Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Май, 2025
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Принятыми изменениями расширен перечень видов деятельности, осуществление которых является основанием для признания лица иностранным агентом, к ним отнесены:

  • оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов, если они направлены против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275, 275.1, 276, 276.1 и 284.3 Уголовного кодекса Российской Федерации);
  • вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов.
Вывод: расширен перечень видов деятельности, осуществление которых (при наличии иных необходимых признаков) позволяет признать лицо иностранным агентом.
Принятыми изменениями уточнено определение понятия «добровольцы (волонтеры)», а именно лицам без гражданства предоставлено право выступать волонтерами на физкультурных и спортивных мероприятиях. Согласно действующей редакции закона «спортивными» волонтерами могут быть граждане РФ и иностранные граждане, что не в полной мере соответствовало Федеральному закону от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а также законодательству в сфере физической культуры и спорта, в частности, Федеральному закону от 19.04.2024 №80-ФЗ «О международных соревнованиях «Всемирные игры дружбы».
Вывод: принятые изменения устраняют правовой пробел в части права лиц без гражданства осуществлять свою добровольческую (волонтерскую) деятельность в сфере спорта.
Принятые законодательные изменения направлены на серьезное ужесточение ответственности за административные правонарушения в сфере обработки персональных данных.

Внесенными изменениями закреплено:
  • штраф за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, установлен для юридических лиц в размере от 150 000 до 300 000 рублей (вместо от 60 000 до 100 000 рублей). За повторное нарушение – от 300 000 до 500 000 рублей (вместо от 100 000 до 300 000 рублей);
  • введены новые части 10 – 18, ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за новые виды административных правонарушений.

Введена административная ответственность за:
  • ненаправление или несвоевременное направление в Роскомнадзор уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных (ранее это административное правонарушение охватывалось ст. 19.7 КоАП, но отныне оно вынесено в отдельный состав административного правонарушения) – штраф для юрлиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
  • ненаправление или несвоевременное направление в Роскомнадзор уведомления об инциденте с персональными данными (утечке) – штраф для юрлиц в размере от 1 000 000 до 3 000 000 рублей;
  • утечку персональных данных от 1 000 до 10 000 субъектов ПДн – штраф для юрлиц в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей;
  • утечку персональных данных от 10 000 до 100 000 субъектов ПДн штраф для юрлиц в размере от 5 000 000 до 10 000 000 рублей;
  • утечку персональных данных от 100 000 субъектов ПДн – штраф для юрлиц в размере от 10 000 000 до 15 000 000 рублей;
  • повторную утечку персональных данных, если оператор ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения – штраф для юрлиц в размере от 1 до 3% совокупного размера суммы выручки за календарный год;
  • утечку специальных категорий персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, сведений о судимости) – штраф для юрлиц в размере от 10 000 000 до 15 000 000 рублей;
  • утечку биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных) – штраф для юрлиц в размере от 15 000 000 до 20 000 000 рублей;
  • повторную утечку специальных категорий персональных данных или биометрических персональных данных, если оператор ранее был привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение – штраф для юрлиц в размере от 1 до 3% совокупного размера суммы выручки за календарный год.
Вывод: внесенные в КоАП РФ изменения создают существенные риски привлечения к административной ответственности для НКО, поскольку для них, равно как и для других операторов персональных данных, предлагается значительно увеличить размеры штрафных санкций за нарушения, допущенные при обработке персональных данных. Учитывая специфику деятельности и финансирования НКО, такие большие суммы штрафов фактически будут означать ликвидацию некоммерческих организаций, при том, что требования к обработке персональных данных, закрепленные в Федеральном законе от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» зачастую трудновыполнимы для НКО, в т.ч. из-за их финансовой неустойчивости.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Принятое постановление Правительства РФ направлено на сокращение сроков рассмотрения Минюстом России документов и представления разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования. Такой срок сокращен до 28 рабочих дней. Также данные процедуры будут автоматизированы (переведены в электронный вид и внедрена реестровая модель).
Вывод: упрощение административных процедур, связанных с получением разрешения на использование в наименовании НКО слов «Российская Федерация» или «Россия» станет позитивным нововведением для НКО, для которых это является актуальным.
Принятые ведомственные приказы
Приказом вносятся точечные изменения в типовые уставы НКО в целях приведения их в соответствие с нормами действующего законодательства. В частности, уставы дополняются полями о наличии либо отсутствии символики и печати организаций. Кроме того, положения типовых уставов о направлении имущества, оставшегося после ликвидации организации, приводится в соответствие с п. 1 ст.20 ФЗ «О некоммерческих организациях» (такое имущество должно направляться на цели создания организации и (или) на благотворительные цели). Также из уставов исключается возможность ведения предпринимательской деятельности (кроме АНО), оставляя возможность ведения приносящей доход деятельности, что соответствует закону. Компетенция высшего коллегиального органа общественно полезного фонда также приведена в соответствие с законом (добавлены вопросы о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждении ликвидационного баланса, а также рассмотрение иных вопросов деятельности фонда).
Вывод: изменения, вносимые Приказом, безусловно, носят положительный характер и существенно повышают возможность использования типового устава без риска нарушения закона.
Новый приказ заменяет ранее действовавший аналогичный Приказ Минздрава России №345н, Минтруда России №372н от 31.05.2019 «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья».
Вывод: новый Приказ важен для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья.
Проекты федеральных законов
О договорах ГПХ
30 апреля 2025 года Минтруда России размещен для общественного обсуждения (срок до 26.05.2025) проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Законопроектом предлагается включить в ст 15 Трудового кодекса РФ признаки трудовых отношений, на основании которых может производиться переквалификация гражданско-правового договора в трудовой:
  • устойчивый и стабильный характер отношений;
  • подчиненность и зависимость труда;
  • наличие дополнительных гарантий работнику, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя;
  • интегрированность работника в организационную структуру работодателя;
  • признание работодателем прав работника на еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
  • оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы;
  • осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов;
  • предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем;
  • другие признаки характерные для трудовых отношений в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В целом, предлагаемые признаки трудовых отношений уже находят свое отражение в разъяснениях ФНС по взаимоотношениям с самозанятыми и в судебной практике по переквалификации гражданско-правовых в трудовые отношений.

Кроме того, законопроектом предлагается расширить полномочия Государственной инспекции труда. Если проект будет принят, ГИТ получит возможность обращаться в суд с иском о признании гражданско-правовых отношений трудовыми.
Вывод: в случае принятия законопроекта, возможности по заключению договоров гражданско-правового характера, в частности, с самозанятыми, для НКО сократится, так как определение трудовых отношений станет намного более подробным.
Законопроектом предлагается установить запрет для иностранных агентов выступать в качестве учредителей, членов, членов руководящих органов и делегатов национально-культурных автономий.
Вывод: законопроект направлен на расширение перечня запретов и ограничений, предусмотренных для иностранных агентов.
Об административной ответственности в сфере обработки ПДн
Законопроектом предлагается расширить возможность привлечения лиц, совершивших административные правонарушения за пределами РФ против интересов РФ. В настоящее время такая возможность существует только по некоторым статьям КоАП РФ, а законопроектом предлагается исключить указание на конкретные составы.

В действующей редакции КоАП РФ юридические лица могут нести административную ответственность на территории РФ, если они совершили правонарушение за пределами РФ против интересов РФ по следующим статьям:
  • 15.27.3 – Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем;
  • 19.28 – Незаконное вознаграждение от имени юридического лица;
  • 20.33 – Участие в деятельности иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности (по данной статье могут нести ответственность и физические лица).
  • Законопроектом предлагается распространить возможность привлечения к административной ответственности за любые правонарушения, совершенные за пределами РФ, если они совершены против интересов РФ, и лицо не было привлечено к ответственности в иностранном государстве.
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения могут коснуться НКО или ее руководителей или работников в случае совершения ими административных правонарушений за пределами РФ.
Об унификации форм отчетности НКО
Суть законопроекта состоит в унификации формы отчетности НКО, направляемой в Минюст России. В настоящее время формы отчетности НКО, общественных объединений, благотворительных организаций различаются и установлены Приказом Минюста России от 30.09.2021 №185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».

Законопроектом предлагается:
  • установить единый порядок направления в Минюст России отчетности некоммерческих организаций, общественных объединений, благотворительных организаций, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, по форме, утверждаемой Минюстом России (на религиозные организации новый порядок отчетности распространяться не будет);
  • обязать Минюст России согласовать единую форму отчетности НКО с Росстатом, при этом отдельная отчетность НКО в органы статистики исключается;
  • закрепить, что отчетность направляется в форме электронного документа, обязанность предоставлять отчетность в бумажном виде исключается;
  • конкретизировать обязанность НКО по опубликованию отчетности только на информационном ресурсе Минюста России, исключив возможность ее опубликования на иных ресурсах или в СМИ;
  • включить в единую форму отчетности сведения об использовании НКО ящиков для сбора благотворительных пожертвований (в настоящее время эти сведения включаются в отдельных отчет в соответствии с Приказом Минюста России от 31.08.2020 №190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований»).

Сроки направления единой формы отчетности не изменяются – до 15 апреля года, следующего за отчетным.

В случае принятия законопроекта, его вступление в силу предполагается с 1 сентября 2025 года.
Вывод: закрепление единой формы, сроков и порядка отчетности НКО, введение исключительно электронной формы отчетности, исключение отдельной отчетности в органы статистики, носят положительный характер, поскольку значительно упрощают для НКО процесс направления отчетности, исключают путаницу в разных формах отчетности, направляемой в Минюст России, снижают риски нарушений и привлечения НКО к административной ответственности.
Проекты ведомственных приказов
Проект приказа разрабатывается на замену действующему аналогичному Приказу Министерства спорта Российской Федерации от 11.09.2020 № 696.

В проекте приказа определяется перечень общественно полезных услуг, по которым Минспорта России может выдавать заключения о качестве оказания данных услуг, необходимые для признания некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг.

В такой перечень входят 18 услуг:
1) спортивная подготовка по спорту глухих;
2) спортивная подготовка по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями;
3) спортивная подготовка по спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата;
4) спортивная подготовка по спорту слепых;
5) спортивная подготовка по футболу лиц с заболеванием церебральным параличом;
6) пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
7) проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан;
8) организация и проведение официальных спортивных мероприятий;
9) участие в организации официальных спортивных мероприятий;
10) организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий;
11) обеспечение доступа к спортивным объектам;
12) организация развития национальных видов спорта;
13) организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (за исключением тестирования выполнения нормативов испытаний комплекса ГТО);
14) организация и проведение мероприятий по военно-прикладным видам спорта;
15) организация и проведение мероприятий по служебно-прикладным видам спорта;
16) организация и проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе;
17) организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения;
18) организация и обеспечение экспериментальной и инновационной деятельности в области физкультуры и спорта.
Вывод: новый приказ Минспорта России будет важен для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере спорта и желающих получить статус исполнителей общественно полезных услуг.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →