Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Апрель, 2024
Принятые ведомственные приказы
В Приказе Минюста России от 29.11.2022 №302 «Об утверждении Порядка ведения единого реестра физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, и Порядка принятия решения об исключении физического лица из указанного реестра» увеличен с 5 до 10 рабочих дней срок издания Минюстом России распоряжения о включении лиц в реестр сведений об аффилированных лицах со дня приобретения ими статуса иностранного агента. Также уточнен порядок исключения лица из указанного реестра.

В Приказе Минюста России от 29.11.2022 №305 «Об утверждении порядков подачи лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», заявления о включении в реестр иностранных агентов и формы такого заявления» уточнено, что заявление о включении в реестр иностранных агентов, представляемое лично либо почтовым отправлением (с описью вложения) должно быть прошито.

В Приказе Минюста России от 29.11.2022 №307 «Об утверждении Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Порядка принятия решения об исключении физического лица, впервые включенного в реестр иностранных агентов, из реестра иностранных агентов, формы заявления иностранного агента об исключении из реестра иностранных агентов» также закреплено, что заявление физического лица об исключении из реестра иностранных агентов должно быть прошито.
Вывод: внесенные изменения носят технический характер и не окажут существенного влияния на деятельность НКО.
Проекты федеральных законов
Об учете некоммерческих организаций
22 марта 2024 года Минюстом России опубликован для общественного обсуждения (срок до 05.04.2024) проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Законопроектом предлагается в Федеральный закон от 12 января 1996 года ‎№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ввести новую статью 15.1, регулирующую учет некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является Российская Федерация.

Учету будут подлежать некоммерческие организации, созданные ‎в организационно-правовой форме общественно полезного фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного движения, учредителем (участником) которых ‎является Российская Федерация. Соответствующий перечень таких организаций будет вестись Минюстом России.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что учет позволит Российской Федерации (в лице Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти) контролировать качество и полноту реализации полномочий органов власти и их представителей при управлении некоммерческими организациями.
Вывод: разрабатываемый законопроект не окажет влияния на деятельность НКО, учредителем (участником) которых не является Российская Федерация.
О документах, созданных иноагентами
Законопроектом предлагается установить, что предоставление и размещение документов, созданных лицом, включенным в реестр иностранных агентов, либо лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществляется общедоступными библиотеками в соответствии с правилами, утвержденными Минкультуры России.
Вывод: в случае принятия законопроекта Минкультуры России должно определить порядок предоставления и размещения в общедоступных библиотеках документов, созданных иностранными агентами и лицами, включенными в перечень Росфинмониторинга. Прямо в законопроекте запрет на размещение таких документов не предусмотрен, порядок доступа к ним должен быть установлен Министерством культуры РФ.
Об общественных объединениях
Законопроектом предлагается закрепить право на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений только для граждан РФ, исключив аналогичное право для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Также законопроектом предлагается установить, что все создаваемые общественные объединения регистрируются в установленном порядке и с момента своего создания приобретают права юридического лица.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства предлагается запретить выступать учредителями, членами, участниками общественного объединения вне зависимости от принятия в отношении них решения о нежелательности их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации (как это установлено в действующей редакции закона).

В пояснительной записке к законопроекту его инициаторы обосновывают необходимость внесения таких изменений недостаточностью механизмов контроля за деятельностью незарегистрированных общественных объединений, непрозрачностью их финансирования и угрозой безопасности государства.

Предлагаемые законопроектом изменения противоречат статье 30 Конституции РФ, гарантирующей право на объединение и свободу деятельности общественных объединений, поскольку само право граждан на объединение не подразумевает обязательность регистрации юридического лица и ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Вывод: законопроект носит негативный характер, поскольку направлен на ограничение конституционного права граждан на объединение.
О приведении ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях» в соответствие с ГК РФ
16 апреля 2024 года Департамент законодательства и правоприменения в сфере некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ в рамках заседания межведомственной рабочей группы по вопросу совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере деятельности некоммерческих организаций представил законопроект о приведении Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона «Об общественных объединениях» в соответствие с Гражданским кодексом РФ.
Текст законопроекта в настоящее время для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru не размещен, на рассмотрение Государственной Думы не внесен.

Нормы ГК РФ, в том числе затрагивающие деятельность некоммерческих организаций, изменились еще в 2014 году. С тех пор нормы законов и положения уставов НКО, вступающие в противоречие с нормами ГК РФ, не применяются. Основная задача работы заключается в устранении дублирования норм, то есть исключении из двух упомянутых законов норм, которые уже присутствуют в Гражданском кодексе. Отдельно обсуждается вопрос о законодательном регулировании осуществления некоммерческими организациями приносящей доход деятельности.

После доработки и дополнительного обсуждения законопроекта планируется его внесение на рассмотрение Государственной Думой РФ.
Вывод: по имеющейся в настоящее время информации, законопроект носит технический характер и не направлен на существенное изменение законодательного регулирования деятельности некоммерческих организаций и общественных объединений.
О персональных данных
Законопроектом предлагается закрепить право субъекта персональных данных отозвать согласие на обработку своих персональных данных в той же форме, с помощью которой оно было дано.

Предлагается также закрепить, что оператор, осуществляющий сбор персональных данных, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и получающий согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в форме электронного документа, должен обеспечивать возможность осуществления отзыва такого согласия как в письменной форме, так и в форме электронного документа на страницах принадлежащего оператору сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с использованием которых осуществляется сбор персональных данных.
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения носят положительный характер, поскольку позволяют упростить механизм отзыва субъектом персональных данных своего согласия на обработку персональных данных и исключают возможности операторов персональных данных затруднять порядок отзыва согласия в своих интересах. Принятие законопроекта позволит более эффективно защитить права субъектов персональных данных.
Проекты ведомственных приказов
О ресурсных центрах добровольчества (волонтерства)
26 марта 2024 года Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) опубликован для общественного обсуждения (срок до 01.04.2024) проект ведомственного приказа «Об утверждении Порядка определения и функционирования некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства)».
С 1 января 2024 года введены в действие новые нормы Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: одним из участников добровольческой (волонтерской) деятельности названы ресурсные центры добровольчества (волонтерства). Законом определены организационно-правовые формы и виды деятельности НКО, осуществляющей функции ресурсного центра. Особенности создания, организационного и методического сопровождения ресурсных центров определены статьей 17.2 названного закона.

Так, порядок определения и функционирования некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества должен устанавливаться Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежью) совместно с организацией, уполномоченной Росмолодежью «на организационное и методическое сопровождение определения и функционирования ресурсных центров добровольчества».

Во исполнение указанного положения закона Росмолодежью и Ассоциацией волонтерских центров издан совместный проект ведомственного приказа «Об утверждении Порядка определения и функционирования некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства)». Проект приказа содержит дополнительные критерии, которым должна соответствовать организация, претендующая на осуществление функций ресурсного центра, требования к ее руководителю и процедуру принятия решения по отбору организации.

Согласно проекту приказа, НКО должна соответствовать следующим критериям:

  • размещаться в нежилом помещении площадью не менее 150 квадратных метров с определенными требованиями к помещению;
  • иметь в штате не менее 6 человек;
  • иметь финансовое обеспечение от органа государственной власти субъекта РФ.

Для определения НКО, выполняющей на территории субъекта РФ функции ресурсного центра, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заполняет заявку (форма прилагается к проекту приказу) и с пакетом документов направляет его для рассмотрения в Ассоциацию волонтерских центров, на которую планируется возложить:

а) разработку методических рекомендаций по реализации порядка;

б) согласование организаций, претендующих на реализацию функций ресурсного центра добровольчества (волонтерства) на территории субъекта Российской Федерации;

в) включение Организации в реестр ресурсных центров добровольчества (волонтерства), утверждаемый приказом Ассоциации ‎и размещаемый в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) после согласования с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации;

г) организационное и методическое сопровождение функционирования ресурсных центров добровольчества (волонтерства).
Вывод: отбор организации – ресурсного центра добровольчества будет осуществляться уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ только после согласования с Ассоциацией волонтерских центров. Критерии отбора таковы, что скорее всего, ресурсными центрами будут только НКО государственной формы собственности.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
О привлечении НКО к административной ответственности
КС РФ отклонил жалобу на привлечение автономной некоммерческой организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.34 КоАП.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что АНО получала иностранное финансирование и осуществляла деятельность (участие в организации и проведении публичных мероприятий; организация и проведение публичных дебатов, дискуссий, выступлений; публичные обращения к органам публичной власти и их должностным лицам; влияние на деятельность этих органов путем действий, направленных на принятие, изменение, отмену нормативных актов; распространение мнений о решениях, принимаемых государственными органами), которая с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 8 апреля 2014 года №10-П, была квалифицирована как политическая, т.е. данная организация являлась некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, однако с заявлением о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилась.

По мнению АНО, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 30 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 54, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет в силу своей неопределенности и в отсутствие законодательного определения понятия «политическая деятельность» произвольно привлекать некоммерческую организацию, занимающуюся научной деятельностью, к административной ответственности до принятия уполномоченным органом решения о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

КС РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению и отметил, что из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № 10-П также следует, что в соответствии с положениями федеральных законов «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» (в том числе в редакции, примененной судами в конкретном деле заявителя) обязанность официально принять на себя статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, посредством направления в уполномоченный орган заявления о своем включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возникает у некоммерческой организации только тогда, когда она действительно намерена после получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников принимать участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом в силу презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций данная обязанность должна реализовываться в уведомительном порядке – исходя из самостоятельной оценки некоммерческой организацией собственных намерений – до начала осуществления политической деятельности.

Соответственно, рассматриваемая во взаимосвязи с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации часть 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации (в оспариваемой заявителем редакции), которая обеспечивает соблюдение приведенных требований законодательства, не предполагает – вопреки утверждениям АНО – произвольного привлечения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента и не исполнившей обязанность подать заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, к административной ответственности.

Более того, АНО в своей жалобе, по существу, просит Конституционный Суд Российской Федерации квалифицировать осуществляемую этой некоммерческой организацией деятельность в качестве научной и подтвердить, что у заявителя отсутствовала обязанность подать заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, т.е. оценить принятые судами решения по вопросу о том, имелись ли основания для признания АНО некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Между тем разрешение такого рода вопросов, будучи связанным с исследованием доказательств и установлением фактических обстоятельств, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →