф смогут отправлять все документы в онлайн-формате, что упростит и ускорит процесс прохождения проверки. Также организации теперь смогут в электронном виде подать заявление о снижении категории риска, которая влияет на включение их в план проверок.

Вывод: отныне, если НКО включается в план проверок или под внеплановую проверку ГИТ, то обмениваться с инспектором документами будет проще.
Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства