Правовая команда

Обзор некоммерческого законодательства

Февраль, 2025
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Суть принятых законодательных изменений состоит во введении в сферу профилактики правонарушений несовершеннолетних института «наставничества». Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

В частности, определен круг лиц и организационные процедуры по наставничеству. К этой деятельности могут привлекаться граждане, СОНКО, благотворительные организации, добровольческие (волонтерские) организации и организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности. О своей готовности участвовать в профилактической работе с несовершеннолетними им необходимо будет заявить в ЕИС «Добровольцы России». Далее заявки будут переданы в государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это новая ГИС, которая только будет создаваться. Ее оператором определено Минпросвещения России, которым будет сформированы «реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними», и «реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Назначение наставника или организации (из состава лиц, включенных в указанные реестры) будет осуществляться комиссией по делам несовершеннолетних, с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей.

В реестр наставников и организаций, выразивших желание работать с несовершеннолетними, не могут включаться лица, не отвечающие перечисленным в законе требованиям. В частности, не могут быть наставниками лица, которые не допускаются к педагогической деятельности по ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, а также те, кто не вправе быть учредителями и членами НКО на основании ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Не вправе работать с «трудными» подростками и иностранные агенты.

Также 5 февраля 2025 года вступил в силу Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.12.2024 № 969 «Об утверждении Порядка прохождения гражданами Российской Федерации подготовки для включения в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними».

Приказом определено, что подготовка граждан РФ для включения в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, направлена на приобретение ими знаний и навыков (умений), необходимых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подготовка проводится уполномоченной организацией, подведомственной Минпросвещения России. Подготовка проводится на безвозмездной основе для граждан РФ на основании их заявления, порядок подачи которого определен Приказом.
Вывод: закон определяет механизмы, обеспечивающие участие представителей общественности в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, а также устанавливает запреты и ограничения на участие в такой деятельности (например, для лиц, внесенных в реестр иностранных агентов).
В ст. 11 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» вводится новая часть 19.1, устанавливающая запрет для иностранных агентов участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Принятые ведомственные приказы
Приказ носит технический характер и дополняет перечень информации, включаемой в реестр иностранных агентов, сведениями о реквизитах специального счета, обязанность открытия которого ранее была закреплена в Федеральном законе от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Вывод: принятый Приказ Минюста России носит технический характер и уточняет перечень сведений, включаемых в реестр иностранных агентов.
Проекты федеральных законов
Об ограничениях для иностранных агентов
31 января 2025 года на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №830392-8 «О внесении изменений в пункт 2 статьи 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Законопроектом предлагается закрепить, что государственная поддержка общероссийских, международных молодежных и детских объединений не может осуществляться в отношении объединений, являющихся иностранными агентами, либо в состав руководящих органов которых входят иностранные агенты.
Вывод: законопроектом предлагается расширить перечень ограничений и запретов, установленных для иностранных агентов.
Законопроектом предлагается установить полный запрет на осуществление иностранными агентами образовательной и просветительской деятельности. В настоящее время такой запрет касается осуществления такой деятельности в отношении несовершеннолетних. Закрепляется, что наличие статуса иностранного агента является основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности, а действующая лицензия прекращается в случае включения лицензиата в реестр иностранных агентов.

Также законопроектом предлагается установить запрет на получение мер муниципальной поддержки и на включение НКО, имеющих статус иностранного агента, в реестр СОНКО.
Вывод: законопроект расширяет перечень ограничений и запретов, установленных для иностранных агентов.
О штрафах для иностранных агентов
Законопроектом предлагается расширить перечень административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации, за совершение которых лица подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, включив в него ст. 19.34 (Нарушение порядка деятельности иностранного агента).

Статью 19.4 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, предлагается дополнить новой частью 9:

«9. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».

Таким образом, Минюст России сможет привлекать к административной ответственности лиц, препятствующих осуществлению Минюстом своих полномочий в сфере контроля за иностранными агентами.

Действие ч. 4 ст. 19.34 КоАП предлагается расширить и привлекать к административной ответственности не только за отсутствие указания на то, что материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, но и за несоответствие данного указания утвержденной форме.

