Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Июль 2020
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 года №949 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847»

Из перечня оснований для включения НКО в реестр наиболее пострадавших в условиях COVID-19 НКО исключены критерии о применении ими упрощенной системы налогообложения и пониженных тарифов страховых взносов


В соответствии с внесенными изменениями в указанный реестр может быть включена в том числе некоммерческая организация, являющаяся благотворительной организацией, зарегистрированной в установленном законодательством РФ порядке, и представившая в Минюст России отчетность по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Минюста России от 16 августа 2018 года №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2017 - 2018 годы.


Также предусматривается, что информацию в реестр будут представлять Рособрнадзор и Минюст России (в действующей редакции - Рособрнадзор и ФНС России).


В соответствии с данным Постановлением Минэкономразвития уточнило реестр НКО для оказания мер поддержки

Проект постановления разработан в целях реализации Федерального закона от 18 марта 2020 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и предусматривают порядок получения социально ориентированной некоммерческой организацией заключения ‎о надлежащей реализации проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества. Указанное заключение будет выдаваться Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества.

Положения проекта постановления предусматривают освобождение СОНКО от обязанности предоставления ‎в Минюст России (его территориальные органы) заключения ‎о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе.


В случае непредставления заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение из соответствующего федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации его выдавшего в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Также проектом постановления предполагается освободить СОНКО от представления в Минюст России (его территориальные органы) заключений, выдаваемых Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества. Указанный документ организация вправе представить по собственной инициативе. В случае его непредставления Минюст России (его территориальный орган) получает указанное заключение от Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества в рамках информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.


Учитывая предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сроки подготовки и направления ответа ‎на межведомственный запрос (не более 5 рабочих дней), срок принятия Минюстом России (его территориальным органом) решения о включении социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг увеличивается до 10 рабочих дней.

Положение о Министерстве юстиции РФ приведено в соответствии с последними изменениями законодательства, в частности, в перечень функций Минюста включены обязанности по созданию и ведению перечня иностранных средств массовой информации, осуществляющих функции иностранного агента, определению порядка применения к ним положений Федерального закона «О некоммерческих организациях», определению порядка уведомления Минюста об учрежденных ими юридических лицах.

Социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) выделят субсидии на дезинфекцию помещений, разметку, диспенсеры, маски и перчатки.


Постановлением предусмотрено выделение средств СОНКО и МСП, которые ведут деятельность в отраслях экономики, которым требуется поддержка для проведения профилактических ‎и дезинфекционных мероприятий и которые в том числе осуществляют производство и реализацию подакцизной продукции. Речь идёт об организациях общественного питания, гостиницах, организациях, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, а также деятельность по предоставлению бытовых услуг населению.


Субсидия делится на первоначальную и текущую. Размер первой составит 15 000 рублей. Вторая будет рассчитываться как произведение 6 500 рублей на количество работников организации в мае 2020 года.

Соответствующее заявление в электронной форме можно направить в налоговый орган по месту нахождения организации с 15 июля 2020 года по 15 августа 2020 года включительно.


Ранее Правительством РФ издано Распоряжение от 26 июня 2020 года №1686-р в соответствии с которым Казначейству России из резервного фонда выделены средства в размере 20 млрд рублей на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий для субъектов МСП и социально ориентированных НКО, работающих в определенных отраслях.

Утвержден порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, или учрежденным им российским юридическим лицом при ограничении доступа к его информационному ресурсу. Также установлены Правила ограничения и возобновления доступа к информационному ресурсу иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, или учрежденного им российского юридического лица и информирования граждан (физических лиц) о таком ограничении.
Постановлением уточнены меры поддержки для социально ориентированных НКО, а также НКО, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19, включенных в соответствующие реестры. Поправки касаются предоставления таким организациям отсрочки по арендным и налоговым платежам, страховым взносам.

Данный закон по аналогии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предоставляет возможность юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, государственным казенным учреждениям и физическим лицам принять участие в государственном (муниципальном) заказе.


Для некоммерческого сектора Закон играет важную роль, так как у НКО появляется еще один вариант доступа к бюджетным средствам.

Законодатель закрепляет основные отрасли социальной сферы, на которые распространяется Закон: здравоохранение, образование, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм. Перечень является закрытым. При этом в рамках Закона услуги в социальной сфере могут оказываться только физическим лицам.

Под государственным (муниципальным) заказом понимаются основные показатели, характеризующие качество оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и (или) объем оказания таких услуг в количественном выражении, категории потребителей таких услуг, а также содержащий указание на способ определения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. То есть, Законом будут урегулированы все взаимоотношения между исполнителем и потребителем, а при подписании договора на выполнение государственного (муниципального) заказа исполнитель будет заранее знать, какой объем услуг он оказывает и кому. Если исходить из законодательства, регулирующего оказание социальных услуг, поставщик не может заранее предположить, сколько человек к нему обратится, какую компенсацию он получит. По-своему это позволяет урегулировать вопрос качества оказания услуг, то есть, предотвратить ситуацию, при которой организация не может выполнить тот объем, который есть. В таких случаях законом установлено, что количество услуг будет распределяться между исполнителями, находящимися в реестре, и принимающими участие в государственном (муниципальном) заказе. Необходимо также учитывать, что определенный объем будет отдаваться государственным казенным учреждениям без проведения конкурса, в том случае, если данное учреждение выполняет государственное задание.


Законом установлено, что государственные (муниципальные) заказы могут проводиться как на федеральном уровне, так и быть распределены на уровнях субъектов и муниципалитетов, что позволяет на основании мониторинга выявить наиболее необходимые услуги для граждан, но в то же время, существует опасность, что на местном уровне могут возникнуть проблемы с законодательным регулированием, что не позволит организациям сразу иметь возможность участвовать в выполнении государственного (муниципального) заказа.


Стоит учитывать, что организация при выполнении государственного (муниципального) заказа может получить субсидии на выполнение услуг или возмещение затрат.


Одним из основных способов получения заказа будет конкурс исполнителей, в рамках которого в зависимости от предлагаемых условий организация сможет предоставить обоснованную документацию по выполнению объема заказа.


Для исполнителей общественно полезных услуг законодатель устанавливает возможность проведения отдельного конкурса в рамках оказания общественно полезных услуг, участие в котором смогут принять только те организации, которые находятся в специальном реестре Минюста, любые же другие юридические и физические лица в данном случае будут исключены из участников. Стоит учитывать, что, к сожалению, законодательно не закреплено понятие общественно полезных услуг, поэтому нормативы заказа будут устанавливаться каждый раз индивидуально.


Кроме того, Законом предусмотрена возможность объединения некоммерческих организаций в рамках договора простого товарищества для оказания услуг в социальной сфере, что позволит, например, на уровне субъекта РФ НКО выполнить условия заказа по разным направлениям деятельности, то есть, если государство выдвигает на конкурс заказ, в котором одновременно обозначены несколько разных услуг, а некоммерческая организация имеет одно направление деятельности, при объединении круга НКО, данный заказ будет выполним.

Получатели услуг в социальной сфере смогут обратиться к исполнителям при наличии сертификата на оказание услуг, то есть, именного документа, удостоверяющего право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере) в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере). Исходя из Закона, данный сертификат предоставляет возможность получателю обратиться в организацию, оказывающую услуги в социальной сфере на бесплатной, либо частично платной основе. При этом, будет вестись отдельный реестр исполнителей услуг в социальной сфере по сертификату, то есть, получатель услуг сможет выбрать организацию непосредственно из этого реестра. Не стоит забывать, что до достижения полного объема выполнения оказываемых услуг, заявленных исполнителем, организация не имеет права отказать получателю в получении услуги, что позволит обезопасить получателя от незаконного и необоснованного отказа. В случае оказания услуг по сертификату организация получает возмещение затрат. Законодатель предусмотрел возможность проведения конкурса среди получателей услуг, либо индивидуальный отбор по определенным услугам в социальной сфере. В таком случае гражданин может получить услугу в случае победы или прохождения отбора. Некоммерческие организации, находящиеся в реестре исполнителей общественно полезных услуг, будут автоматически включены в реестр исполнителей услуг в социальной сфере. В случае нежелания находиться в указанном реестре, организация имеет право подать заявление о выходе.

Целесообразно не забывать также об ответственности в рамках оказания услуг по государственному (муниципальному) заказу. Если организация не сможет выполнить условия заказа, либо услуги будут оказываться ненадлежащим образом, соглашение может быть расторгнуто, в таком случае организация попадает в реестр недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг, что также влечет за собой исключение из реестра исполнителей услуг по сертификату.


Закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года в отдельных регионах и действует до 2025 года.


В связи с принятием данного закона был принят еще ряд федеральных законов, вносящих коррелирующие изменения в действующее законодательство:


Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 190-ФЗ 2О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;


Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;


Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 192-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»


В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ оказание услуг (выполнение работ) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС). Тогда как в отношении оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для организаций иной организационно-правовой формы такого освобождения не было установлено.


Следовательно, государственные (муниципальные) учреждения и социально ориентированные некоммерческие организации до принятия Закона № 191-ФЗ находились в неравных условиях при оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.


В целях устранения такого неравенства Законом № 191-ФЗ в п. 2 ст. 149 НК РФ внесено дополнение - введен подпункт 37. Этим подпунктом освобождены от обложения НДС государственные и муниципальные услуги, оказываемые в соответствии с соглашением о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере. Введение данной нормы создаст равные условия налогообложения при оказании таких услуг для государственных учреждений и социально ориентированных некоммерческих организаций.


Принятая норма направлена на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и на выравнивание условий в части финансового обеспечения оказания данных услуг для государственных и негосударственных организаций.



Закон направлен на защиту прав работников в отношении получения ими всех причитающихся выплат при ликвидации организации. Перед тем как подать заявление о государственной регистрации ликвидации организации необходимо расторгнуть все трудовые договоры с работниками и произвести все выплаты, предусмотренные для увольняемых работников.

Коррелирующие изменения вносятся также в Трудовой кодекс - Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации»

Заново установлены формы, форматы и правила заполнения документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах.

Новая форма заявления о постановке на учет в связи с открытием счета в банке применяется со дня опубликования приказа, прочие формы - с 1 августа 2020 года.


Установленные в 2012 году формы, форматы и правила признаны утратившими силу

Проекты постановлений Правительства
Срок проведения общественного обсуждения Проекта – с 5 по 19 июля 2021 года.

Проект разработан в целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года №75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», вступающего в силу с 3 октября 2021 года. Данным Законом п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изложен в новой редакции, расширившей перечень информации, представляемой в Минюст России структурными подразделениями ИНКО. С 3 октября 2021 года они будут обязаны информировать Минюст о заявленных для осуществления и осуществляемых программах, об иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также информацию об их проведении или о том, что соответствующие мероприятия не проводились.

Программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, которые структурные подразделения ИНКО начали осуществлять на территории РФ до 3 октября 2021 года должны быть представлены в Минюст России до 30 декабря 2021 года.

В соответствии с утверждаемым Проектом постановления Положением, структурные подразделения ИНКО должны представлять в Минюст информацию в следующие сроки:

- заявленные для осуществления на территории Российской Федерации программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, – ежегодно, ‎не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа;

- осуществляемые на территории Российской Федерации программы ‎и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, – в течение 7 рабочих дней ‎со дня начала осуществления программы;

- отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, либо информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились – ежегодно до 1 марта года, следующего ‎за отчетным.

При принятии решения об изменении (в том числе дополнении) целей (задач) и мероприятий заявленной для осуществления ‎и осуществляемой программы, о которой структурное подразделение ИНКО ранее информировало Минюст России, оно представляет документы, содержащие уточненную информацию, в течение 7 рабочих дней со дня изменения указанной программы и не позднее, чем за 30 дней рабочих дней до начала реализации указанной программы.

Если срок реализации заявленной программы составляет более 1 года, то сведения о ее реализации представляются в Минюст ежегодно.

Отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ, должен содержать следующую информацию:

- наименование программы и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- орган (лицо), утвердивший программу и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- цели (задачи) программы и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий на территории РФ;

- перечень реализованных мероприятий с указанием их участников ‎и контрагентов, периода (даты) проведенных мероприятий, сумм израсходованных денежных средств по каждому реализованному мероприятию;

- территория (адрес) проведения мероприятий.

Проектом предлагается закрепить, что информация о программах структурных подразделений ИНКО представляется в Минюст только непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения. Электронный способ подачи информации, в т.ч. через ресурсы официального сайта Минюста России не предусмотрен. Таким образом, предполагается, что должны быть представлены заверенные копии документов, связанных с программами.

Следует отметить, что конкретных или рекомендуемых форм для представления отчета о реализации программ структурных подразделений ИНКО Проект постановления не содержит, а поскольку формы отчетов структурных подразделений ИНКО утверждаются Минюстом, то вероятно, что к моменту вступления в силу новой редакции п. 4 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и данного Проекта, будут также разработаны и внесены изменения в недавно принятый Минюстом Приказ от 28 июня 2021 года № 105 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Вывод: несмотря на то, что проект скорее направлен на регулирование технических вопросов реализации вступающих в силу законодательных норм, расширяющих перечень сведений, представляемых в Минюст структурными подразделениями ИНКО, однако, он не дает четкого понимания как это должно осуществляться на практике: будет ли утверждена отдельная форма отчета, будут ли внесены необходимые изменения в существующие формы, или же информация будет подаваться в произвольной форме с предоставлением копий документов.
Проекты ведомственных приказов
Срок общественного обсуждения проекта приказа установлен до 19 августа 2021 года.

Разработка проекта приказа обусловлена вступившим в силу Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», в соответствии с которым в Федеральный закон от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» была введена новая статья 2.1, предусматривающая, что «Физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи)». Перечень таких сведений должен быть установлен актом ФСБ России.

В соответствии с проектом приказа перечень таких сведений будет состоять из 61 пункта:

1. Сведения в области военной деятельности Российской Федерации, ‎не содержащие сведений, составляющих государственную тайну:

1) сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки;

2) сведения о планировании и осуществлении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

3) сведения о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении и численности Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии РФ, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки РФ, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов военной прокуратуры, военных следственных органов Следственного комитета РФ, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделений федеральной противопожарной службы и создаваемых ‎на военное время специальных формирований;

4) сведения о дислокации, назначении, строительстве, степени готовности, эксплуатации и защищенности объектов войск (сил);

5) сведения об оперативном оборудовании территории РФ в целях обороны;

6) сведения о прохождении гражданами РФ военной службы, государственной службы иных видов в войсках (силах), ‎о трудовой деятельности граждан РФ в войсках (силах);

7) сведения о строительстве и развитии войск (сил);

8) сведения о мобилизации, боевой и мобилизационной подготовке войск (сил);

9) сведения о местах хранения оружия и боеприпасов, находящихся на вооружении войск (сил);

10) сведения о потребностях войск (сил) в капитальных вложениях ‎в строительство объектов войск (сил);

11) сведения о потребностях войск (сил) в разработке, производстве, испытаниях, установке, монтаже, техническом обслуживании, ремонте ‎и утилизации образцов вооружения, военной и специальной техники, ‎в том числе робототехнических комплексов;

12) сведения о материально-техническом и финансовом обеспечении войск (сил);

13) сведения о закупках товаров, работ, услуг для нужд войск (сил), ‎в том числе сведения о единственных поставщиках товаров, работ, услуг;

14) сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках (силах);

15) сведения о деятельности войск (сил), имеющие ограничения ‎для публикации в средствах массовой информации.

16) персональные данные военнослужащих (сотрудников, работников) войск (сил) и членов их семей, в том числе адреса проживания, посещаемые образовательные и медицинские организации, используемые транспортные средства и личные средства связи, сведения о соединениях ‎и переписке с использованием средств связи;

17) сведения о средствах и сетях связи, используемых в войсках (силах), в том числе сведения о номерах служебных телефонов, ‎за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

18) сведения о подготовке, заключении, содержании, выполнении, прекращении или приостановлении действия международных договоров и соглашений;

19) сведения об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и иных лиц, подлежащих охране войсками национальной гвардии РФ и органами государственной охраны в соответствии с решением Президента РФ, ‎а также сведения о финансировании этой деятельности;

20) сведения о методах профессионально-должностной, командирской и боевой подготовки военнослужащих войск (сил);

21) сведения о режимных помещениях и специальных хранилищах ‎на объектах войск (сил), а также лицах, имеющих право сдачи их под охрану;

22) сведения о ходе и результатах рассмотрения сообщений ‎о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями органов федеральной службы безопасности и военных следственных органов Следственного комитета РФ, ‎за исключением сведений, преданных гласности в соответствии ‎с законодательством РФ с разрешения уполномоченных сотрудников органов федеральной службы безопасности и Следственного комитета РФ;

2. Сведения в области военно-технической деятельности ‎Российской Федерации, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну:

23) сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ‎и модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники;

24) сведения о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения, военной и специальной техники, ‎за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

25) сведения об используемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса комплектующих, материалах и сырье, в том числе импортного производства, ценовой политике в рамках государственного оборонного заказа, схемах финансовых расчетов;

26) сведения о производственной кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе о разработчиках или изготовителях вооружения, военной и специальной техники, другой продукции, используемой для нужд войск (сил);

27) сведения о предоставлении земельных участков для строительства или проведения изыскательных, проектных, строительно-монтажных и иных работ по созданию объектов войск (сил) и их расположении;

28) сведения об оценках производителем качества образцов российского вооружения, военной и специальной техники, их боевых возможностей, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

29) сведения о функционировании центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ, сил и средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, осуществляющих свою деятельность в рамках оборонно-промышленного комплекса, а также о компьютерных инцидентах в информационных системах (сетях) предприятий оборонно-промышленного комплекса;

30) сведения о проведении закупок в части программных ‎и программно-аппаратных средств информатизации и защиты информации для нужд предприятий оборонно-промышленного комплекса;

31) сведения о составе и организации работы государственных информационных систем, виде, количестве и наименованиях модулей, местах расположения хранилищ данных и каналов связи, исходных текстах ‎и дистрибутивах программного обеспечения, применяемого в работе государственных информационных систем, технической документации (техническом задании, моделях угроз и нарушителя) на создание государственных информационных систем и систем безопасности, в том числе для систем, обрабатывающих служебную информацию ограниченного распространения, действующих паролях, кодах систем доступа к служебной информации ограниченного распространения, настройках средств защиты информации;

32) сведения об импорте продукции двойного назначения, используемой в интересах выполнения государственных программ РФ, целевых программ, государственного задания, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе связанных ‎с развитием технологий в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства;

33) сведения о планах, силах, средствах, методах охраны ‎и об оснащении инженерно-техническими средствами охраны (организация связи, охранной, пожарной и специальной сигнализации, их технические возможности и сведения в них содержащиеся) объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, а также данные о финансировании этой деятельности;

34) сведения о целевых программах Государственной корпорации ‎по космической деятельности «Роскосмос», их финансовом и материально-техническом обеспечении, сроках их выполнения;

35) сведения о порядке, сроках и объемах финансирования программ реструктуризации организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», состоянии расчетов с российскими организациями, результатах финансово-экономической деятельности за квартал (год), а также об итогах финансово-экономического прогнозирования деятельности ‎на среднесрочный период по решению приоритетных задач в области космической деятельности;

36) сведения о долевом финансировании Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», Министерством обороны РФ, организациями (в том числе иностранными) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области космической деятельности;

37) сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в одной или нескольких областях деятельности;

38) обобщенные сведения о конверсии, производственных мощностях, планах и результатах реструктуризации организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

39) систематизированные сведения о реализации конверсионных разработок новой продукции социально-экономического назначения на базе высвобождаемых производственных мощностей Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

40) сведения о техническом состоянии и готовности к выполнению задач по предназначению средств выведения космических аппаратов ‎и наземной космической инфраструктуры;

41) сведения о планируемых работах по обеспечению эксплуатации ‎и развития средств выведения космических аппаратов и наземной космической инфраструктуры;

42) сведения о планируемых работах по созданию и развитию автоматизированных систем информационного обеспечения деятельности Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

43) систематизированные сведения об организации работ ‎по использованию ракетных систем оборонного назначения в качестве средств запуска космических аппаратов научного и социально-экономического назначения;

44) сведения о разработке и совершенствовании средств поиска, эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет-носителей, средств нейтрализации и очистки промышленных отходов;

45) сведения о ракетных технологиях, подпадающих под действие законодательства РФ в области экспортного контроля;

46) сведения о разработке и освоении перспективных базовых ‎и критических промышленных технологий машиностроения, приборостроения и материаловедения, обеспечивающих производство перспективной космической техники нового поколения на основе материалов (включая композитные) и комплектующих российского производства, в том числе изделий на новых физических принципах;

47) сведения о новых технологиях, материалах, комплектующих изделиях, которые придают новые свойства продукции Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

48) сведения о создании и внедрении космических технологий ‎в интересах обороны страны и безопасности государства;

49) сведения о развитии космической ядерной энергетики, включая создание и эксплуатацию принципиально новых космических средств (космических аппаратов, межорбитальных буксиров), напланетных аппаратов и станций, функционирующих без использования солнечной энергии ‎и обладающих повышенной энерговооруженностью;

50) сведения об обеспечении информационной безопасности при реализации государственной политики в области космической деятельности, ‎в том числе в части противодействия несанкционированному использованию спутниковых систем, а также незаконному оказанию на территории РФ услуг с использованием космической техники;

51) сведения об оснащении Вооруженных Сил РФ и систем вооружения специализированной аппаратурой в необходимом составе для использования данных, передаваемых космическими аппаратами, в ходе подготовки к боевым действиям и при ведении боевых действий;

52) сведения о наращивании возможностей инфраструктуры перспективных средств системы контроля космического пространства, а также возможностей системы обнаружения и документирования фактов преднамеренного воздействия на российскую орбитальную группировку космических аппаратов;

53) сведения о результатах изучения научно-технического уровня, достигнутого иностранными организациями по отдельным направлениям космической деятельности или в целом по космической области;

54) сведения о результатах и перспективах развития организациями ракетно-космической отрасли космических технологий, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

55) сведения о содержании и полученных результатах исследований, проведенных по заказу Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», которые могут быть использованы при разработке, модернизации и производстве продукции;

56) сведения о результатах системных исследований по определению приоритетных разработок и основных технических и экономических характеристиках перспективных образцов космической техники;

57) сведения о необходимости, потребности и объемах закупок ‎у иностранных производителей высокотехнологичных материалов, комплектующих элементов, используемых в производстве космической техники, и оборудования для их производства;

58) сведения о программах международного сотрудничества ‎в области космической деятельности, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

59) сведения о позиции представителей Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» на переговорах с иностранными ‎(в том числе международными) организациями, разглашение которых может нанести ущерб РФ в одной или нескольких областях деятельности;

60) сведения об экспорте и импорте космической техники, ‎за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;

61) сведения, раскрывающие исходные данные для заключения международных договоров в области космической деятельности.

Таким образом, сбор данных сведений (при условии, что эти действия осуществляются в интересах иностранных источников, и при оказании соответствующей поддержки) является основанием для признания физического лица выполняющим функции иностранного агента и включения данного физического лица в соответствующий список, который ведется Минюстом России (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2021 № 106 «Об утверждении документов, предусмотренных статьей 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-Ф3 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»).

Вывод: закрепление таких размытых формулировок как, например, «сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки» или «сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках (силах)», создают существенные риски присвоения статуса «выполняющих функции иностранного агента» физическим лицам, занимающимся научной деятельностью или публично высказывающимся по вопросам, которые, теоретически, могут быть отнесены к сфере военной или военно-технической деятельности государства. Опасения необоснованно широкого толкования данных формулировок усугубляются тем обстоятельством, что применяться они будут не ФСБ России (утверждающей данный перечень) или Минобороны России (к чьей непосредственной компетенции относятся эти сферы), а Минюстом России, и никаких процедур согласования решения Минюста с заинтересованными ведомствами законодательством не предусмотрено.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
1 июля 2021 года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объявила о запуске сервиса для операторов персональных данных по составлению шаблона формы согласия на обработку персональных данных (ПДн), разрешенных субъектом для распространения
Данная инициатива Роскомнадзора связана со вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года №519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», которым вместо термина «общедоступные персональные данные» введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения», и установлена обязанность операторов ПДн получать отдельное согласие на распространение ПДн. Требования к такому согласию утверждены Приказом Роскомнадзора от 24 февраля 2021 года №18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» (зарегистрирован в Минюсте России 21.04.2021 №63204).

Примечательно, что нормы Закона №519-ФЗ вступили в силу с 1 марта 2021 года, Приказ Роскомнадзора №18 подписан 24 февраля 2021 года (т.е. к дате вступления в силу соответствующих законодательных норм), но зарегистрирован и опубликован он был 21 апреля 2021 года (через полтора месяца после вступления в силу Закона), а датой вступления в силу данного Приказа установлено – 1 сентября 2021 года (через полгода после вступления в силу закона). Таким образом, сложилась ситуация, когда законодательные нормы, возлагающие на операторов ПДн дополнительные обязанности и устанавливающие для них дополнительные риски привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ (штраф на юрлиц в размере от 30 000 до 150 000 рублей), вступили в силу, а подзаконный акт, позволяющий выполнить эти требования закона, еще нет.

Вероятно, что именно в целях нивелирования вышеуказанного пробела Роскомнадзором был разработан специальный сервис. При использовании сервиса сформированный оператором шаблон отправляется специалисту Роскомнадзора, который рассматривает его, и в течение 5 дней оператору направляются рекомендации относительно шаблона.

Вопрос использования сервиса Роскомнадзора решается каждым оператором ПДн самостоятельно, но следует помнить, что его использование не является обязательным ни с точки зрения Закона 519-ФЗ, ни Приказа Роскомнадзора №18, т.к. его функционирование данными нормативными правовыми актами не регулируется. Также необходимо отметить, что сервисом можно воспользоваться после трехкратного перехода по гиперссылкам на сайте Роскомнадзора, а возможность перехода непосредственно к порталу госуслуг (ЕСИА) (где, собственно, и должно происходить формирование шаблона согласия на распространение ПДн) появляется лишь при проставлении галочки об ознакомлении с Условиями использования функционала.

При ознакомлении с данными Условиями, ряд пунктов может вызывать сомнения в целесообразности использования сервиса:

- в пункте 1.1.2 закреплено, что оператор обязуется не размещать заведомо недостоверную информацию о себе, своей компании. Это может свидетельствовать о том, что специалистами Роскомнадзора, рассматривающими сформированные с помощью сервиса шаблоны, будут предприниматься меры по проверке достоверности указанных в них сведений, в т.ч. поиск организации в реестре операторов персональных данных (в данный реестр включаются только операторы ПДн, подавшие соответствующее уведомление в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О персональных данных»);

- в пункте 2.4. указано, что рекомендации Роскомнадзора по итогам рассмотрения шаблона формы согласия на обработку ПДн, разрешенных субъектом ПДн для распространения, носят информационный характер и не являются подтверждением законности деятельности оператора по распространению ПДн субъектов ПДн. Таким образом, в случае спора с Роскомнадзором о правильности заполнения согласия на распространение ПДн, ссылаться на использование при подготовке шаблона согласия сервиса самого же Роскомнадзора абсолютно неэффективно;

- пункт 4.2. закрепляет, что ответственность за размещение при использовании сервиса ПДн субъекта ПДн в шаблоне формы согласия на обработку ПДн, разрешенных субъектом ПДн для распространения, несет оператор. Это означает, что если в направленный в Роскомнадзор шаблон согласия по недосмотру будут включены персональные данные конкретного субъекта, то это фактически будет являться нарушением требования о конфиденциальности ПДн (ст. 7 Федерального закона «О персональных данных») вплоть до привлечения оператора к административной ответственности;

- в соответствии с пунктом 5.1 Роскомнадзор оставляет за собой право изменения Условий использования функционала с момента их опубликования на своем сайте. Таким образом, воспользовавшись сервисом Роскомнадзора на действовавших на тот момент условиях, оператор не гарантирован от последующего внесения в них изменений и дополнений, которые первоначально могли бы побудить оператора к отказу от использования сервиса;

- в Условиях использования функционала отсутствуют положения об уничтожении Роскомнадзором поступивших запросов (в т.ч. заполненных некорректно) после направления рекомендаций.

Хотите получать обзоры на e-mail?
Оставьте свой e-mail в форме ниже, и мы будем отправлять Вам раз в месяц обзор некоммерческого законодательства