Размер штрафа по ч. 5 ст. 19.34 КоАП (производство материалов и (или) их распространение без необходимого указания учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица) предлагается установить в диапазоне от 30 000 до 50 000 рублей (в действующей редакции – от 10 000 до 30 000 рублей).
Вывод: законопроект направлен на расширение и ужесточение административной ответственности иностранных агентов.
Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 N 2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
О национально-культурных организациях
12 февраля 2025 года Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) разместило для общественного обсуждения (срок до 18.02.2025) проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Законопроектом предлагается закрепить понятие «национально-культурная организация»: «Национально-культурными организациями признаются некоммерческие организации, основными целями которых являются сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, укрепление единства многонационального народа (российской нации), обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия и (или) осуществляющие деятельность по обеспечению и защите национально-культурных прав граждан».

Согласно тексту проекта, национально-культурные организации могут быть созданы в формах общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, общественно полезных фондов, частных учреждений и автономных некоммерческих организаций. Не допускается создание национально-культурных организаций для реализации прав граждан в сфере экономической деятельности или реализации профессиональных прав, не связанных с сохранением, развитием, популяризацией национальных культурных ценностей и (или) этнокультурного многообразия Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае принятия законопроекта, уставы существующих некоммерческих организаций, действующих в указанных сферах, должны быть приведены в соответствие с принятыми изменениями в течение 2 лет, те же организации, кто не актуализирует свои уставы в течение данного срока, будут подлежать ликвидации по иску Минюста России.

В пояснительной записке к законопроекту разработчики обосновывают необходимость таких изменений тем обстоятельством, что действующее законодательство РФ четко выделяет лишь две группы объединений, особенностью которых является принадлежность граждан к определенной этнической общности – национально-культурные автономии и общины коренных малочисленных народов Российской Федерации в том числе Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а в Основах законодательства Российской Федерации о культуре упоминаются национальные культурные центры, национальные общества и землячества, но без конкретизации их гражданско-правовой природы.

Также по мнению разработчиков законопроекта применение проектируемых изменений позволит ограничить внешнее влияние на российские национально-культурные организации в том числе через их органы.
Вывод: в случае принятия законопроекта, некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в этнокультурной сфере, придется вносить изменения в свои уставы.
Об унификации форм отчетности НКО
По сообщениям из СМИ стало известно о рассмотрении 19 февраля 2025 года Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности разработанного Минюстом России проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные ‎законодательные акты Российской Федерации» (на рассмотрение Государственной Думы в настоящее время не внесен).
Данный законопроект в период со 2 по 23 ноября 2023 года проходил общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных актов. Доработанный по итогам общественного обсуждения текст проекта, размещенный на портале, отличается от текста, представленного в правительственную комиссию (имеется в распоряжении).

Согласно последней редакции текста проекта, его суть состоит в унификации формы отчетности НКО, направляемой в Минюст России. В настоящее время формы отчетности НКО, общественных объединений, благотворительных организаций различаются и установлены Приказом Минюста России от 30.09.2021 №185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».

Законопроектом предлагается:
  • установить единый порядок направления в Минюст России отчетности некоммерческих организаций, общественных объединений, благотворительных организаций, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, по форме, утверждаемой Минюстом России;
  • обязать Минюст России согласовать единую форму отчетности НКО с Росстатом, при этом отдельная отчетность НКО в органы статистики исключается;
  • закрепить, что отчетность направляется в форме электронного документа, обязанность предоставлять отчетность в бумажном виде исключается;
  • конкретизировать обязанность НКО по опубликованию отчетности только на информационном ресурсе Минюста России, исключив возможность ее опубликования на иных ресурсах или в СМИ;
  • включить в единую форму отчетности сведения об использовании НКО ящиков для сбора благотворительных пожертвований (в настоящее время эти сведения включаются в отдельных отчет в соответствии с Приказом Минюста России от 31.08.2020 №190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований»).

Сроки направления единой формы отчетности не изменяются – до 15 апреля года, следующего за отчетным.

В случае принятия законопроекта, его вступление в силу предполагается с 1 сентября 2025 года.
Вывод: закрепление единой формы, сроков и порядка отчетности НКО, введение исключительно электронной формы отчетности, исключение отдельной отчетности в органы статистики, носят положительный характер, поскольку значительно упрощают для НКО процесс направления отчетности, исключают путаницу в разных формах отчетности, направляемой в Минюст России, снижают риски нарушений и привлечения НКО к административной ответственности.
Об аудите общественно полезных фондов
27 февраля 2025 года Минфин России опубликовал для общественного обсуждения (срок до 13.03.2025) проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Законопроект носит технический характер и уточняет, что обязательному аудиту подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность общественно полезных фондов, в связи с тем, что в гражданское законодательство ранее были внесены изменения, разделившие фонды на общественно полезные и личные.
Вывод: законопроект носит технический характер и не окажет существенного влияния на деятельность общественно полезных фондов.
Проекты постановлений Правительства
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 22.11.2022 №2108 «Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», которым установлены требования к материалам иностранных агентов.

Проект постановления направлен на установление схожих требований для любых иных лиц, распространяющих материалы, созданные иностранными агентами. Предлагаемые проектом требования не распространяются на СМИ и на самих иностранных агентов.

Проектом постановления предлагается установить следующие требования при распространении текстовых и аудиовизуальных материалов иностранных агентов:
  • текстовое указание и указание в звуковой форме должны размещаться на русском языке;
  • текстовое указание подлежит размещению непосредственно перед началом текстового материала либо может быть размещено под заголовком материала, составной частью которого является текстовый материал;
  • не допускается наложение текстового указания на содержащийся в текстовом материале текст, изображение или иное сообщение и их фрагменты;
  • текстовое указание, размещаемое в аудиовизуальном материале, подлежит расположению на изображении;
  • не допускается наложение указания в звуковой форме на звуковые фрагменты аудиоматериала;
  • при размещении указания в звуковой форме не допускается применение технологий по увеличению скорости его воспроизведения;
  • уровень громкости звука воспроизведения указания в звуковой форме должен быть не ниже уровня громкости звука аудиоматериала;
  • текстовое указание в аудиовизуальном материале и указание ‎в звуковой форме в аудиоматериале должны быть размещены в начале трансляции таких материалов, а также при каждом возобновлении трансляции таких материалов после их прерывания.

Предлагается утвердить следующую форму указания:
«Содержится материал, произведенный и (или) распространенный иностранным агентом ____________________________________________, 18+»
(наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)
Вывод: проект направлен на установление единых требований к «маркировке» материалов иностранных агентов при их распространении иными лицами.
О спецсчетах иностранных агентов
4 февраля 2025 года Минюстом России размещены для общественного обсуждения (срок до 18.02.2025) взаимосвязанные проекты постановлений Правительства РФ:
«Об определении порядка уведомления уполномоченным банком ‎о реквизитах специального счета иностранного агента»;
«Об определении случая списания денежных средств со специального счета иностранного агента».
Оба проекта постановлений связаны с принятием Федерального закона от 28.12.2024 №520-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (вступает в силу с 01.03.2025), в соответствии с которым установлена обязанность иностранного агента для получения причитающихся ему денежных средств от отчуждения недвижимого имущества и (или) транспортных средств, от сдачи их в аренду, вознаграждения и иных платежей (в том числе неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций) в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов), использовать специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке, режим которого, в том числе особенности внесения на него платежей и списания с него средств, устанавливается решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, подлежащим официальному опубликованию в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Первым проектом постановления предусматривается, что уполномоченный банк, определенный Правительством РФ, в течение 3 рабочих дней со дня открытия специального рублевого счета иностранного агента направляет ‎в Минюст России определенный в проекте постановления перечень сведений о данном счете.

Второй проект постановления определяет, что списание денежных средств со специального рублевого счета иностранного агента допускается в случае уплаты комиссий уполномоченному банку, определенному Правительством РФ, за осуществление обслуживания указанного счета.
Вывод: проекты постановлений направлены на техническую реализацию ранее внесенных в законодательство изменений об обязанности иностранных агентов открыть специализированный счет.
Проекты ведомственных приказов
Разработка проекта обусловлена вступлением в силу с 1 марта 2025 года изменений в статью 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которыми распространяемая в сети Интернет социальная реклама также обязана сопровождаться идентификатором социальной рекламы, присваиваемым оператором рекламных данных.

Проектом приказа предлагается установить требования к содержанию и размещению идентификатора социальной рекламы.
Вывод: обязательность присвоения идентификатора социальной̆ рекламы увеличивает расходы тех НКО, которые имеют право производить и/или распространять социальную рекламу, поскольку его присвоение операторами рекламных данных производится на возмездной̆ основе.
Федеральный закон от 26.12.2024 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →